Методы профориентации и профконсультирования. Методические рекомендации.
Глоссарийассессмент центр, assessment center, центр оценки персонала, комплексная оценка персонала, кадровый резерв Карта сайтаобучение ассессмент центру, проведение assessment center Контакты
Главная Партнеры Методы профориентации и профконсультирования. Методические рекомендации.

Поиск

Печать

Шалашова Е.О.

 

Методы профориентации и профконсультирования

Методические рекомендации

 

Введение

            Спецкурс «Методы профориентации и профконсультирования» является необходимым компонентом  профессиональной подготовки психолога. Профессиональная ориентация –  это система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении  и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Достаточно большую роль в профессиональном становлении личности играет психологическая помощь.

Дипломированный  специалист должен в результате усвоения дисциплины «Методы профориентации и профконсультирования»:

- иметь представление о профконсультации как одном из видов деятельности психолога;

- знать основные принципы и правила профконсультационной работы;

- уметь самостоятельно планировать и проводить индивидуальные и групповые занятия по профориентации;

- иметь представления об особенностях профориентационной работы с разными категориями клиентов (школьники, безработные и т.п.).

Самой общей целью курса является понимание основных направлений и принципов профориентации, овладение средствами психологической диагностики, используемой для профдиагностики, формирование навыков групповой профконсультационной работы.

В настоящих методических рекомендациях приводятся планы семинарских  занятий и практических заданий по спецкурсу методы профориентации и профконсультирования, списки литературы, которой могут пользоваться студенты.

 

Семинары 1,2. История развития профориентации

  1. Исторические аспекты становления системы профориентационной помощи в России.
  2. Развитие профориентации на Западе.
  3. Специфика работы профориентационных центров и служб.
  4. Основные этические принципы работы профконсультанта.

 

Литература

  1. Демин А.Н. Психологическое содержание профессиональной ориентации // Прикладная психология. 1999, №4 . – С. 18 – 29.
  2. Климов Е.А Психология профессионала. – М.: «Институт практической психологии», 1996. С. 162-182, 183-192, 334-389.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. С. 330-434.
  4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: ЮНИТИ, 1998.  – 350 с.
  5. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда.  – М.:"Ин­ститут практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.
  6. Теория и практика профориентации и профконсультирования. Вып.3/Под ред. В.В. Спасенникова. Калуга: Департ. службы занятости населения, 1996. 406 С.
  7. Чепляев В., Федотова Н., Попова З. Профориентация в службе занятости. Саратов, 1995.

 

Практические задания к семинарам 1,2

Цели:

  1. Отработка практических навыков по составлению профессиограмм.
  2. Знакомство с различными типами классификации профессий.

            Задание 1.

Группа делится на подгруппы, каждой из которых нужно составить профессиограмму (либо на выбор из предложенных ниже профессий, либо студенты самостоятельно определяют профессию).

Примерная схема профессиограммы

  1. Название  профессии
  2. Цели труда
  3. Предмет труда
  4. Средства труда
  5. Условия и организация труда
  6. Психограмма профессии (см. Таблицу 1)

 

Таблица 1. Психограмма профессии

 

Список профессий

Агент по закупкам (продажам)

Производит анализ рынка товаров для поиска покупателей, оформляет договора на поставку, контролирует хранение, транспортировку и своевременное получение грузов.

Страховой агент

Представитель страховой компании. Привлекает новых клиентов, составляет договоры, контролирует их выполнение, осуществляет необходимые действия в случае возникновения страхового случая.

Бухгалтер-эксперт

Проводит экспертизу учета основных средств, материальных ценностей, затрат, начисления и перечисления платежей, дает заключение.

 

Демонстратор одежды

Демонстрирует одежду на технических, художественных советах, в демонстрационных залах, выставках, просмотрах. Прорабатывает сценарий показа моделей, позирует художникам, фотографам.

Логистик

Отслеживает перевозки, планирует закупки, контролирует склады, оформляет таможенную документацию, ведет переговоры с транспортными компаниями и готовит контракты.

