Глоссарийассессмент центр, assessment center, центр оценки персонала, комплексная оценка персонала, кадровый резерв Карта сайтаобучение ассессмент центру, проведение assessment center Контакты
Главная Партнеры Социальные представления молодежи о политической власти

Поиск

Печать

Шалашова Е. О.

 

 

Социальные представления молодежи о политической власти

 

      Данное исследование посвящено анализу социальных представлений о политической власти, при этом основной акцент делается на изучении представлений молодежи.  В работе описывается структура социальных представлений о политической власти, особенности социальных представлений о власти в молодежной среде, проводится сравнительный анализ социальных представлений, особенностей атрибуции, семантических моделей реальной и желаемой власти, в зависимости от политической активности студентов. 

      Политическая власть в современном обществе представляет собой сложное общественное образование. Она охватывает  все его основные сферы. Проблема власти является актуальной для всех наук, имеющих дело с изучением человеческого общества (политология, социология, социальная и политическая психология).

      В социальной психологии феномен власти имеет множество аспектов. Власть рассматривается и как потребность, в той или иной мере присущая всем людям, и как определенная деятельность, имеющая мотив, результат, затрагивающая способности человека, и как определенный тип взаимодействия между людьми.

      В политической психологии особое внимание уделяется изучению процесса восприятия и познания власти и ее субъектов. Ведь именно на основе сложившихся у человека представлений о политической действительности он строит свое поведение, которое реализуется в поддержке той или иной политической группы, отдельного политика и системы в целом.

      Большинство работ в социальной  и политической психологии посвящено изучению индивидуально-психологических характеристик людей, влияющих на становление образа власти. В современной социальной психологии недостаточно  исследований, акцентирующих свое внимание на изучении структуры самого социального представления о власти и процессе атрибуции при восприятии  политической действительности.

      В настоящей работе ставится важная проблема взаимоотношения молодежи и политической власти России. На сегодняшний день по данным многих социологических исследований молодое поколение в большинстве своем занимает пассивную позицию по отношению к политической действительности, исходя из этого, предвыборные кампании ориентируются  в основном только на средний и пенсионный возраст, а молодежь остается за чертой политики. Получается, что будущее России, в котором жить сегодняшней молодежи, определяется людьми «старой» политической ориентации, чьи жизненные принципы во многом чужды новому поколению. Что же  лежит в основе такого поведения, какие представления о власти  детерминируют такую позицию молодежи к политической действительности?   

Основной целью исследования стало изучение особенностей социальных представлений о политической власти и ее уровнях в молодежной среде, хотя проводился  анализ социальных представлений о власти и  других возрастных групп населения.

В качестве главных задач исследования выступили следующие:

  1. Анализ структуры социальных представлений о политической власти и о главных субъектах разных ее уровней.
  2. Сравнительный анализ представлений о разных уровнях политической  власти в молодежной среде.
  3. Сравнительный анализ семантических моделей желаемой и реальной политической власти в зависимости от политической активности студентов.
  4. Выявление особенностей социальных представлений о власти и процесса атрибуции при объяснении событий политической действительности в зависимости от политической активности молодежи.

Основными методами исследования стали анкета с незавершенными предложениями на тему власти, фокус-группа и краткий вариант семантического дифференциала. В качестве метода обработки и анализа полученных данных  была использована процедура контент-анализа. Использованные методы позволяют получать разностороннюю, развернутую информацию и существенно расширяют возможности качественного анализа данных.

Исследование состояло  из трех основных этапов.

      Первый этап работы был посвящен изучению структуры социальных представлений о политической власти  и о главных субъектах различных ее уровней (мэр, губернатор, президент). Данный этап был необходим для дальнейшей постановки проблемы исследования. В качестве респондентов выступили представители разных возрастных групп населения Челябинской области, всего 106 человек из них 27% - студенты ВУЗов в возрасте 18-25 лет, 15% - респонденты в возрасте 35-45 лет, 30% - в возрасте 45-55 лет, 28% - респонденты в возрасте более 55 лет.  Основным методом сбора информации стала специально разработанная анкета.

      Второй этап работы был посвящен сравнительному анализу представлений о политической власти и изучению особенностей процесса атрибуции при объяснении событий политической действительности в зависимости от политической активности студентов (участие/неучастие в выборах). Основным методом  получения информации была фокус-группа, в качестве участников выступили политически активные и политически пассивные студенты (основным критерием активности / пассивности было участие / не участие в выборах).  В  фокус - группах приняло участие 120 студентов.

