Забелина Е.В.
Результаты исследования феномена беспомощности в структуре интегральной индивидуальности подростка
Развитие экономических процессов в мире и нашей стране влечет за собой значительные изменения общественной жизни: усиливается динамика жизни в целом, увеличивается непредсказуемость и неопределенность завтрашнего дня. Особенно чувствительными к переменам в обществе и не защищенными от них становятся подростки. Они с готовностью стремятся преодолевать трудности взрослой жизни, однако реально им не хватает для этого навыков и сил. Именно в это время может произойти окончательное формирование беспомощности – неспособности и нежелания преодолевать жизненные трудности, сопровождающихся негативными эмоциями и соматическими расстройствами. Новизна исследования, результаты которого представлены в статье, состоит в том, что впервые предпринята попытка изучить феномен беспомощности у подростков с точки зрения системного (интегрального) подхода. Исследования по проблеме беспомощности в основном проводились в американской и западноевропейской науке (М. Селигман, С.Майер, Л. Абрамсон, Дж. Тисдейл, Х. Хекхаузен, S.Ionescu и др.) в рамках теории «выученной» беспомощности. В отечественной психологической школе данный феномен рассматривается в русле личностного подхода в рамках концепции поисковой активности (В.С.Ротенберг, И.С.Коростелева и др.), в контексте построения модели мотивации достижения (Т.О.Гордеева, М.М. Далгатов и др.). Беспомощность в первоначальной трактовке (М. Селигман, 1975) – это психологическое состояние, которое часто является результатом неконтролируемых (не зависящих от нас) событий и проявляется специфическими дефицитами: мотивационным (торможение попыток активного вмешательства в ситуацию), эмоциональным (подавленное состояние из-за бесплодности собственных действий), когнитивным (трудность научения тому, что в аналогичной ситуации действие может оказаться эффективным). Некоторые отечественные ученые предлагают различать беспомощность как состояние (ситуативную беспомощность), возникающее из-за невозможности добиться желаемого, фрустрации, серии неудачных попыток и беспомощность как устойчивое комплексное образование личностного уровня (личностную беспомощность), включающее определенный набор устойчивых личностных характеристик (Д.А.Циринг, 2001, 2005). В рамках данного исследования беспомощность понимается как устойчивое образование, определяющее предрасположенность человека реагировать определенным способом на жизненные трудности, проявляющееся в поведении как неспособность к активным действиям в ситуации фрустрации, стресса. В основе беспомощности лежат когнитивные особенности восприятия и интерпретации информации (пессимистический атрибутивный стиль), а также ряд связанных с ним эмоциональных и мотивационных образований. Целью исследования является определение места беспомощности в структуре интегральной индивидуальности подростка путем установления взаимосвязей с индивидуальными свойствами различных уровней. Для достижения цели исследования были применены следующие психодиагностические методики: методика ASQ «Опросник атрибутивного стиля» (1982), опросник для исследования подростковой депрессивности «Депрископ» (Heymans, 1996), методика диагностики самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина), методика изучения уровня самооценки и притязаний (Т. Дембо - С.Рубинштейн), опросник «Потребность в достижении» (Ю.М.Орлова). В ходе исследования данные методики продемонстрировали достаточно высокий уровень валидности для диагностики феномена беспомощности. Для изучения подсистем интегральной индивидуальности были использованы следующие методики: методика наблюдения за жизненными проявлениями свойств нервной системы у детей младшего и среднего школьного возраста Б.А. Вяткина (1968), методика изучения экстраверсии, интроверсии и нейротизма (опросник EPI Г. Айзенка), 14-PF опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант), социометрия (Д. Морено). В исследовании принимали участие учащиеся 7-х и 8-х классов средних образовательных школ МОУ СОШ № 78 и На первом этапе исследования были сформированы три группы испытуемых: с признаками беспомощности, без признаков беспомощности и со средними показателями беспомощности. На втором этапе была проведена диагностика показателей свойств разных уровней интегральной индивидуальности в этих группах. Результаты корреляционного анализа показателей свойств разных уровней интегральной индивидуальности подростков позволяют сделать вывод, что структура интегральной индивидуальности отличается определенным своеобразием в зависимости от выраженности признаков беспомощности: характер межуровневых взаимосвязей индивидуальности подростков с признаками беспомощности, без признаков беспомощности и со средними значениями беспомощности