Маркетолог

Анализирует маркетинговую ситуацию, составляет планы мероприятий для проведения рекламных кампаний, решения вопросов ценообразования и выявления наиболее эффективных регионов сбыта, контролирует их выполнение. Проводит статистическую и аналитическую обработку результатов, дает рекомендации по увеличению объемов продаж, рекламной политике.

Менеджер по рекламе

Анализирует состояние рынка, определяет масштабы и методы проведения рекламных мероприятий, организует рекламную кампанию. Оценивает результаты ее проведения, корректирует план ее реализации. Контролирует  качество макетов и текстов.

Социолог

Проводит исследования для создания благоприятных условия развития предприятия. Дает рекомендации по улучшению условий труда, стимулирования работников. Совместно с психологом изучает проблемы социального характера и предлагает методы их решения.

Рекрутер

Находит работодателей, имеющих вакансии и заинтересованных в наборе персонала, заключает договора. Производит поиск и отбор возможных кандидатов на свободные рабочие места, представляет соискателей работодателю. Формирует банк данных лиц, занимающихся поиском работы.

Секретарь

Осуществляет прием звонков и клиентов, организует делопроизводство, проводит телефонные переговоры, организует встречи, производит прием и отправку корреспонденции.

 

Задание 2.

Группа делится на подгруппы, каждой из которых дается задание заполнить по 2-3 столбика в матрице профессий (см. Таблицу 2). Матрица профессий представляет собой один из подходов к классификации профессий, где в таблице по горизонтали расположены названия сфер деятельности, а по вертикали – названия видов деятельности.  После работы в подгруппах, полученные результаты обсуждаются.

Таблица 2.Матрица профессий

Таблица 2. Матрица профессий

 

Cеминар 3 Развитие человека как субъекта трудовой деятельности.

  1. Психодинамическое направление в изучении профессионального развития

                (З.Фрейд, У. Мозер).

  1. Дифференциально-диагностическое направление в изучении профессионального развития (Ф. Парсонс).
  2. Направление теории решений в изучении профессионального развития (Д. Тидеман).
  3. Направление теории развития в изучении профессионального становления (Д. Сьюпер).
    1. Теория развития человека как субъекта труда (Е. А.Климов, А.К. Маркова).
    2. Событийный подход в профориентации, образ жизни и стиль жизни, социальные роли и стереотипы, архетипы и их роль в профессиональном самоопределении.

Литература

Балтес П. Всевозрастной подход к психологии развития: исследования динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994, №1.

  1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988. – 144с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону:  «Феникс», 1996. – С. 330 – 434.
  3. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития. // Вопросы психологии. 1989, №5. – С. 158-164.
  4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Москва- Воронеж, 1996. – 256 с.
  5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. –  М: «ACADEMA», 2001, с.108-116
  1. Разин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество. // Вопросы психологии. 1992, №1. – С. 98 – 105.
  2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – С.100 – 217.
  3. 3.      Укке Ю.В.  Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников. // Вопросы психологии. 1990, №5. – С. 150 – 157.

 

Практическое задание к семинару 3

Цель: анализ теоретических подходов к развитию человека как субъекта профессиональной деятельности.

Группа делится на 3 подгруппы, каждая из которых  работает над анализом 2 теоретических подходов. Основными задачами анализа являются:

  1. определение сильных и слабых сторон каждого теоретического направления;
  2. формулирование проблемных вопросов по каждому направлению, исходя из слабых сторон (вопросы выносятся на обсуждение всей группы).

 

Семинары 4,5 Основные понятия в рамках психологии и психопатологии

труда. Групповое профконсультирование.

  1. Психологическая сущность понятий рестрикция труда (ограничение трудового участия), трудового абсентеизма (уклонение от труда), и трудоголизма.
  2. Соотношение понятий «гармония труда», «отчужденность труда», «удовлетворенность трудом», «деструкция труда» (принудительный распад трудовой деятельности). Основные сведения о психопатологии труда.
  3. Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.  
  4. Групповое профконсультирование, основные преимущества и недостатки, особенности поведения профконсультанта. 