Третий этап заключался в проведении сравнительного анализа семантических моделей реальной и желаемой  политической власти в зависимости от политической активности молодежи. В качестве  метода  сбора информации был использован краткий вариант семантического дифференциала.

В ходе проведения данного исследования были получены следующие результаты:

  1. Анализ текстового материала, полученного с помощью открытых вопросов анкеты, позволяет выделить следующие когнитивные составляющие феномена политической власти в представлениях респондентов: управление (26%), сила (18%), возможность изменить жизнь к лучшему (10%), орган государства (6%), закон (6%). В определениях политической власти также отмечается присутствие негативных компонентов: «власть – это беззаконие, коррупция (18%) и средство обогащения (10%).

      В целом, в представлениях респондентов в большей степени отражен функциональный аспект власти. Среди основных перечисленных функций особенно часто называются функции управления и силы - как способности защищать своих избирателей. В этом можно обнаружить проявление широко распространенного в нашем менталитете патерналистского отношения к государству (власти) – оно воспринимается как отец – покровитель и защитник.

  1. Сравнение представлений респондентов о различных  субъектах власти (мэр, губернатор, президент) позволяет говорить о том, что по мере роста масштабности уровней власти (от мэра к президенту) отмечается тенденция к повышению значимости моральных (честный, законопослушный, порядочный и т.п.) и политических качеств (демократический), а также увеличение количества требований, предъявляемых к субъектам власти. Так, например, губернатор и президент одновременно должны соответствовать многим параметрам, включая личностные, деловые, нравственные, политические, демографические характеристики, чего не наблюдается при описании фигуры мэра. Этот факт особенно следует учитывать в период избирательной кампании на данные должности, при разработке имиджа кандидата.
  2. Образная составляющая социальных представлений о политической власти  достаточно  разная,  в зависимости  от политической активности молодежи.  Образ политической власти у студентов, не участвующих в выборах представлен составляющими более негативного характера. Тогда как образ власти у политически активных студентов в большей степени включает ассоциации позитивного и эмоционально нейтрального характера.
  3. Образы типичных представителей политической власти у участвующих и не участвующих в выборах студентов отличаются. Для политически активных студентов значимыми качествами являются уверенность и деловитость, а для политически пассивных – общительность и простота. Заслуживает внимания то, что образ человека власти у политически пассивных студентов расходится с реальными политиками  России, тогда как у политически активных он очень близок к современным политическим деятелям.  Это обстоятельство может быть одной из причин политической пассивности студентов.
  4. Анализ приписываемых студентами причин стремления людей к политической власти позволяет говорить о том, что  в обеих группах студентов отмечается наличие неодобряемых мотивов стремления к власти – «из-за денег, депутатской неприкосновенности, для командования людьми».  При этом следует отметить, что политически пассивные студенты используют строгие, формальные атрибуции негативного плана. В группе политически активных студентов  присутствуют и одобряемые причины («чтобы помогать стране»). Интересен тот факт, что в данной  группе студенты, указывая негативные причины стремления к власти, одновременно сохраняют надежду на то, что политики идут во власть из благих намерений. Также заслуживает внимание и то, что политически активные студенты оправдывают нежелательные мотивы стремления политиков к власти, объясняя для себя это тем, что так будет абсолютно с каждым, этого не избежать, т. к. сама власть «захватывает» человека, т. е. это, по их мнению, вполне естественно и реально (атрибуции на уровне допущения). Таким образом, можно сделать вывод о том, что у политически активной молодежи присутствует более оптимистичный взгляд на политическую власть России, она (молодежь) сохраняет надежду на благие действия политиков. Можно предположить, что это выступает в качестве одной из причин активной политической позиции (участие в выборах).

В результате анализа процесса атрибуции при объяснении причин собственного политического поведения молодежью, можно сделать вывод о том, что в основе политически активного поведения лежит личностная атрибуция («Я сам – причина участия в выборах»), а в основе политически пассивного поведения – обстоятельственная («Сама власть и политическая ситуация – причина моего не участия в выборах»).

  1. При сравнении семантических моделей реальной и желаемой власти можно отметить, что в представлениях студентов, не участвующих в выборах, наблюдается тенденция большей удаленности  образа реальной политической власти  от желаемого образа, при этом максимальные расхождения отмечаются в оценке наиболее значимых для студентов параметров (активность, сила, истинность).

      Результаты данного исследования дают возможность понять представления современной молодежи о политической власти. Также полученные данные  могут быть использованы в ходе стратегического планирования избирательных кампаний, при создании положительного имиджа кандидата.

 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100