Нагуло, Е. Н. Шалашова, Е. О.
Современные технологииформирования и подготовки кадрового состава организации
В основе модели формирования и подготовки кадрового состава, представленной в настоящей статье, лежит технология, основанная на привлечении студентов и молодых специалистов к проблемам и вопросам, связанным с развитием компании. Данная технология реализуется через организацию на предприятии групповой проектной деятельности. В проектные группы могут включаться сотрудники предприятия, чей карьерный рост планируется в ближайшее время, молодые специалисты, студенты старших курсов соответствующих факультетов, желающих трудоустроиться в данную организацию. Участники проектных групп работают под руководством «резервистов» (специалисты среднего звена, входящие в группу резерва руководителей компании). Технология отличается комплексным подходом и позволяет решить целый ряд задач, направленных на реализацию таких функций кадровой политики как: отбор и подбор персонала, оценка профессионального и личностного потенциала, обучение персонала (формирование знаний, умений, навыков, необходимых как для работы в компании, так и для управленческой деятельности). В настоящей статье описываются этапы, результаты, возможности использования данной технологии с целью формирования и подготовки кадрового состава организации. Апробация происходила на ряде промышленных предприятий и банков г. Челябинска. Эффективность технологии определяется временным ресурсом. Длительность проекта составляет от 6 до 12 месяцев. Для достижения поставленной цели использование технологии предполагает реализацию определенных этапов. 1 этап. Формирование проектных групп. Настоящий этап заключается в определении участников проектной деятельности через проведение оценочных процедур. По результатам оценочных мероприятий утверждается состав руководителей проектных групп (членов группы резерва), а также список молодых специалистов, студентов, которые будут принимать участие в работе проектных групп. Итогом этапа является формирование проектных групп, состав которых включает одного руководителя и от 2 до 5 студентов или молодых специалистов. После определения формального состава групп проводится процедура командообразования, с целью знакомства, сплочения, выстраивания организационно-личностных взаимоотношений между участниками внутри проектных групп. 2 этап. Формирование тем проектов. На данном этапе проводится совещание с руководством предприятия, где обсуждаются актуальные для развития компании вопросы и задачи, которые в дальнейшем становятся темами проектов. 3 этап. Реализация проектов. Данный этап является основным и самым длительным. В ходе этого этапа студенты знакомятся с деятельностью предприятия, общаются с действующим руководством компании, ставят и выполняют задачи, необходимые для реализации своего проекта. Работа проектных групп нацелена на внедрение полученных результатов в практику деятельности организации (подразделения), а не на подготовку докладов или рекомендаций. Результаты работы в проекте конкретны и измеримы. С периодичностью 1-2 раз в месяц проводятся отчетные «сессии», для обсуждения промежуточных результатов и особенностей реализации проектов (по специальной методике под руководством консультантов), а также для планирования шагов и задач на следующий «межсессионный» период. Помимо отчетных сессий для участников проектных групп проводится дополнительное обучение, необходимое для более эффективного достижения целей проектов. В качестве тем обучающих семинаров, тренингов, лекций могут выступать такие, как: «Искусство презентации», «Основы экономики и маркетинга», «Технологии аргументации и убеждения» и т.п. Важным моментом реализации этапа является психологическое сопровождение участников проектных групп (по принципам коучинга), направленное на работу с личными состояниями, переживаниями успеха и неудач, формированием адаптивности и эффективности при взаимодействии с другими людьми и т.д.. 4 этап. Итоговый. Проведение заключительной (отчетной) «сессии», на которой участники проекта в присутствии руководителей организации представляют полученные результаты. По итогам защиты проектов происходит обсуждение эффективности деятельности конкретных участников, определяется самый лучший проект. Результаты реализации технологии описаны в разрезе трех составляющих (организация, «резервисты», студенты и молодые специалисты): Результаты для предприятия:
Результаты для «резервистов»:
Результаты для студентов и молодых специалистов:
- эффективная работа в трудовых коллективах; - решение профессиональных задач, как в группе, так и индивидуально; - ведение переговоров с руководителями разных уровней; - презентация и продвижение результатов своей работы и т.д.
Таким образом, применение данной технологии в практике работы с персоналом позволяет решить целый комплекс вопросов, связанных с формированием и подготовкой кадрового состава организации, как на уровне специалистов, так и на уровне руководителей среднего звена. Помимо этого возможности данной технологии затрагивают решение большого спектра задач в рамках системы работы с персоналом, а также разработки и внедрения организационных изменений. |