 

Литература

  1. Гарбер Е.И. словарь-справочник профконсультанта. – Саратов. 1996.
  2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М: «ACADEMA», 2001, с.131-141
  3. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда.  – М.:"Ин­ститут практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.
  4. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. – М., 1991.  – 87 С.
  5. Пряжников Н. С. Подготовка ведущего профориентационных игр // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990.. №4. С.65-70.
  6. Пряжников Н. С. Карточное профконсультирование подростков: воз­можности и проблемы // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. №3. С. 37-44.
  7. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотех­нические упражнения и коррекционные программы). –М., 1992.  – 155 С.

Практическое задание к семинарам 4,5 

Цель: отработка практических навыков в рамках групповой профконсультации.

Практическое задание (готовится студентами заранее): группа делиться на рабочие подгруппы (в каждой по 2 – 4 человека). На основании анализа литературных источников каждая минигруппа готовит упражнение по любой из выбранных тем в рамках группового профконсультирования и провести его на своей учебной группе с последующим обсуждением результатов.

           

Семинары 6,7  Профессиональный отбор персонала с помощью внешних консультантов.

  1. Поиск и подбор персонала с помощью внешних консультантов.
  2. Рекрутинг. Основные задачи, этапы, действия.
  3. Эксклюзивный подбор, особенности, этапы, действия.
  4. Основные этапы адаптации персонала.

Литература

  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 560 с. (с. 219-238)
  2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. – М.: Юристъ, 1998 г.
  3. Кроль Л., Пуртова Е. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002, с. 51 – 68.
  4. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение.  – М.: ЗАО «Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 2000 г.
  5. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 1998 г.

Практическое задание к семинарам 6,7

Цель: знакомство с основными этапами деятельности внешних консультантов по подбору персонала, отработка практических навыков.

1. Этап – «Снятие заказа». Группа делится на 3-4 подгруппы, каждая из которых выступает в роли работодателей и составляют заявки, заполняют личностные спецификации для какой-либо вакантной позиции (придумывают сами).

6.Этап – «Подготовка к собеседованию». Группы выступают в роли кадровых агенств меняются заявками по кругу и готовятся к собеседованию с кандидатом (составляют список вопросов).

Этап – «Проведение собеседования». Проведение собеседований с участием представителей от работодателя и кадрового агентства. Кандидат приходит  из группы, которая ничего не знает о вакансии.

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Исторические аспекты становления системы профориентационной помощи в России и за рубежом.
    1. Основные этические принципы работы профконсультанта.
  2. Принципы построения активизирующих программ профориентационной работы. Примеры активных методов работы профконсультанта.
  3. Возрастная периодизация и развитие человека как субъекта трудовой деятельности. Типологии профессионального и личностного самоопределения (А. Климов).
  4. Психологическая сущность понятий рестрикция труда, трудового абсентеизма, и трудоголизма.
  5. Соотношение понятий «гармония труда», «отчужденность труда», «удовлетворенность трудом», «деструкция труда». Основные сведения о психопатологии труда.
  6. Событийный подход в профориентации, образ жизни и стиль жизни, социальные роли и стереотипы, архетипы и их роль в профессиональном самоопределении.
  7. Психодинамическое направление в изучении профессионального развития

(З.Фрейд, У. Мозер).

