Глоссарийассессмент центр, assessment center, центр оценки персонала, комплексная оценка персонала, кадровый резерв Карта сайтаобучение ассессмент центру, проведение assessment center Контакты
Главная Партнеры Психодиагностика социального и эмоционального интеллекта

Поиск

Печать

Матвеева Л.Г. 

 

Психодиагностика социального и эмоционального интеллекта

 

Проблема психодиагностики интеллекта является одной из старейших и самых обсуждаемых проблем психологии. Что именно измеряют тесты интеллекта? Как повысить прогностичность тестов интеллекта? Какой пласт интеллекта измеряется современными тестами, а какой остается за их рамками? Именно как ответ на эти вопросы возникла и бурно развивается в последние годы гипотеза о существовании «эмоционального интеллекта» как интеллекта, обеспечивающего социальную успешность человека в обществе.

Исторический обзор концепций эмоционального интеллекта достаточно подробно отражен в работах Д.В. Ушакова и Д.В. Люсина (Люсин, 1999; Люсин, Марютина, Степанова, 2004; Робертс, Мэттьюс, Зайднер, Люсин, 2004). Поэтому ограничимся лишь перечислением ключевых, наиболее знаковых этапов его изучения.

Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк упоминаются всеми авторами как разработчики понятий, имеющих непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту, и прежде всего понятия «социальный интеллект». В рамках концепции множественного интеллекта Х. Гарднера были выделены понятия «внутриличностный» и «межличностный интеллект».

Сам термин «эмоциональный интеллект» был введен в психологию П. Сэловеем и Дж. Мэйером, разработавшими первую и наиболее известную концепцию эмоционального интеллекта. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное ими, звучит следующим образом: эмоциональный интеллект – это способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности.

Популяризатором идеи эмоционального интеллекта стал Д. Гоулмен. Его книга «Эмоциональный интеллект. Почему это может быть важнее чем IQ?» стала одним из психологических бестселлеров прошлого века. Основная идея работ Д. Гоулмена  достаточно проста: существуют различные виды интеллекта, в том числе интеллект эмоциональный, который может помочь человеку достигать успеха в различных сферах жизни. Эмоциональный интеллект, по мнению Д. Гоулмена, это то, как мы обращаемся с самими собой и нашими взаимоотношениями. Он выделяет четыре главных составляющих эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, эмпатию и навыки отношений.

На сегодняшний день понятие «эмоциональный интеллект» является одним из обсуждаемых понятий современной психологии, о чем, по информации Д.В. Люсина, свидетельствует, в частности, количество секций и стендовых докладов на конференции Международного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID) в Граце в 2003 г.

Тесты на эмоциональный интеллект широко публикуются на сайтах и в популярных психологических изданиях типа «casual», многочисленные психологические исследования выявляют различия и связи эмоционального интеллекта с многочисленными феноменами и конструктами: успешностью в различных сферах социальной жизни, успешностью в построении отношений, успешностью в профессиональной деятельности, связанной с межличностным взаимодействием. Показатели эмоционального интеллекта коррелируют с социальной уравновешенностью, ассертивностью, ценностями независимости и автономии, недостатком беспокойства за себя или самоотношением, говорливостью, сердечностью. Изучаются корреляционные связи эмоционального интеллекта у мужчин и женщин в попытках в очередной раз ответить на вопрос: кто умнее (эмоционально), мужчины или женщины? Или этот ум, также как и в случае с общим интеллектом, имеет разную наполненность?

Существует мнение, что уровень эмоционального интеллекта позволяет лучше предсказывать академический и социальный успех, чем уровень академического интеллекта и индивидуальные особенности. Однако по данным Анны Анастази, целый ряд исследований доказывает, что прогностичность тестов интеллекта значительно возрастает, если объединить их результаты с результатами тестов мотивации и личностных особенностей. Поэтому проблема может состоять не в необходимости введения нового конструкта, а в более корректном использовании уже существующих методов диагностики. (Анастази, Урбина, 2001).

В исследовании А.В. Садоковой и П.М. Воронкина предлагаемая ими методика диагностики эмоционального интеллекта для подростков валидизируется через критерий сравнения с результатами диагностики таких качеств как: эмпатия, алекситимия, эмоциональность, эмоциональная возбудимость (Садокова, Воронкин, 2006). Созданный в результате данного исследования «Опросник эмоционального интеллекта» содержит 4 шкалы: понимание своих эмоций и эмпатия, способность к эмоциональной регуляции, использование эмоций в деятельности, а также позволяет определить общий показатель эмоционального интеллекта подростков. Однако остается неясным, насколько данный диагностический инструмент диагностирует именно интеллект, а не определенный набор личностных черт, наличие-отсутствие которых оценивает путем саморефлексии испытуемый-подросток. Естественно, возникает вопрос о степени точности и объективности данной саморефлексии, а, соответственно, о степени защищенности опросника от искажений.

