Шалашова Е.О.
Психологические основы мотивации персоналаМетодические рекомендации
Введение
Спецкурс «Психологические основы мотивации персонала» является одним из ключевых компонентов профессиональной подготовки психолога.
В управлении персоналом организации мотивация персонала является центральном звеном, потому что она служит решающим причинным фактором результативности деятельности человека. От того насколько мотивированы сотрудники, зависит их ориентация на цели организации, желание их достигать, обеспечивать необходимый результат. А это в свою очередь является основой для эффективной работы организации в целом.
В связи с всевозрастающим пониманием необходимости учета психологических особенностей человека для эффективной работы организаций - основу современного управления составляет изучение не только управленческих, но и психологических аспектов трудовой мотивации персонала.
Дипломированный специалист должен в результате усвоения дисциплины «Психологические основы мотивации персонала»:
- иметь представления о понятиях мотивация, мотив, потребность, стимул;
- знать основные теоретические модели мотивации их применение в практической деятельности;
- уметь грамотно анализировать систему мотивации конкретной организации;
- уметь самостоятельно спланировать и провести диагностическую работу по изучению эффективности системы мотивации.
Самой общей целью курса является изучение психологических основ трудовой мотивации, освоение практических навыков по диагностике системы мотивации персонала организации.
В настоящих методических рекомендациях приводятся вопросы для подготовки к семинарским занятиям и практические задания по спецкурсу психологические основы мотивации персонала, списки литературы, которой могут пользоваться студенты.
Тема: Теоретические модели мотивации
Вопросы для подготовки:
Литература для подготовки:
Практические задания
Задание 1. (выполняется в минигруппах по 4 человека).
Проанализируйте теории мотивации (3 на выбор) с точки зрения сильных и слабых сторон.
Результаты представьте в любом возможном виде. Основные критерии оценки результата:
Задание 2.
Сидоров – молодой и ценный сотрудник, работал в отделе сбыта, но вдруг «придумал» целое новое направление, которое показалось начальству весьма перспективным. Прикинули так и этак, оказалось, Сидоров - вообще способный, через год получает диплом MBA, снимает квартиру, не женат...
Может учредить для него пост заместителя коммерческого директора, который должен придумывать и реализовывать способы продвижения новых товаров на рынок? А может не спешить, молодой еще, да слишком шустрый…, народ в отделе начнет завидовать…, а если перебежит к кому-нибудь вместе с направлением… Как мотивировать Сидорова? Заполните следующую таблицу.
Тема: Виды мотивации. Индивидуальная мотивация.
Вопросы для подготовки:
Литература для подготовки:
Практические задания
Задание 1.
Ниже приведены мотиваторы реальных сотрудников. Решите, какая корпоративная культура является для них оптимальной. Как бы вы мотивировали конкретного человека, какие возможности и опасности вы связываете с управлением таким человеком?
Задание 2.
Предложите схему автономизации мотива для выхода из следующей ситуации: сотрудник давно работает в компании, претендует на карьерный рост, но такой возможности руководство предоставить пока не может..
Задание 3.
Подумайте, какую информацию, полезную для создания индивидуальной системы мотивации сотрудника, можно получить из предложенных ниже вопросов – ситуаций.
Задание 4.
У одного из сотрудников доминирует мотивация достижения, однако в сферах, связанных с оценкой его руководством, проявляется избегание. Каковы будут действия по мотивации сотрудника и коррекции его поведения в дальнейшем?
Задание 5.
На основании нижеприведенного рассказа определите тип референции и референтную группу сотрудника.
Я работал в компании Х в качестве руководителя отдела продаж. Я считаю, что был успешен, поскольку отдел несколько лет подряд перевыполнял план. Мне удалось набрать и обучить новых людей, и каждый из них в большинстве случаев достигал поставленных целей или даже превосходил их.
Однако это было интересно лишь в самом начале, когда имелись реальные возможности влиять на структуру и результаты работы. Потом сменился генеральный директор, и началась рутина.
Сначала я пытался убедить руководство, обосновать свою схему работы тем, что у нас имелось множество положительных отзывов клиентов, а достигнутые нами результаты превосходили аналогичные показатели предыдущих лет. Но поскольку я не сумел сделать это за целый год, то решил найти место работы, где смогу проявить себя и действительно влиять на принятие решений по формированию оргструктуры, набору и мотивации торговых представителей.
Задание 6.
Проведите SWOT – анализ и предложите оптимальные действия в ситуации, когда: руководитель – ориентирован на результат, подчиненный – ориентирован на процесс; руководитель – ориентирован на процесс, подчиненный – ориентирован на результат.
Задание 7.
Сотруднику отдела клиентского сервиса предстоит провести первые переговоры о поставках с новым дистрибьютором. Поставьте эту задачу так, чтобы добиться максимальной эффективности сотрудника: а) перед человеком возможностей; б) перед человеком процедур.
Задание 8.
Проанализируйте психологические характеристики сотрудников и опишите управленческие мотивационные воздействия на данных людей. Сформулируйте основные мотиваторы и демотиваторы.
Тема: Факторы, влияющие на мотивацию персонала. Управление и мотивация.
Вопросы для подготовки:
Литература для подготовки:
4. Патрушев, В.Д., Н.А. Калмакан Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты. – М.: Наука, 1993. – 111с.
Практические задания
Задание 1.
Спрогнозируйте, какие препятствия к делегированию могут возникнуть в приведенной ниже ситуации. Что нужно сделать, чтобы снизить риски?
Один из самых успешных сотрудников бухгалтерии в ближайшее время получает продвижение и становится старшим бухгалтером с двумя сотрудниками в подчинении.
Задание 2.