  1. Дифференциально-диагностическое направление в изучении профессионального развития (Ф. Парсонс).
  2. Направление теории решений в изучении профессионального развития (Д. Тидеман).
  3. Направление теории развития в изучении профессионального становления (Д. Сьюпер).
  4. Типологическая теория Д. Халланда.
  5. Отечественные теории профессионального развития (Климов Е.А.).
  6. Привлечение кандидатов на работу в организацию.
  7. Основные функции и задачи менеджера по персоналу при найме.
  8. Источники привлечения кандидатов для работы в компании.
  9. Поиск и подбор персонала с помощью внешних консультантов.
  10. Рекрутинг. Основные задачи, этапы, действия.
  11. Эксклюзивный подбор, особенности, этапы, действия.
  12. Основные этапы адаптации персонала.
  13. Профессиональная ориентация. Понятие, основные направления.
  14. Групповое профконсультирование, основные функции, преимущества и недостатки.
  15. Основные виды групповых профконсультаций. Диагностическая групповая профконсультация, этапы и задачи
  16. Индивидуальное профконсультирование, основные функции, преимущества и недостатки.
  17. Основные виды индивидуального профконсультирования. Диагностическая профконсультация, этапы и задачи
  18. Поэтапная схема профконсультирования, задачи каждого этапа.
  19. Возможности и ограничения использования психологических тестов в профконсультации.
  20. Типичные ошибки, возникающие при использовании психологических тестов в профконсультационной работе.
  21. Профессиональное самоопределение как основная цель профориентации молодежи. Подходы к определению.
  22. Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций.
  23. Профессиональные кризисы. Понятие, основные виды.
  24. Профилирование безработных. Основные категории безработных и особенности их адаптации к ситуации потери работы.
  25. Примерные схемы профконсультации с различными категориями безработных.     

 

 

 

Тестовые вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Что лежит в основе классификации типов личности по Холланду:
    1. интеллект и самооценка
    2. интеллект и приспособление
    3. конфликтность и быстрота реакции
    4. гибкость мышления и поведения.
  2. Как называется профессиональный кризис, характеризующийся случайными или неблагоприятными обстоятельствами в жизни человека:
    1. ненормативный
    2. сверхнормативный
    3. кризис коррекции профессионального выбора
    4. кризис утраты профессии.
  3. Основной акцент в развитии профориентации на Западе в 40 – 50е гг. делался на:
    1. определении профпригодности с помощью тестов
    2. трудоустройстве безработных
    3. воспитании у молодежи способности самостоятельно делать выбор
    4. переобучении безработных
    5. В основе классификации профессий Е.А. Климова лежит:
    6. предмет труда
    7. тип профессиональной среды
    8. цель трудовой деятельности
    9. вид профессиональной деятельности
      1. Какой критерий не используется при оценке перспективы будущего клиента:
    10. ограниченность
    11. продолжительность
    12. оптимистичность
    13. согласованность
    14. Для какого теоретического направления характерно следующее высказывание: «Каждый человек подходит только к одной профессии»:
      1. дифференциально-диагностическое
      2. психодинамическое
      3. направление теории решения
      4. направление теории развития
  4. Кризис профессиональных экспектаций  наиболее характерен для:
    1. молодых  специалистов
    2. студентов
    3. профессионалов
    4. безработных
      1. Провокативные вопросы при собеседовании с кандидатом имеют цель:
        1. посмотреть на поведение человека в конфликте и стрессе
        2. проверить интеллект кандидата
        3. определить личностные особенности кандидата
        4. определить степень искренности ответов кандидата
  5. Для какого подхода характерно понимание профессионального самоопределения как процесса формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность:
    1. дифференциально-психологический
    2. социологический
    3. социально-психологический
    4. психодинамический
  6. Психологическое тестирование в профконсультировании используется с целью:
    1. все ответы верны
    2. создания доверительной атмосферы и налаживания контакта
    3. отслеживания динамических изменений
    4. предохранения консультанта от встречной проекции

1.       Разин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество. // Вопросы психологии. 1992, №1. – С. 98 – 105.

2.       Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – С.100 – 217.

3.      Укке Ю.В.  Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников. // Вопросы психологии. 1990, №5. – С. 150 – 157.

 

Практическое задание к семинару 3

Цель: анализ теоретических подходов к развитию человека как субъекта профессиональной деятельности.

Группа делится на 3 подгруппы, каждая из которых  работает над анализом 2 теоретических подходов. Основными задачами анализа являются:

1)      определение сильных и слабых сторон каждого теоретического направления;

2)      формулирование проблемных вопросов по каждому направлению, исходя из слабых сторон (вопросы выносятся на обсуждение всей группы).