Большинство отечественных исследователей данного феномена  придерживаются взглядов на эмоциональный интеллект, сформулированных и подробно описанных Д.В. Люсиным, который предлагает трактовать эмоциональный интеллект как способность к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями, выделяя внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект соответственно.

Если понимать эмоциональный интеллект как способность, то можно предположить, что достигать высокой эффективности в решении особых задач, связанных с эмоциональным интеллектом, можно за счет использования различных стратегий мыслительной деятельности. Таким образом, право на существование имеют обе гипотезы:

  • специалисты, по роду своей деятельности не связанные с взаимодействием с людьми, обладают более низким уровнем развития эмоционального интеллекта, чем те, кто по роду своей деятельности имеет дело с людьми;
  •  специалисты, по роду своей деятельности не связанные с взаимодействием с людьми, могут показывать высокие результаты в тесте на эмоциональный интеллект за счет использования своих аналитических способностей и умения решать логические задачи любого типа.

А.И. Савенков (Савенков, 2006) выделяет эмоциональный и социальный интеллект в качестве предикторов жизненного успеха личности, связывая их с психологией одаренности и высоких достижений. Рассматривая предикторы достижений, превосходящих средний уровень (достижений, как мы предполагаем, в любой сфере человеческой практики), он поэтапно рассматривает историю их поиска: тестирование интеллекта, креативность, наличие глубоких разносторонних знаний. Именно с безуспешностью данных поисков А.И. Савенков и связывает появление интереса к следующему «претенденту» на это звание основного условия самореализации личности – способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Однако остается неясным, призывы включить в диапазон тестируемых личностных свойств «эмоциональную сферу личности и способность к эффективному межличностному взаимодействию», о которых говорит автор, связаны с эмоциональным интеллектом или опять-таки с определенным набором личностных черт?

Модель самого А.И. Савенкова, а еще больше предлагаемый им способ диагностики эмоционального интеллекта как составляющей интеллекта социального, убеждает нас в том, что речь идет именно об интеллектуальных способностях, способностях к установлению эмоциональных связей, умениях понимать людей и себя, ставить себя на место другого, распознавать эмоции и чувства, объяснять и убеждать других. Остается ждать продолжения исследований в данном направлении и окончательной корректировки предлагаемой модели, а также прилагаемого к ней диагностического инструментария.

Особо стоит отметить мнение Ю.Е. Кравченко (Кравченко, 2004), рассматривающей когнитивное опосредование в процессе становления высших форм эмоций. Она считает рассмотрение эмоционального интеллекта малополезным с точки зрения теоретического анализа явлений, связанных с эмоциональностью, однако содержательным в плане прикладных исследований. Данное мнение достаточно хорошо отражает назначение понятия «эмоциональный интеллект»: увеличение возможностей прогнозирования поведения человека. Однако успешное применение понятия на практике, тем не менее, требует его теоретической обоснованности.

Полемика, существующая вокруг понятия «эмоциональный интеллект», часто затрагивает вопрос: является ли эмоциональный интеллект частью социального и не более того, либо его можно считать независимым феноменом, который может изучаться и диагностироваться отдельно?

М. Дэвис (Дэвис, 2006) говорит об эмоциональном уме, понимая его как способность человека признавать, понимать, контролировать и эффективно использовать эмоции в своей жизни. Говоря об истории концепции эмоционального ума, М. Дэвис отсылает нас к шумерскому эпосу «Сказание о Гильгамеше» и Библейским мифам, отдавая пальму первенства среди «вполне созревших концепций» эмоционального ума П. Сэловею и Дж. Мейеру, признавая их работы фундаментом для всех последующих исследований в этой области. В создании собственной концепции он следует именно этому первоначальному подходу, опираясь на четыре фундаментальных аспекта эмоционального ума: распознавание эмоций, понимание эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций. Именно наличие данных способностей, согласно М. Дэвису, способствует достижению человеком успеха, а их недостаточное развитие приводит к реальным трудностям в его жизнедеятельности. При этом способности к регулированию и распознаванию эмоций являются базовыми, а способности к использованию и пониманию эмоций на эту базу опираются. Развивать можно любую из этих способностей, однако вопрос, все ли люди способны развивать их в равной степени, остается открытым.

Никак не затрагивается вопрос задатков и способностей и в других концепциях эмоционального интеллекта. Нет ответа на вопрос, существуют ли сензитивные периоды в развитии эмоционального интеллекта, можем ли мы говорить о том, что если человек «эмоционально туп», то это является неизменным и пожизненным?

Но основным вопросом по-прежнему остается вопрос о методах диагностики. В настоящее время существует три группы методов диагностики эмоционального интеллекта: методы, основанные на самоотчете и самооценке, методы экспертной оценки (технологии «ассессмент-центр») и методы, основанные на  решении задач.