качественно отличается. Нейротизм в структуре интегральной индивидуальности «беспомощных» подростков достоверно связан с обособленностью и отчужденностью в общении (фактор А), эмоциональной неустойчивостью и слабым контролем собственных эмоций (фактор С), внутренним беспокойством и неуравновешенностью (фактор D), повышенной фрустрированностью, напряженностью, плохо контролируемой чувствительностью (фактор Q4). Помимо этого, нейротизм связан с более низким деловым положительным статусом в группе. По-видимому, эмоциональная неустойчивость, напряженность, повышенная тревожность мешает подросткам занимать лидирующие позиции в классе, приобретать друзей, завоевывать авторитет. Показатель нейротизма в группе «небеспомощных» и «средних» имеет гораздо меньше связей с другими уровнями интегральной индивидуальности. Так, в группе подростков без признаков беспомощности он связан лишь с фрустрированностью, напряженностью (фактор Q4), а в группе «средних» - со свойствами нейродинамического уровня (относительно низким уровнем гибкости и подвижности нервных процессов). Гораздо большее значение в группе подростков без признаков беспомощности приобретает показатель экстраверсии, связанный с такими личностными свойствами, как настойчивость, напористость, стремление к доминированию (фактор Е), беспечность, жизнерадостность, оптимистичность (фактор F), относительно более низкая степень внутреннего контроля поведения и более высокая импульсивность (фактор Q3), а также с отсутствием тенденции к отрицательным эмоциональным выборам в группе (испытуемые не относятся к числу «пренебрагаемых» в классе). Относительно более низкий уровень экстраверсии в группе подростков с признаками беспомощности связан с эмоциональной неустойчивостью (фактор С), склонностью к чувству вины, депрессивностью, подавленным настроением (фактор О), а также с робостью, неуверенностью в общении (фактор Н). Что касается характера взаимосвязей нейродинамического уровня, здесь отмечены следующие тенденции. Наиболее тесные и многочисленные взаимосвязи данного уровня присутствуют в структуре ИИ «беспомощных» подростков, причем связи установлены как со свойствами личностного, так и социально-психологического уровня. В группе подростков с отсутствием признаков беспомощности взаимосвязи установлены только на личностном уровне, и в них участвуют только два показателя нейродинамического уровня из трех. В группе «средних» взаимосвязи с нейродинамическим уровнем охватывают все остальные уровни: психодинамический, личностный, социально-психологический (наибольшее число взаимосвязей). Более слабая нервная система в группе подростков с признаками беспомощности связана со сверхвосприимчивостью к угрозе и, как следствие, недоверием, робостью и застенчивостью в общении (фактор Н), эмоциональной неуравновешенностью, неуверенностью, беспокойством (фактор D), а также с более низким положительным деловым статусом в группе. Скорее всего, данные личностные особенности, обусловленные слабостью нервной системы, мешают подросткам добиваться авторитета у сверстников, связанного с решением учебных задач. Этот вывод подтверждают результаты, полученные в группе со средними показателями беспомощности, где слабая нервная системы коррелирует не только с деловым, но и с эмоциональным отрицательным статусом. Более низкий уровень уравновешенности психических процессов в структуре интегральной индивидуальности «беспомощных» подростков связан с чувственной доступностью, подверженностью аффективным переживаниям, колебаниям настроения (фактор А). С этим же полюсом фактора А связана высокая степень уравновешенности нервной системы у «небеспомощных» подростков. Помимо эмоциональности, неуравновешенность нервной системы в структуре интегральной индивидуальности «беспомощных» подростков коррелирует с несамостоятельностью, зависимостью от группы (фактор Q2), а у «небеспомощных» уравновешенная нервная система предопределяет спокойствие, невозмутимость, эмоциональную устойчивость (фактор Q4). В группе подростков со средними показателями беспомощности уравновешенность нервных процессов определяет беззаботность, оптимистичность, беспечное отношение к жизни (F+), а неуравновешенность – озабоченность, концентрацию на проблемах, эмоциональную закрытость (F-). Кроме того, в этой группе отражается связь уравновешенности психических процессов и отсутствия отрицательных социометрических выборов в группе. Подвижность и гибкость нервной системы связана в структуре интегральной индивидуальности подростков без признаков беспомощности с открытостью, непосредственностью и легкостью в общении, интересом к другим людям (фактор А), с более сильной конформностью, приспосабливаемостью к мнению группы (фактор Q2), с интересом к участию в общих делах (фактор J). И наоборот, в группе подростков с признаками беспомощности