Сформулируйте проблему и предложите возможные варианты ее решения.
До руководства дошли слухи (имеющие под собой основание) о том, что один из перспективных сотрудников собирается уходить из организации. При этом он обладает ценным опытом, информацией и т.п. Предполагаемая причина - сотрудник считает себя неоцененным по заслугам. Его уход может повлечь за собой уход еще нескольких работников.
Задание3.
Предложите одно или несколько решений, которые бы позволили снизить риски, связанные с клиентами, дали сотруднику возможность проявить самостоятельность.
В отдел продаж приходит новый сотрудник. Руководитель понимает, что сотрудник недостаточно опытен и при самостоятельном общении с клиентом не сможет добиться максимального успеха. С другой стороны, надо же когда-то начинать: если сотрудник не начнет действовать самостоятельно, то не приобретет необходимых навыков и уверенности в себе.
Задание 4.
Проанализируйте поведение руководителей в ситуациях-кейсах. Ответьте на поставленные вопросы.
Ситуация 1. «Успех Боба Маккьюри».
Ситуация 2. «Вице-президент Тед Келли».
Ситуация 3. «Требовательный Рыков».
Тема: Психологические основы стимулирования персонала.
Вопросы для подготовки:
Литература для подготовки:
Практические задания
Задание 1.
По итогам работы за год компания выделила для стимулирования бригады наладчиков 50 тысяч рублей. В бригаде 5 человек, бригадир распределил средства поровну (каждому по 10 тысяч), чем вызвал большое недовольство работников и конфликтную ситуацию в бригаде.
Как бы вы разделили эту сумму, и какие еще методы стимулирования применили бы, учитывая состав бригады?
Состав бригады:
Задание 2.
Предложите варианты решения следующих ситуаций демотивации.
Задание 3.
Заполните следующую таблицу, с точки зрения того, что должно учитываться в системе поощрений и наказаний в разных типах организационных культур.
Тема: Методы изучения мотивации
Вопросы для подготовки:
Литература для подготовки:
1. Анастази, А. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688с.2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.
Практические задания
Задание 1.
Ниже приведены конкретные фразы сотрудников. К каждой фразе напишите все возможные вопросы, с помощью которых можно получить максимальную информацию.
Задание 2.
Используя разные методы изучения индивидуальной мотивации (минимум 3) опишите мотивационную сферу двух сотрудников какой либо организации, отразив следующие ключевые моменты
Задание 3.
Группа делится на 4 подгруппы, каждая из которых готовит собеседование на основе одного из мотивационных портретов. Ваша задача подготовить и провести собеседование, с целью более глубинного изучения и детального понимания мотивационной сферы человека. Основная задача выяснить насколько описанные в мотивационном портрете особенности присутствуют у человека.
После этого представители каждой подгруппы проводят собеседование с представителем другой подгруппы.
В результате работы в каждой подгруппе должен быть проведен анализ по следующим направлениям: 1) насколько у реального человека, с которым собеседовали присутствуют описанные в мотивационном портрете особенности; 2) эффективность задаваемых вопросов (насколько вопросы позволяли понимать мотивационную сферу человека); 3) поведение интервьюера (сильные и слабые стороны).
Задание 4. (задание выполняется в минигруппах)
На основании информации об особенностях организации и анализа первичных результатов диагностического интервью с сотрудниками сформулируйте основные выводы и рекомендации для руководителя в области мотивации персонала.
Структура творческой работы:
Творческая работа по курсу «психологические основы мотивации персонала» представляет собой анализ системы мотивации конкретной организации по следующей схеме:
Диагностическая часть (описательная):
Аналитическая часть (интерпретационная):
Приложение
Методы и методики, используемые для сбора информации (описание).
Вопросы для подготовки к экзамену
10. Индивидуальная карта мотиваторов. Коррекция индивидуальной системы мотивации. Типовые поведенческие сценарии и мотивация.
11. Методы стимулирования персонала. Основные требования к организации стимулирования: комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность. Классификации стимулов.
12. Комплексно-методический и адаптационно-организационный подходы к стимулированию.
13. Основные психологические принципы эффективности поощрений и наказаний. Материальное и нематериальное стимулирование.
14. Организационная культура и мотивация персонала. Типология организационных культур.
15. Источники получения информации об особенностях трудовой мотивации персонала: процесс и результат деятельности; данные психологических исследований. Методы оценки мотивирующих факторов.
16. Требования к разработке и проведению диагностического интервью с персоналом организации в области трудовой мотивации.
17. Технология формулирования вопросов, направленных на получение максимально полной и конкретной информации. Работа с мета-модельными нарушениями.
Тематический список литературы.
Тема 1. Мотивация как функция кадровой политики. Основные понятия.
2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
Тема 2. Основные теоретические модели мотивации
Тема 3. Виды мотивации.
Тема 4. Управление мотивацией.
Тема 5. Мотивация и стимулирование. Система поощрений и наказаний.
7. Станкин, М. Н. Алгоритмы стимуляции наказанием.// Управление персоналом. - N 8, 1996
Тема 6. Организационные и личностные факторы, влияющие на мотивацию персонала.
2. Кориенко, В. Стиль управления как мотивирующий фактор // Управление персоналом, №5, 1999.
3. Лютенс, Ф. Организационное поведение. – М, 1999. – 692 с.
4. Патрушев, В.Д. Н.А. Калмакан Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты. – М.: Наука, 1993. – 111с.
5. Розанова, В. А. Психология управления. – М. – 1997. - 288с.
Тема 7. Методы изучения трудовой мотивации.
1. Анастази, А. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688с.
2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова – СПб.: Питер, 2001. – 448 с. |