Мякушкин Д.Е. Основы теории организации Методические рекомендации
Введение Основы теории организации - дисциплина, опирающаяся на обобщение современного мирового опыта и отвечающая на целый ряд вопросов, касающихся целей существования организаций, принципов их построения, этапов развития и закономерностей изменения в процессе жизни и деятельности. Не понимая сущности организаций, не представляя закономерностей их функционирования невозможно управлять этими сложными многоуровневыми образованиями, скрывающими в себе огромный потенциал. Без знания основ построения и особенностей процесса развития организаций вряд ли возможно планирование и эффективное осуществление деятельности по управлению персоналом. Данная программа предназначена для студентов третьего года дневной формы обучения. В результате усвоения дисциплины «Основы теории организации» дипломированный специалист должен:
Самая общая цель курса: изучение основных подходов к пониманию сущности организации, закономерностей ее развития и процессов, в ней происходящих. Связь курса с другими дисциплинами: экономические науки (рыночные отношения, экономическая стратегия, экономическая эффективность); юридические науки (законодательная регламентация, правила и нормативы, ответственность, санкции); антропология (сравнительные нормы, этнические особенности); управление персоналом (субъекты и объекты управление, линейное и функциональное управление, кадровая политика, функции кадровой политики); психология управления (лидерство и руководство, мотивация, роли и власть, личность в организации, управленческое общение,); социальная психология (групповые процессы, групповая динамика, поведение человека в организации, межгрупповое взаимодействие, адаптация и социализация, управление конфликтами), управленческое консультирование. В настоящих методических рекомендациях приводятся планы семинарских занятий, списки основной и дополнительной учебной литературы, а также контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний.
Раздел 1. Сущность и структура организации. Организация представляет собой сложное целостное образование, характеризующееся целенаправленностью своего функционирования и развития и выступающее в качестве самоорганизующейся системы на всех этапах своего жизненного пути. В силу сложности происходящих в организации процессов она неизбежно должна рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения. Сущность организации не может быть осмысленна только в рамках формальных структур, потоков информации и соотношения ее частей. Организация - прежде всего социальный институт, в котором наряду с формальными элементами, ее составляющими, переплетаются интересы личности и группы, регламентированная технология и свободная творческая инициатива, ценностные установки отдельных сотрудников и жесткая необходимость выживать в условиях конкурентной среды. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, поэтому если теория организации изучает макроуровень организационных отношений (организация в целом и ее составные части), то микроуровень в организации исследуется в рамках организационного поведения как научной дисциплины, сосредоточенной на межличностных и групповых отношениях. Наряду со структурным подходом, рассматривающим организацию как совокупность элементов, огромное значение имеет поведенческий подход, включающий в себя выявление динамики организаций и ставящий в центр внимания отдельного работника с его системой отношений в организации, способностями, мотивацией и компетентностью. В связи с этим именно комплексное изучение различных точек зрения на сущность и структуру организации позволяет понять всю сложность и взаимовлияние происходящих в ней процессов.
Тема 1. Теория организации в системе наук.
Тема 2. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации.
Тема 3. Элементы организации.
Литература [ 3,С.7-45; 4,С.12-24; 6,С.8-35; 8,С.4-52; 10,С. 21-60; 12,С.15-21; 13,С. 6-55; 14,С. 24-73; 16,С. 18-46; 17,С. 25-41] Контрольные вопросы:
Раздел 2. Развитие организации. Любая организация не может бесконечно долго оставаться в одном и том же состоянии и в своем развитии проходит несколько этапов. Неизбежно происходящие при этом предсказуемые изменения связанны с определенной последовательностью переживаемых организацией состояний и могут быть поняты через осмысление закономерностей развития, отражающих его процессуальность и стадийность Этапы, во время которых организация кардинальным образом изменяет присущие ей генеральные ценностные установки и ориентации, задачи, особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения, получили название жизненных циклов. Этапы, которые проживает организация в рамках однотипных управленческих задач в определенный период ее функционирования, называют стадиями развития. Каждой стадии развития соответствует специфическая стратегия развития и определенные требования к процессу управления. Полный жизненный цикл содержит в себе ряд стадий развития и описывает процесс движения организации через этапы рождения, роста, зрелости и упадка Особенности происходящих в организации изменений на каждой стадии ее развития раскрываются через анализ особенностей организационной культуры - интегральной характеристики организации, в терминах которой описываются нормы, правила и принципы коммуникации, отношений, деятельности и управления. Эти нормы, принципы и правила представляют собой обобщенную и разделяемую персоналом организации модель, формирующую определенные ожидания сотрудников от руководства и определяющую рамки допустимого трудового поведения и выполнения обязанностей в процессе трудовой деятельности. Характеристики организационной культуры включают в себя как структурные, так и поведенческие измерения и соотносятся с жизненными циклами и стадиями развития организации. Именно поэтому любая организация может быть подвергнута диагностике и детально описана на основе параметров, сформулированных в терминах жизненных циклов, стадий развития и организационной культуры предприятия.
