Бормотова И.М.
Формирование этикетного кодекса интеллигенции. Интеллигенция и интеллигентность.
На протяжении нескольких столетий оставались личностными образцами в культуре Запада и России именно джентльмены и интеллигенты. Они служили эталонами воспитанности как единства нравственных, этикетных, эстетических качеств. Попробуем посмотреть на феномен интеллигентности исторически. _______________________________________________________________________________
В XIX в. как культурный антипод мещанина в обществе формируется личностный образец интеллигента — человека образованного, стремящегося воплотить в жизнь лучшие прогрессивные черты своей эпохи, ориентированного на идеалы и ценности Просвещения. Не случайно в России он получил еще одно название — «просвещенный читатель». Как справедливо замечает в своих трудах по истории русской культуры А. М. Панченко, книга в России уподоблялась иконе; это был духовный авторитет и духовный руководитель. Соответственно, чтение не сводилось просто к интеллектуальному акту, оно считалось некоей «нравственной обязанностью» и одновременно «нравственной заслугой». «Люди строили свою жизнь, ориентируясь на высокие книжные образцы, воплощая в поступках или переживаниях литературные ситуации, типы, идеалы и нравы». Поэтому вполне естественно, что интеллигент — человек умственного труда, начитанный, а тем более пишущий сам, — становился духовным руководителем, всеобщим авторитетом. Культура речи, которая вырабатывалась в результате постоянного общения с книгами, была отличительным признаком интеллигентного человека. (К сожалению, о нынешнем времени я не могу этого сказать: читающих людей, а тем более много читающих, становится все меньше и меньше, причем не только среди молодежи…Отсюда и весьма убогий звучащий, разговорный русский язык. Но это тема отдельного разговора.) Интеллигент был воплощением идейности, просвещенности, духовности, непрерывного самосовершенствования, личной нравственной ответственности перед обществом за свое поведение, которое должно было отличаться тонкостью и деликатностью, простотой и искренностью взаимоотношений с людьми. Поэтому в среде интеллигенции вырабатывались свои каноны красивого, приличного, достойного поведения. Этикетный кодекс интеллигента включал в себя заниженное внимание ко всему внешнему, поверхностному: интерьеру, роскоши одежды, различным этикетным атрибутам. Демократичность, неброскость, игнорирование дорогостоящих украшений, обязательное наличие хотя бы небольшой библиотеки были приметами стиля жизни интеллигентного человека. Для него главным являлось не внешнее впечатление, производимое им в обществе, в свете, не манеры сами по себе (хотя им и отдавалось должное), а нравственное, духовное, личностное начало. Вот почему среди его нравственных ценностей центральное положение занимает «истинная честь» — достоинство, то есть качество, подчеркивающее самоценность личности. «Имей мужество пользоваться собственным разумом!» — кантовский лозунг становится очень популярным в среде русских интеллигентов. Вспомним Чацкого «В горе от ума» у Грибоедова, декабристов, Веру Павловну и Лопухина в романе «Что делать» Н. Г. Чернышевского и др. И в этой ориентации сознания и нравов на разумность, нравственность, демократизм и служение Отечеству прослеживается преемственность качеств русского интеллигента XIX в. с лучшими чертами личностного образца эпохи античности. Но гораздо чаще русских интеллигентов сравнивают с английскими джентльменами. Действительно, у них можно обнаружить много общего. Например, нередко они имеют общие социальные корни — обедневшее дворянство. Однако в русском обществе ХIX в. интеллигентами становились и представители других сословий, о чем свидетельствует понятие «разночинская интеллигенция». Что же их роднит по существу? Это занятие умственным трудом, культура речи и внешнего вида, чувство собственного достоинства, порядочность в делах, самоконтроль, верность слову и т. д. И в то же время между ними много различий: — если джентльменство тяготело скорее к высшему сословию, духу аристократизма, его нравственным, культурным ценностям, то интеллигенты стремились к выражению «интересов народа», служения ему; — если для английских джентльменов был характерен индивидуализм, то для российских интеллигентов — идея всеобщности, соборности, и характерная «боль» за Отечество; — если отнесение человека к среде джентльменов (особенно в новейшее время) было достаточно формальным — форма вежливого обращения, то претендующему на статус интеллигента предъявлялись очень высокие требования — интеллигентность как духовно - нравственное миссионерство. И хотя наши писатели, публицисты, философы много спорили и спорят о том, в чем проявляется интеллигентность, кого можно считать интеллигентным человеком, они неизменно и достаточно единодушно признают, пожалуй, лишь одно: воспитанность, умение вести себя в обществе прилично и достойно является необходимой и одной из важнейших составляющих интеллигентности. Безусловно, у каждого из нас есть сой идеал интеллигентного человека. Есть он и у меня, и, боюсь, мой выбор не оригинален. — Это Антон Павлович Чехов. Этот человек, исключительно усилиями собственной воли и самовоспитанием сумел подняться над цинизмом и раболепием своей среды до высших высот человеческого благородства. Два основных порока всякой обывательской души — надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными — казались ему особенно мерзкими и именно их он и решил" истребить в себе начисто. Первый из пороков в его бесчисленных формах — грубость, заносчивость, чванство, надменность, высокомерие, зазнайство, самохвальство, спесивость — он словно выжег в себе каленым железом, со вторым же справиться было гораздо труднее. Потребовались героические усилия воли, чтобы рожденный в приниженном, скопидомском быту, где кланялись каждой кокарде и пресмыкались перед каждым кошельком, мог выработать в себе такую гордость, такое умение радоваться всякому чужому успеху. Исследуя творческую личность Чехова, Корней Чуковский писал: «Об эпохе Чехова принято говорить, будто это эпоха сплошного безволия, хилости, окоченения, косности интеллигентских кругов. Это справедливо, но только отчасти: в России никогда не могло быть сплошного безволия; не забудем, что именно восьмидесятые годы дали русскому обществу таких несокрушимых людей, как Миклухо-Маклай, Пржевальский, Александр Ульянов и — Чехов». Уважаемый читатель, это ли не ответ на сетования некоторых наших современников: мол какие времена, такие и люди…На то мы и люди, чтобы в каждом времени находить в себе силы оставаться людьми! А.П. Чеховым был сформулирован замечательный кодекс человеческой воспитанности, который он адресовал своему опустившемуся к тому времени брату со страстным желанием разбудить в нем чувство человеческого достоинства и помочь ему подняться над собственным окружением и собственной слабостью. Весь этот кодекс пронизан глубоким уважением к человеческой личности, верой в силу человеческого духа, стремлением к прекрасному, презрением к лени и вялости душевных движений. И сегодня он не потерял своего значения для многих из нас. Да, пожалуй, каждый человек найдет для себя в нем что-то из того, что еще не воплощено в его жизни, не стало привычкой его существования. Глубоко страдая от сознания того, что способный, талантливый человек губит себя из-за недостатка силы воли и воспитания, Чехов стремился спасти брата, помочь ему советом, моральной поддержкой. «Воспитанные люди, по моему мнению,— писал А. П. Чехов,— должны удовлетворять следующим условиям: 1. Оки уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...
6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями… Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили... Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки. ...Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную... 7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой... Они горды своим талантом... 8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами.., шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт... Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, не ум, выражающийся в умении... лгать без устали. Им нужны свежесть, изящество, человечность... Они не трескают походя водку... ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только.. при случае... ...Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста... Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...» Возможно, прочитав это, кто-то скажет: это максимализм, чересчур идеально... Но, если уподобить жизнь реке с быстрым и капризным течением, то ведь давно известно, что, чтобы переплыть её, нужно брать сильно вверх по течению! |