Глоссарийассессмент центр, assessment center, центр оценки персонала, комплексная оценка персонала, кадровый резерв Карта сайтаобучение ассессмент центру, проведение assessment center Контакты
Главная Партнеры Внешние проявления беспомощности у подростков

Поиск

Печать

Забелина Е.В.

 

Внешние проявления беспомощности у подростков

 

Феномен беспомощности, открытый американскими психологами в 70-х годах ХХ века и ставший предметом исследования в нашей стране в последнее время, в первоначальной теории был описан как психологическое состояние, являющееся результатом неконтролируемых событий и проявляющееся специфическими дефицитами: мотивационным (торможение попыток активного вмешательства в ситуацию), эмоциональным (подавленное состояние из-за бесплодности собственных действий), когнитивным (трудность научения тому, что в аналогичной ситуации действие может оказаться эффективным). В многочисленных исследованиях, участниками которых были как животные, так и люди, данный феномен зафиксирован на уровне поведения как реакция на серию неудач (в преодолении трудностей, решении задач и т.п.), проявляющаяся в виде отказа от активных попыток изменить ситуацию к лучшему, пассивное принятие происходящего.

Последующее развитие теории (в частности, открытие и описание атрибутивного стиля мышления людей с признаками беспомощности), привело к пониманию беспомощности как относительно устойчивого образования, предопределяющего склонность человека поступать определенным образом в трудных жизненных ситуациях, например, «опускать руки» или «сдаваться без боя».

Беспомощность в последнем понимании начинает формироваться уже в детстве под влиянием наблюдения подобных стратегий поведения со стороны родителей и значимых взрослых, а также в результате различных нарушений в системе воспитания. Критическим для закрепления позиции беспомощности является подростковый возраст – период перехода от детства к взрослости, формирования самосознания. Именно на этом возрастном этапе, когда уровень самооценки и притязаний достаточно неустойчив, а эмоциональный фон колеблется от эйфории до депрессии, велика вероятность усугубления позиции приобретенной ранее беспомощности. Этот факт делает проблему профилактики и коррекции подростковой беспомощности наиболее острой.

Для того чтобы начать коррекцию, необходимо определить тех школьников, кто в ней нуждается, то есть выделить (диагностировать) подростков с признаками беспомощности. Благодаря имеющимся наработкам в этой области, уже существует ряд психодиагностических методик, позволяющих осуществить данную задачу (например, опросник атрибутивного стиля, методика изучения тревожности, депрессии, самооценки, уровня притязаний и т.д.). Однако на сегодняшний день остается отрытым вопрос диагностики беспомощности в первом приближении по внешним проявлениям (поведению), которая была бы доступна и для неспециалистов в области психодиагностики (учителей-предметников, родителей и др.).

Данная задача – описание внешних проявлений признаков беспомощности у подростков – была поставлена в нашем исследовании. На первом этапе испытуемые (учащиеся 7-8 классов) были протестированы с помощью психодиагностических методик с целью выявления беспомощности у них. На втором этапе было проведено несколько серий наблюдений за повседневными проявлениями наиболее ярких[1] носителей беспомощности. Наблюдение было не включенным и носило выборочный характер. В рамках программы наблюдения были выделены такие параметры, как внешний вид, особенности речи, взаимоотношения со сверстниками, особенности поведения во время учебных занятий, особенности принятия решений, поведение в конфликте, участие в делах класса (общественная жизнь), внешкольная занятость. Согласно результатам исследования, у подростков с признаками беспомощности, как правило, безразличное, «отсутствующее» выражения лица; скованные, неэнергичные движения; медленная и тихая речь, высказывания часто неопределенны, скупы; в целом они немногословны. «Беспомощные» подростки закрыты, замкнуты в себе, имеют малый круг общения в классе, пассивны в завязывании новых контактов, в ситуации вступления в диалог с новыми людьми пользуются «крайними» стратегиями (агрессия или равнодушие). Эти школьники, как правило, не проявляют инициативу на уроках; при выборе трудности задания предпочитают легкие; при возникновении препятствий в решении задачи становятся пассивными, быстро отказываются от дальнейших попыток решения; к отметкам и замечаниям учителя относятся равнодушно. Подростки с признаками беспомощности испытывают трудности с самостоятельным принятием решений, склонны принимать чужое авторитетное мнение в качестве правильного ответа; они практически не принимают участие в общественной жизни класса и школы; не имеют сильных увлечений или хобби (если чем-то занимаются, то без особого интереса и только по инициативе родителей). Эти подростки стараются избегать конфликтов или вступают в конфликт с теми, кто изначально слабее (например, с младшими школьниками); в конфликтной ситуации используют, как правило, неконструктивные стратегии поведения (избегание или конфронтацию). В целом, можно говорить о том, что «беспомощные» подростки проявляют меньшую активность, как в учебе, так и во взаимодействии с окружающими, чем их «небеспомощные» сверстники.

Данные исследования могут быть полезны как для диагностики и разработки коррекционных программ по преодолению беспомощности, так и в целом в рамках развивающей и воспитательной работы с подростками. 

 

_______________________________________

[1] Обращаем внимание на то, что представленные результаты характеризуют только наиболее сильную степень беспомощности, которая встречается у незначительного числа учащихся. Большинство подростков с признаками беспомощности ведут себя вполне адекватно, хотя несомненно описанные тенденции поведения у них присутствуют

 

 

 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100