На сегодняшний день специалисты выделяют несколько видов Assessment Centre:
- Традиционный Assessment Centre проводимый для диагностики потенциала и выявления степени выраженности необходимых компетенций у участников Assessment Centre;
- Стратегический Assessment Centre ориентированный на использование опыта и потенциала участников процесса - для прогнозирования развития ситуации на предприятии, сбора информации для принятия стратегических решений и разработки оптимальных вариантов действий в организационной среде;
- Командообразующий Assessment Centre предназначенный для создания, закрепления и внедрения механизмов командообразования в среде руководителей и сотрудников различного уровня;
- Развивающий Assessment Centre направленный на развитие сотрудников и создающий для этого необходимые условия.
- Индивидуальный (персональный) Assessment Centre , представляющий собой процедуру комплексной оценки личности руководителя, осуществляемую через проведение глубинного интервью и позволяющую получить объективные данные о потенциале руководителя, выявить сильные и слабые стороны, обнаружить личностные ресурсы и зоны ближайшего развития, а также создать мотивацию к изменениям.
Базаров Тахир Юсупович (http://www.cpt21.ru) предлагает иное основание для классификации технологии Центра Оценки, вводя в систему Assessment Center понятие «типы компетенций организации»:
Традиционный Assessment Centre ( Центр Оценки ), проводимый для оценки стандартных компетенций (способность организации решать типовые для данного вида деятельности задачи).
Развивающий Assessment Centre – ( Центр Оценки ), проводимый для оценки ключевых компетенций (способность организации решать инновационные для данного типа деятельности задачи).
Стратегический Assessment Centre – ( Центр Оценки ), проводимый для оценки ведущих компетенций (способность организации к созданию новых видов профессиональной деятельности).
При этом:
- Стандартная компетенция – такой набор способностей, которые позволяют решать обычные для данного рынка задачи. Так как стандартными компетенциями должны обладать все участники рынка, ее отсутствие ведет к очень быстрому уходу компании с рынка.
- Ключевая компетенция - такой набор способностей, которые позволяют решать особые задачи, нетипичные для большинства участников рынка. Наличие ключевой компетенции выводит компанию в лидеры рынка и делает очень устойчивой при ожесточении конкуренции
- Ведущие компетенции – это то, что позволит организации стать успешной в будущем. Это преимущества в решении тех задач (ситуаций), которые станут зоной конкуренции в будущем. Ведущая компетенция обеспечивает лидерство компании в будущем, это наличие тех предпосылок, которые, при соответствующей работе, могут привести к созданию уникального торгового предложения и обеспечить компании первенство, выход в новый сегмент рынка, продукта, технологии. Через некоторое время ведущая компетенция становится ключевой, а затем стандартной компетенцией.
|