 

Семинары 4,5 Основные понятия в рамках психологии и психопатологии

труда. Групповое профконсультирование.

1.       Психологическая сущность понятий рестрикция труда (ограничение трудового участия), трудового абсентеизма (уклонение от труда), и трудоголизма.

2.       Соотношение понятий «гармония труда», «отчужденность труда», «удовлетворенность трудом», «деструкция труда» (принудительный распад трудовой деятельности). Основные сведения о психопатологии труда.

3.       Кризисы профессионального становления и развития. Причины возникновения кризисов.

4.       Групповое профконсультирование, основные преимущества и недостатки, особенности поведения профконсультанта.

 

Литература

1.       Гарбер Е.И. словарь-справочник профконсультанта. – Саратов. 1996.

2.       Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М: «ACADEMA», 2001, с.131-141

3.       Пряжников Н.С. Психологический смысл труда.  – М.:"Ин­ститут практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.

4.       Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. – М., 1991.  – 87 С.

5.       Пряжников Н. С. Подготовка ведущего профориентационных игр // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990.. №4. С.65-70.

6.       Пряжников Н. С. Карточное профконсультирование подростков: воз­можности и проблемы // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. №3. С. 37-44.

7.       Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотех­нические упражнения и коррекционные программы). –М., 1992.  – 155 С.

Практическое задание к семинарам 4,5

Цель: отработка практических навыков в рамках групповой профконсультации.

Практическое задание (готовится студентами заранее): группа делиться на рабочие подгруппы (в каждой по 2 – 4 человека). На основании анализа литературных источников каждая минигруппа готовит упражнение по любой из выбранных тем в рамках группового профконсультирования и провести его на своей учебной группе с последующим обсуждением результатов.

           

Семинары 6,7  Профессиональный отбор персонала с помощью внешних консультантов.

2.       Поиск и подбор персонала с помощью внешних консультантов.

3.       Рекрутинг. Основные задачи, этапы, действия.

4.       Эксклюзивный подбор, особенности, этапы, действия.

5.       Основные этапы адаптации персонала.

Литература

1.       Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 560 с. (с. 219-238)

2.       Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. – М.: Юристъ, 1998 г.

3.       Кроль Л., Пуртова Е. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002, с. 51 – 68.

4.       Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение.  – М.: ЗАО «Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 2000 г.

5.       Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 1998 г.

Практическое задание к семинарам 6,7

Цель: знакомство с основными этапами деятельности внешних консультантов по подбору персонала, отработка практических навыков.

1. Этап – «Снятие заказа». Группа делится на 3-4 подгруппы, каждая из которых выступает в роли работодателей и составляют заявки, заполняют личностные спецификации для какой-либо вакантной позиции (придумывают сами).

6.Этап – «Подготовка к собеседованию». Группы выступают в роли кадровых агенств меняются заявками по кругу и готовятся к собеседованию с кандидатом (составляют список вопросов).

Этап – «Проведение собеседования». Проведение собеседований с участием представителей от работодателя и кадрового агентства. Кандидат приходит  из группы, которая ничего не знает о вакансии.
Схема работы

 

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Исторические аспекты становления системы профориентационной помощи в России и за рубежом.
    1. Основные этические принципы работы профконсультанта.
  2. Принципы построения активизирующих программ профориентационной работы. Примеры активных методов работы профконсультанта.
  3. Возрастная периодизация и развитие человека как субъекта трудовой деятельности. Типологии профессионального и личностного самоопределения (А. Климов).
  4. Психологическая сущность понятий рестрикция труда, трудового абсентеизма, и трудоголизма.
  5. Соотношение понятий «гармония труда», «отчужденность труда», «удовлетворенность трудом», «деструкция труда». Основные сведения о психопатологии труда.
  6. Событийный подход в профориентации, образ жизни и стиль жизни, социальные роли и стереотипы, архетипы и их роль в профессиональном самоопределении.
  7. Психодинамическое направление в изучении профессионального развития

(З.Фрейд, У. Мозер).