Тема 1. Жизненные стадии и циклы развития организации.
Тема 2. Организационные культуры как объект управленческой деятельности.
Литература [2,С.46-52; 3,С.44-67; 8,С.36-48; 11,С.248-265; 13,С. 57-73; 16,С.48-67; 17,С.56-112; 17,С. 55-83]
Контрольные вопросы:
Раздел 3. Организация как система. Законы функционирования организаций. Основой теории организации является теория систем, признаками которой обладает каждая организация независимо от ее размеров и типа деятельности. С понятием системы связаны особенности подходов к анализу различных организационных образований. Каждая организация как система включает в себя ряд организационных подсистем - элементов, представляющих собой автономную область внутри данной системы. При этом сама система не является простой суммой отдельных частей, поэтому ее необходимо рассматривать как единство элементов с уникальными характеристиками внутренних отношений между ними. Системный характер выступает в качестве необходимого условия деятельности любых организаций, которые функционируют в строгом соответствии с определенными законами. Эти законы имеют свою внутреннюю структуру и распространяют свое влияние на все организационные подсистемы, формируя и поддерживая их взаимозависимость. Обусловленные действием объективных законов изменения, происходящие в одной из подсистем, неизбежно отразятся во всем пространстве организации, усиливая ее, или приводя к кризису.
Тема 1. Организация как система.
Тема 2.Основопологающие законы функционирования организаций. 1. Основополагающие законы организации.
Тема 3. Законы организации второго уровня. 1. Законы организации второго уровня. 2. Закон информированности-упорядоченности.
Тема 4. Специфические законы социальной организации.
Литература [2,С.98-124; 5,С.72-109; 13,216-342; 17,С.145-196] Контрольные вопросы:
Рекомендации для подготовки к зачету по курсу «Основы теории организации» Зачет по курсу «Основы теории организации» проходит в форме собеседования. Студентам предлагаются вопросы или краткие описания ситуаций, на основании которых необходимо подготовить ответ в соответствии с заданием.
Источники, рекомендуемые для использования на практических занятиях и для самостоятельной работы. Основная литература
Дополнительная литература 1. Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления / Пер. с англ. - Киев, 1990. 2. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент: Учеб. пособие. -М.: Нефть и газ, 1993. 3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада, 1996. 4. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Изд-во МГУ, 1995. 5. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М., 1989. 6. Глущенко В.В. Менеджмент: Системные основы. - Железнодорожный (Моск.обл.): Крылья, 1996. 7. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. - М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993. 8. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. - М.: Экономика, 1984. 9. Зайцева О.А., Радугин А.А. и др. Основы менеджмента. М.: Центр, 1997. 10. Кравченко А.И. Трудовые организации: Структура, функции, поведение. - М.: Наука, 1991. 11. Красов В.Ю., Зволев П.Н. Технология «Прорыв» или как управлять организационным развитием предприятия. // Консультант директора, 1996, № 5. 12. Кричевский Р.Л. Элементы психологии менеджмента в современной работе. - М.: Дело, 1992. Н. Лагоша Б.А. Методы и модели совершенствования организационных структур.- М.,1998. 13. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы развития (Хрестоматия). - М.: Радикс, 1995. 14. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. 15. Менар К. Экономика организаций / Пер. с франц. - М.: ИНФРА-М, 1996. 16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. 17. Мильнер Б.З. Уроки бюрократической системы управления. - Вопросы экономики, 1999,№ 1. 18. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы: Пер. с англ. / Науч. ред. Б.З Мильнер и И.С. Олейник. - М.: Экономика, 1984. 19. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1995. 20. США. Организационные проблемы управления / Под общ. ред. Б.З. Мильнера. - М.: Мысль, 1976. |