Методы диагностики эмоционального интеллекта, основанные на данных самоотчетов и самооценки, состоят из двух подгрупп. Одни предлагают испытуемым достаточно абстрактные ситуации, например, «другие люди легко доверяют мне» или «я стремлюсь заниматься приятными мне делами» и, на наш взгляд, больше адресованы к эмоциональности как черте личности. Вторые содержат более конкретное описание ситуаций, например, «я паникую, когда мне нужно противостоять кому-либо, кто зол», и, по нашему мнению, являются в равной мере как опросниками, так и задачными тестами, хотя в качестве оценки ответов предлагают только одну альтернативу – частоту их встречаемости в выборке испытуемых (т.е. автоматически исключается вариант возможности различного поведения в данной ситуации).

Популярные технологии «ассессмент-центр» хорошо диагностируют актуальные возможности эмоционального интеллекта, однако являются достаточно трудоемкими. Примером может служить тест Дж. П. Паулиу-Фрай «Ei-360», в котором измерение эмоционального интеллекта включает как самооценку, так и его оценку оценщиками в количестве до десяти человек.  Однако возникают сомнения в том, что данные технологии обладают высокой прогностической валидностью, ведь вероятнее всего, оценщики будут воспринимать способности оцениваемого на основании опыта взаимодействия с ним, не учитывая его потенциальных возможностей.

Методы, основанные на решении задач, наиболее традиционны для диагностики интеллекта. Чаще всего испытуемым предлагается решать задачи на распознавание эмоций, на умение описывать собственные эмоции, на понимание состава и взаимосвязи различных эмоций, а также на способность управления эмоциями. Как правило, подобные задания содержат несколько вариантов ответов, а подсчет баллов осуществляется на основе консенсуса или заданных стандартов.

 Однако если понимать эмоциональный интеллект как иную психическую систему, отличную от общего интеллекта, то вполне возможно, что задачи, решаемые на уровне эмоционального интеллекта, не всегда возможно перенести в тестовый режим, поскольку сама ситуация переноса будет искажать их суть. В социуме данные задачи встают перед человеком естественным образом, он волен выбирать, решать их или нет, у него может быть разная мотивация по отношению к ситуациям, породившим задачу. Сами эмоции переживаются каждым человеком индивидуально, как психические явления они очень скоротечны и зачастую изменяются быстрее, чем человек ставит перед собой задачу, связанную с ними. Поэтому вопрос правомерности применения к диагностике эмоционального интеллекта методик, основанных на процессе решении задач, также остается открытым. Если все-таки рассматривать этот способ как наиболее перспективный, то автоматически возникает следующий вопрос: какие задачи  могут и должны входить в методику диагностики эмоционального интеллекта?

Мы можем предположить, что эти задачи должны быть дивергентны и конкретны: должны иметь несколько возможных вариантов ответов и быть построены в терминах конкретной ситуации. Данные задачи, на наш взгляд, должны представлять собой описания эмоционально насыщенных ситуаций, а сам вопрос должен быть направлен на разрешение какой-либо задачи, связанной с эмоциями в этой ситуации. Возможным вариантом задания может являться необходимость описания конкретной эмоциогенной ситуации по определенной схеме, стандартной или индивидуально преобразованной на основе стандартной.

 

Список литературы:

1.Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

2.Андреева, И.Н., Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению»?//Психологический журнал. Минск, 2006. - №1. - с. 28-32.

3.Дэвис, М., Проверьте свой EQ. Test your EQ. Умны ли вы эмоционально?/Марк Дэвис; пер. с англ. Е.Г. Богдановой. - М.: РИПОЛ классик, 2006. - 192 с.

4.Кравченко, Ю.Е., Когнитивное опосредование в процессе становления высших форм эмоций. Автореф. дисс. К. психол. Наук. – Москва, 2004. – 24 с.

5.Люсин, Д.В., Современные представления об эмоциональном интеллекте Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.

6.Люсин, Д.В., Эмпирический анализ категоризации эмоций//Вопросы психологии.-1999.- № 2.- C. 50-60

7.Люсин, Д.В., Марютина, О.О., Степанова, А.С., Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ. Сб. науч. трудов. «Социальный интеллект: теория, измерение, исследования»/ Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.

8.Робертс, Р.Д., Мэттьюс, Дж., Зайднер, М., Люсин, Д.В., Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике// Психология: Журнал Высшей Школы Экономики.- 2004.- Т.1.- № 4.- С. 3—24.

9.Савенков, А.И., Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха//Вестник практической психологии образования. -  2006. -  №1(6). - с.30-39.

10.Садокова, А.В., Воронкина, П.М. Методика исследования эмоционального интеллекта подростков.//Психологическая диагностика. - 2006. -  №3. - с. 68-83.

 

 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100