большая ригидность нервных процессов связана с флегматичностью, низкой возбудимостью (фактор D) и с более низким социальным статусом. По-видимому, недостаточная гибкость нервной системы «беспомощных» подростков может опосредованно становиться препятствием для свободной ориентации в общении, быстрой и легкой адаптации к ситуации, и как следствие – обретению авторитета среди сверстников, занятию более высокого статуса в группе. Наибольшее количество взаимосвязей со свойствами социально-психологического уровня обнаружено в группе со средними показателями беспомощности и в группе «небеспомощных» (связи с нейродинамическим и личностным уровнями), в группе же подростков с признаками беспомощности связей с этим уровнем интегральной индивидуальности немного. В целом можно говорить, что на деловой и эмоциональный статус во всех трех группах независимо от выраженности признаков беспомощности оказывает такая личностная черта, как общительность (открытость, добросердечность) (фактор А). Кроме этого, деловой статус в группе «небеспомощных» и в группе со средними показателями беспомощности достоверно связан с общей жизнерадостностью, оптимистичностью, беспечным отношением к жизни (фактор F). В группе подростков с отсутствием признаков беспомощности обнаружены также взаимосвязи высокого статуса с тонкостью эмоциональных переживаний (фактор I), способностью пренебрегать моральными требованиями (фактор G, что скорее всего характерно именно для этого возраста), с уверенностью в себе, своих силах (фактор O), эмоциональной устойчивостью (фактор Q4). В группе подростков со средними показателями беспомощности наблюдаются взаимосвязи положительного эмоционального статуса и эмоциональной устойчивости (фактор С), а также положительного делового статуса и скромностью, тактичностью, неконфликтностью (фактор Е). С целью выявления структуры интегральной индивидуальности подростков с признаками беспомощности и без признаков беспомощности был проведен факторный анализ в трех группах испытуемых (факторизации подверглись показатели беспомощности и показатели интегральной индивидуальности). Факторный анализ позволил выделить для каждой группы 3 фактора. В первый фактор, обозначенный как «Психодинамические и личностные характеристики беспомощности», в группе подростков с признаками беспомощности вошли: показатель надежды (-0,73), атрибутивного стиля (-0,65), отношения к неудаче (0,56), экстраверсии - интроверсии (-0,64), нейротизма (0,60), эмоциональной устойчивости - неустойчивости (фактор С) (-0,57), социальной смелости - робости (фактор Н) (-0,53), склонности к чувству вины - самоуверенности (фактор O) (0, 61) и независимости - зависимости от группы (фактор Q2) (0,57). Содержание данного фактора можно трактовать как определенный набор устойчивых характеристик индивидуальности «беспомощных» подростков: низкий уровень надежды на положительный исход будущих событий, пессимистический атрибутивный стиль, отношение к неудачам как к постоянным и повсеместным, случившимся по их вине, интровертированность, повышенный уровень нейротизма и эмоциональной неустойчивости, робость в общении, склонность к переживанию чувства вины, обособленность от группы. Во второй фактор вошли: показатель нейродинамического уровня – низкая подвижность нервной системы (-0,62) и показатели социально-психологического уровня индивидуальности – отрицательный деловой (0,73) и эмоциональный (0,61) социометрический статус и с отрицательными нагрузками положительный деловой (-0,71) и эмоциональный (-0,72) статус. Этот фактор может быть обозначен как «Социальная неуспешность, детерминированная ригидной нервной системой». В третий фактор, названный «Нейродинамические детерминанты беспомощности», вошли такие свойства нервной системы, как неуравновешенность (-0,82) и слабость нервной системы (-0,66). В группе подростков без признаков беспомощности были выделены следующие факторы. В первый фактор, названный «Устойчивый оптимизм», вошли показатели уравновешенности нервной системы (0,50), отношения к успеху (0,50); аффектотимия - сизотимия (фактор А) (0,53), эмоциональная устойчивость - неустойчивость (фактор С) (0,74), добросовестность - недобросовестность (фактор G) (0,61), социальная смелость - робость (фактор Н) (0,63), индивидуализм - интерес к участию в общих делах (фактор J) (-0,52), склонность к чувству вины - самоуверенность (фактор O) (-0,62), фрустрированность - нефрустрированность (фактор Q4) (-0,63). Данный фактор отражает устойчивое сочетание характеристик «небеспомощных» подростков: высокий уровень уравновешенности нервных процессов, отношение к успехам как постоянным и универсальным, склонность видеть причины успехов в себе самом, открытость и легкость в общении, непосредственность, гибкость поведения (умение найти выход практически из любой ситуации), эмоциональная