Психология взаимоотношений руководства и подчинения (семинар - практикум)
Цель семинара: ознакомить слушателей с основные принципами и закономерностями психологии руководства и подчинения.
В результате участия в семинаре слушатели:
ИЗУЧАТ: технологии проведения совещаний; режимы выделения проблемы и принятия решения; позиции, роли и стратегии поведения руководителя в процессе управления подчиненными; правила проведение совещаний и этапы совещательного процесса; ролевое распределение участников в процессе работы; психологию взаимоотношений руководства и подчинения; схему ролей (позиций) в системе руководства и подчинения.
НАУЧАТСЯ:
- проводить совещания и эффективно управлять совещательным процессом;
- использовать потенциал группы в процессе поиска и принятия решений;
- эффективно работать с подчиненными в режиме группового обсуждения вариантов решения задачи;
- различать типы подчиненных и формировать систему воздействий на них;
- применять приемы, увеличивающие подчиняемость работников;
- проводить оценку исполнения заданий;
- стимулировать инициативу, результативно поощрять и наказывать работников.
Продолжительность семинара: 16 академических часов
Содержание:
Психология управления персоналом. Система воздействий на персонал. Необходимые условия для эффективного принуждения подчиненных. Выработка управленческого решения. Режимы выделения проблем. Навыки руководителя при формулировании проблемы и принятии решения. Объективные и субъективные ошибки руководителя при принятии управленческого решения. Влияние управленческой команды на эффективность процесса принятия решения. Практическая часть. Деловая игра с моделированием групповой деятельности.
Проведение совещаний. Позиции, роли и стратегия руководителя в процессе управления подчиненными. Типы совещаний. Структура компетентностей лидера. Этапы проблемного совещания: ориентировка, решение проблемы, оценка. Основные действия руководителя при активизации подчиненных на этапах проблемного совещания. Практическая часть. Определение вербальной совместимости для работы в команде.
Этапы совещательного процесса. Этап ориентировки. Этап решения проблемы. Защитные формы поведения личности. Защитные формы поведения группы. Позиционное поле участников совещания. Приемы активизации и нейтрализации поведения различных типов участников совещания. Практическая часть. Определение собственного типа поведения в процессе совещания.
Ролевое распределение участников в процессе совещания. Стили взаимодействия участников. Управление совещательным процессом. Этап оценки. Эффект незавершенного действия. Последовательность действий руководителя при завершении совещания. Практическая часть. Определение свого предпочитаемого стиля взаимодействия с участниками совещания.
Психология взаимоотношений руководства и подчинения. Типология подчиненных. Преимущества типологий. Основания для оценки подчиненных. Определение более предпочитаемого и менее предпочитаемого подчиненного. Причины искажения оценки руководителем подчиненных. Практическая часть. Определение ведущих ориентаций подчиненных.
Стиль руководства и стиль подчинения. Оптимальные сочетания стилей руководства и подчинения. Типы подчиненных и система воздействий на них. Стереотипы мышления сотрудников в совещательном процессе: отношение к группе, отношение к власти, отношение к роли, отношение ко времени. Причины отклонения реального результата исполнения от заданного руководителем решения.
Подчиняемость работника. Приемы, увеличивающие подчиняемость работников. Способы демонстрации работнику его собственной некомпетентности. Организация исполнения решения. Функции руководителя. Стимулирование инициативы и правила наказания работников. Оценка исполнения. Этапы и стратегии оценки исполнения поручений. Основные принципы управления персоналом. Стиль взаимодействия с подчиненными. Практическая часть. Определение собственной позиции в системе руководства и подчинения.
Схема ролей (позиций) в системе руководства и подчинения. Причины повышенного психологического напряжения руководителей. Роли, связанные с психологическим напряжением. Практическая часть. Оценка чувствительности к стрессу и кризисной ситуации.
|