  1. Дифференциально-диагностическое направление в изучении профессионального развития (Ф. Парсонс).
  2. Направление теории решений в изучении профессионального развития (Д. Тидеман).
  3. Направление теории развития в изучении профессионального становления (Д. Сьюпер).
  4. Типологическая теория Д. Халланда.
  5. Отечественные теории профессионального развития (Климов Е.А.).
  6. Привлечение кандидатов на работу в организацию.
  7. Основные функции и задачи менеджера по персоналу при найме.
  8. Источники привлечения кандидатов для работы в компании.
  9. Поиск и подбор персонала с помощью внешних консультантов.
  10. Рекрутинг. Основные задачи, этапы, действия.
  11. Эксклюзивный подбор, особенности, этапы, действия.
  12. Основные этапы адаптации персонала.
  13. Профессиональная ориентация. Понятие, основные направления.
  14. Групповое профконсультирование, основные функции, преимущества и недостатки.
  15. Основные виды групповых профконсультаций. Диагностическая групповая профконсультация, этапы и задачи
  16. Индивидуальное профконсультирование, основные функции, преимущества и недостатки.
  17. Основные виды индивидуального профконсультирования. Диагностическая профконсультация, этапы и задачи
  18. Поэтапная схема профконсультирования, задачи каждого этапа.
  19. Возможности и ограничения использования психологических тестов в профконсультации.
  20. Типичные ошибки, возникающие при использовании психологических тестов в профконсультационной работе.
  21. Профессиональное самоопределение как основная цель профориентации молодежи. Подходы к определению.
  22. Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций.
  23. Профессиональные кризисы. Понятие, основные виды.
  24. Профилирование безработных. Основные категории безработных и особенности их адаптации к ситуации потери работы.
  25. Примерные схемы профконсультации с различными категориями безработных.     

 

 

 

Тестовые вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Что лежит в основе классификации типов личности по Холланду:
    1. интеллект и самооценка
    2. интеллект и приспособление
    3. конфликтность и быстрота реакции
    4. гибкость мышления и поведения.
  2. Как называется профессиональный кризис, характеризующийся случайными или неблагоприятными обстоятельствами в жизни человека:
    1. ненормативный
    2. сверхнормативный
    3. кризис коррекции профессионального выбора
    4. кризис утраты профессии.
  3. Основной акцент в развитии профориентации на Западе в 40 – 50е гг. делался на:
    1. определении профпригодности с помощью тестов
    2. трудоустройстве безработных
    3. воспитании у молодежи способности самостоятельно делать выбор
    4. переобучении безработных
    5. В основе классификации профессий Е.А. Климова лежит:
    6. предмет труда
    7. тип профессиональной среды
    8. цель трудовой деятельности
    9. вид профессиональной деятельности
      1. Какой критерий не используется при оценке перспективы будущего клиента:
    10. ограниченность
    11. продолжительность
    12. оптимистичность
    13. согласованность
    14. Для какого теоретического направления характерно следующее высказывание: «Каждый человек подходит только к одной профессии»:
      1. дифференциально-диагностическое
      2. психодинамическое
      3. направление теории решения
      4. направление теории развития
  4. Кризис профессиональных экспектаций  наиболее характерен для:
    1. молодых  специалистов
    2. студентов
    3. профессионалов
    4. безработных
      1. Провокативные вопросы при собеседовании с кандидатом имеют цель:
        1. посмотреть на поведение человека в конфликте и стрессе
        2. проверить интеллект кандидата
        3. определить личностные особенности кандидата
        4. определить степень искренности ответов кандидата
  5. Для какого подхода характерно понимание профессионального самоопределения как процесса формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность:
    1. дифференциально-психологический
    2. социологический
    3. социально-психологический
    4. психодинамический
  6. Психологическое тестирование в профконсультировании используется с целью:
    1. все ответы верны
    2. создания доверительной атмосферы и налаживания контакта
    3. отслеживания динамических изменений
    4. предохранения консультанта от встречной проекции
 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100