устойчивость, добросовестность, социальная смелость, интерес к участию в общих делах, самоуверенность, нефрустрированность (отсутствие напряженности). Во второй фактор вошли показатели разноуровневых свойств ИИ: социально – психологического уровня (высокий положительный эмоциональный и деловой статус в группе), личностного (беспечность - озабоченность (фактор F) (0,55)), и как тенденция - психодинамического уровня (экстраверсия - интроверсия (0,46)). Данный фактор можно обозначить как «Успешность в группе за счет открытости и общительности». В третий фактор, обозначенный как «Природно - обусловленные детерминанты оптимизма», вошли свойства нейродинамического уровня (сила (0,56) и подвижность (0,55) нервной системы), а также свойства личностного уровня, включающие компонент беспомощности – пессимизм – оптимизм в отношении неудач (-0,63) и возбудимость - флегматичность (фактор D) (0,63). Психологическое наполнение фактора можно интерпретировать как то, что наличие сильной и подвижной нервной системы обуславливает выраженную общую активность подростка, а также сопровождает склонность приписывать личным неудачам временный и локальный характер и не брать на себя ответственность за неуспех, приписывая его случайным обстоятельствам. В группе со средними показателями по признаку беспомощности были выделены следующие факторы. В первый фактор вошли показатели личностного уровня, включающие компоненты беспомощности (показатель атрибутивного стиля (0,51) и депрессии (-0,54)), а также эмоциональную устойчивость - неустойчивость (фактор С) (0,75), беспокойство - уравновешенность (фактор D) (-0,64), склонность к чувству вины - самоуверенность (фактор O) (-0,73) и фрустрированность - нефрустрированность (фактор Q4) (-0,86). Психологическое наполнение данного фактора определяется оптимистическим атрибутивным стилем, низким уровнем депрессии, эмоциональной устойчивостью, уравновешенностью, самоуверенностью в отличие от склонности к чувству вины и нефрустрированностью. Данный фактор по ряду входящих в него показателей соотносится с «устойчивым оптимизмом» (1 фактор) в группе «небеспомощных» и представляет собой набор показателей личностного уровня интегральной индивидуальности. Второй фактор включает в себя свойства разных уровней интегральной индивидуальности: нейродинамического, личностного, социально-психологического. Сюда вошли: сила (0,68) и уравновешенность нервной системы (0,65), аффектотимия - сизотимия (фактор А) (0,62), беспечность - озабоченность (фактор F) (0,55) и независимость - зависимость от группы (фактор Q2) (-0,61), а также показатели высокого положительного и низкого отрицательного статуса в группе. Данный фактор также имеет сходство с результатами, полученными на группе «небеспомощных» подростков (2 фактор), что в целом закономерно, так как он отражает средние значения беспомощности. В третий фактор вошли: экстраверсия - интроверсия (0,53), настойчивость - зависимость (фактор Е) (-0,72), а также показатели отрицательного эмоционального (0,64) и делового статуса (0,53). Содержание этого фактора показывает связь неблагоприятного статуса в группе с личностными и темпераментальными чертами. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы. Беспомощность выступает как целостное психологическое образование в структуре интегральной индивидуальности (об этом свидетельствует наличие взаимосвязей на разных уровнях индивидуальности). Структура интегральной индивидуальности в различных группах испытуемых в зависимости от выраженности признаков беспомощности отличается качественным своеобразием. В группе подростков с признаками беспомощности наибольшее количество сильных взаимосвязей наблюдается между показателями свойств психодинамического (в частности, нейротизма) и личностного уровня, что позволяет высказать предположение о том, что истоки (детерминанты) беспомощности коренятся именно здесь. В группе подростков с отсутствием признаков беспомощности наибольшее количество взаимосвязей обнаружено между свойствами личностного и социально-психологического уровня. Распределение компонентов беспомощности в структуре интегральной индивидуальности имеет качественное отличие в разных группах подростков в зависимости от наличия или отсутствия у них признаков беспомощности. Как показали результаты факторного анализа, составляющие беспомощности во всех трех группах попадают в один фактор с наибольшими нагрузками, при этом очевидна их связь со свойствами психодинамического (экстраверсия – интроверсия, нейротизм) и личностного (факторы С, Н, О по Кеттелу) уровней. Полученные данные могут быть полезны при проведении профилактики и коррекции негативных проявлений беспомощности у подростков, что в целом позволит повысить их адаптивные навыки к быстро изменяющимся, неопределенным условиям современной жизни. |