Шалашова Е. О.
Социальные представления молодежи о политической власти
Данное исследование посвящено анализу социальных представлений о политической власти, при этом основной акцент делается на изучении представлений молодежи. В работе описывается структура социальных представлений о политической власти, особенности социальных представлений о власти в молодежной среде, проводится сравнительный анализ социальных представлений, особенностей атрибуции, семантических моделей реальной и желаемой власти, в зависимости от политической активности студентов. Политическая власть в современном обществе представляет собой сложное общественное образование. Она охватывает все его основные сферы. Проблема власти является актуальной для всех наук, имеющих дело с изучением человеческого общества (политология, социология, социальная и политическая психология). В социальной психологии феномен власти имеет множество аспектов. Власть рассматривается и как потребность, в той или иной мере присущая всем людям, и как определенная деятельность, имеющая мотив, результат, затрагивающая способности человека, и как определенный тип взаимодействия между людьми. В политической психологии особое внимание уделяется изучению процесса восприятия и познания власти и ее субъектов. Ведь именно на основе сложившихся у человека представлений о политической действительности он строит свое поведение, которое реализуется в поддержке той или иной политической группы, отдельного политика и системы в целом. Большинство работ в социальной и политической психологии посвящено изучению индивидуально-психологических характеристик людей, влияющих на становление образа власти. В современной социальной психологии недостаточно исследований, акцентирующих свое внимание на изучении структуры самого социального представления о власти и процессе атрибуции при восприятии политической действительности. В настоящей работе ставится важная проблема взаимоотношения молодежи и политической власти России. На сегодняшний день по данным многих социологических исследований молодое поколение в большинстве своем занимает пассивную позицию по отношению к политической действительности, исходя из этого, предвыборные кампании ориентируются в основном только на средний и пенсионный возраст, а молодежь остается за чертой политики. Получается, что будущее России, в котором жить сегодняшней молодежи, определяется людьми «старой» политической ориентации, чьи жизненные принципы во многом чужды новому поколению. Что же лежит в основе такого поведения, какие представления о власти детерминируют такую позицию молодежи к политической действительности? Основной целью исследования стало изучение особенностей социальных представлений о политической власти и ее уровнях в молодежной среде, хотя проводился анализ социальных представлений о власти и других возрастных групп населения. В качестве главных задач исследования выступили следующие:
Основными методами исследования стали анкета с незавершенными предложениями на тему власти, фокус-группа и краткий вариант семантического дифференциала. В качестве метода обработки и анализа полученных данных была использована процедура контент-анализа. Использованные методы позволяют получать разностороннюю, развернутую информацию и существенно расширяют возможности качественного анализа данных. Исследование состояло из трех основных этапов. Первый этап работы был посвящен изучению структуры социальных представлений о политической власти и о главных субъектах различных ее уровней (мэр, губернатор, президент). Данный этап был необходим для дальнейшей постановки проблемы исследования. В качестве респондентов выступили представители разных возрастных групп населения Челябинской области, всего 106 человек из них 27% - студенты ВУЗов в возрасте 18-25 лет, 15% - респонденты в возрасте 35-45 лет, 30% - в возрасте 45-55 лет, 28% - респонденты в возрасте более 55 лет. Основным методом сбора информации стала специально разработанная анкета. Второй этап работы был посвящен сравнительному анализу представлений о политической власти и изучению особенностей процесса атрибуции при объяснении событий политической действительности в зависимости от политической активности студентов (участие/неучастие в выборах). Основным методом получения информации была фокус-группа, в качестве участников выступили политически активные и политически пассивные студенты (основным критерием активности / пассивности было участие / не участие в выборах). В фокус - группах приняло участие 120 студентов. Третий этап заключался в проведении сравнительного анализа семантических моделей реальной и желаемой политической власти в зависимости от политической активности молодежи. В качестве метода сбора информации был использован краткий вариант семантического дифференциала. В ходе проведения данного исследования были получены следующие результаты:
В целом, в представлениях респондентов в большей степени отражен функциональный аспект власти. Среди основных перечисленных функций особенно часто называются функции управления и силы - как способности защищать своих избирателей. В этом можно обнаружить проявление широко распространенного в нашем менталитете патерналистского отношения к государству (власти) – оно воспринимается как отец – покровитель и защитник.
В результате анализа процесса атрибуции при объяснении причин собственного политического поведения молодежью, можно сделать вывод о том, что в основе политически активного поведения лежит личностная атрибуция («Я сам – причина участия в выборах»), а в основе политически пассивного поведения – обстоятельственная («Сама власть и политическая ситуация – причина моего не участия в выборах»).
Результаты данного исследования дают возможность понять представления современной молодежи о политической власти. Также полученные данные могут быть использованы в ходе стратегического планирования избирательных кампаний, при создании положительного имиджа кандидата. |