Мякушкин Д.Е.
Особенности оценки эффективности деятельности персонала в процессе трудовой адаптации.
Оценка персонала - это организованный определенным образом и целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик работника требованиям деятельности, должности или рабочего места [2,3,6,7]. На сегодняшний день существует и применяется с различной степенью успешности достаточно много оценочных технологий, однако анализ особенностей оценки эффективности деятельности сотрудников организации в период прохождения ими трудовой адаптации показал, что в этом направлении проводится явно недостаточное количество исследований, чтобы удовлетворить запросы практики [3,5,7]. Существующее положение дел в этой области таково, что при создании системы оценки сотрудников в процессе трудовой адаптации не уделяется должного внимания методологическим аспектами, а проблема формирования критериев оценки оказалась мало изученной, несмотря на ее важное значение для практики. Адаптация - это процесс включения новых сотрудников в деятельность и организацию, основанный на постепенном знакомстве с правилами и нормами корпоративной культуры, способами и особенностями деятельности [6,7]. Адаптация - это еще и включения работника в систему неформальных связей между уже работающими сотрудниками, процесс выстраивания формальных и неформальных отношений с руководством, коррекция своего собственного поведения в соответствии с требованиями социальной среды. И эффективность процесса трудовой условиям адаптации зависит от ряда факторов, формирующих наиболее адекватный для каждого конкретного подразделения способ включения новых сотрудников в трудовую жизнь организации. К таким факторам можно отнести организационную культуру предприятия, тип совместной деятельности и тип социализации, адекватный внешней по отношению к работнику среде. 1.Организационная культура есть интегральная характеристика организации, в терминах которой описываются нормы и правила коммуникации между сотрудниками, система ценностей, отношение к выполняемой деятельности, способы оценки результатов работы и т.д. Эти нормы, принципы и правила представляют собой обобщенную и разделяемую персоналом модель, формирующую определенные ожидания сотрудников от руководства и определяющую рамки допустимого трудового поведения [2,4,7]. В ситуации преобладания органической организационной культуры сотрудники выступают в качестве исполнителей, включенных в семейный тип отношений. При этом они озабочены в основном социальными нуждами и положительно реагируют на инициативы руководства в том случае, если оно учитывает социальные потребности подчиненных. Организация направляется согласием персонала с общей идеей, рабочая обстановка, как правило, комфортна, лидерство основывается на создании разделяемых сотрудниками взглядах о направлении общего движения. Уверенный и заботящийся о своих подчинённых руководитель пользуется доверием персонала, для которого он - высшая инстанция. Поэтому основной рычаг управления - авторитет руководителя. В случае преобладания предпринимательской организационной культуры работники, как правило, интересуются в основном своими личными целями и равнодушны к традициям, ценностям и задачам организации. Основным рычагом воздействия на персонал служат деньги, мерилом же эффективности деятельности персонала выступает рынок. В такой среде эффективно работают активные, инициативные и агрессивно настроенные работники, участвующие в иногда жестких конкурентных отношениях с коллегами, что, с одной стороны, создает атмосферу повышенной тревожности в коллективе, с другой стороны, заставляет работников трудиться с максимальной степенью эффективности. Решения вырабатываются сотрудниками независимо друг от друга, рабочая обстановка возбуждающа и наполнена возможностями для развития бизнеса. В случае преобладания бюрократической организационной культуры главным рычагом управления выступает силовое воздействие, осуществляемое на основе приказов и наказаний. Организация направляется сильным руководством, лидерство основывается на власти, функции и ответственность закрепляются за сотрудниками. В такой среде желания и интересы отдельных людей подчиняются интересам организации, деловое общение часто подчиняется определенным правилам, информация недоступна для большинства сотрудников, а рабочая обстановка стабильна, безопасна и предсказуема. Решения принимаются вышестоящим руководством, критика действий руководства наказуема, контроль над деятельностью персонала - комплексный и постоянный. Работники дисциплинированны и исполнительны, но часто безынициативны и могут эффективно трудиться в рамках закрепленных за ними чётко описанных обязанностей. При партиципативной организационной культуре коллектив нацелен на достижение общекомандного результата. Организация направляется всесторонними обсуждениями, коммуникации насыщенны и открыты, проблемы решаются на основе тесного взаимодействия и равноправия, а конфликты вскрываются для открытого и конструктивного их разрешения. В таких подразделениях активно развивается сотрудничество и взаимопомощь, люди участвуют в принятии решений и готовы трудиться ради достижения целей, находящихся за пределами их личных интересов. В подразделении с преобладанием той или иной организационной культуры соответствующим образом должна формироваться и содержательная часть критериев оценки персонала. 2. Тип совместной деятельности - это способ взаимодействия сотрудников организации (подразделения) в рамках коллективного решения поставленных задач или возникающих проблем. Исследователи выделяют несколько типов совместной деятельности [2,7]: Совместно - взаимодействующий тип деятельности характеризуется групповым участием персонала подразделения в решении задач, при этом трудозатраты на реализацию того или иного проекта, как правило, равномерно распределяются руководителем между исполнителями. Для сотрудников характерны высокая степень приверженности лидеру и признание его авторитета, ориентация на выработанные совместным опытом групповые нормы и ценности, ощущение принадлежности к группе и традиционные для данного подразделения способы трудового поведения. При совместно - индивидуальном типе деятельности для персонала характерны высокая инициативность, ориентация на результат и собственные достижения. Создаваемая в таком подразделении конкурентная среда может сводить к минимуму взаимодействие между сотрудниками, которые склонны к индивидуальному выполнению обязанностей, хорошо разбираются в особенностях своей деятельности и при этом мало внимания обращают на особенности работы и проблемы своих коллег. При совместно-последовательном типе деятельности сотрудники технологически дисциплинированны, следуют сформулированным в нормативных документах нормам и правилам и последовательно, в установленном инструкциями порядке работают для достижения единой для организации цели. При совместно - творческом типе деятельности каждый сотрудник является участником совместного процесса и равноправным создателем нового. Для такой деятельности характерно открытое обсуждение, ориентация на сотрудничество, личное и профессиональное развитие, что создает условия для возникновения эффекта синергии. 3. Социализация есть процесс вхождения работника в социальную среду с приобщением его к системе социальных связей и преобразованием нового опыта в собственные ценности, установки и образцы поведения [1]. В процессе трудовой адаптации сотрудник не только усваивает принятую в конкретном подразделении систему формальных и неформальных отношений, но и определенным образом изучает особенности деятельности, обучаясь и познавая профессию несколькими возможными способами. Личностная социализация: работник учится у мастера, моделируя трудовое поведение учителя и подражая ему при выполнении обязанностей. Функциональная социализация: работник учится работать с инструментами, смотреть на процесс работы через набор инструментов и результат применения этих инструментов. Авторитарная социализация: работник учится работать в соответствии с заданными нормами и алгоритмами деятельности, учится понимать, принимать и выполнять правила выполнения обязанностей. Проектная социализация: работник включается в деятельность группы, пробуя разные варианты деятельности и выбирая то, что ему интереснее и лучше получается (принимается группой) при решении общей задачи. В зависимости от способа познания профессии, а так же от особенностей адекватного типу деятельности и типу организационной культуры механизма обретения новых трудовых навыков и должны определяться направления оценки и формироваться критерии оценки эффективности деятельности работников в период прохождения ими процедуры трудовой адаптации. Литература:
|