Джентльмен и джентльменство: как все начиналось
Глоссарийассессмент центр, assessment center, центр оценки персонала, комплексная оценка персонала, кадровый резерв Карта сайтаобучение ассессмент центру, проведение assessment center Контакты
Главная Партнеры Джентльмен и джентльменство: как все начиналось

Поиск

Печать

Бормотова И.М.

 

Джентльмен и джентльменство: как все начиналось

 

                                                                 «Джентльмен, настоящий джентльмен –

                                                                 это наиболее  привлекательный тип

                                                                  в эволюции млекопитающих».

                                                                                                               Андре Моруа

 

Каждый из нас многократно в своей жизни слышал или произносил слово «Джентльмен». В каких только контекстах оно не употребляется! Но помним ли мы, когда и почему возникло это слово? Что при этом оно означало? Все ли люди, которых мы в шутку или всерьез называем «джентльменами», действительно имеют «джентльменский набор»?

_________________________________________________________________________

      Если прислушаться к строгой даме, любящей точность, имя которой История, то джентльмен - это личностный образец эпохи Нового времени. Он представляет собой дальнейшую судьбу рыцарского кодекса поведения. (Думаю, есть смысл в будущем вспомнить и об этом). Трудно указать образец, влияние которого распространилось бы так широко, и притом не только в обществе, где он возник, но и за его пределами, который в такой же степени  преодолевал классовые и национальные барьеры. Согласно шутливому замечанию, образец джентльмена в качестве экспортного  товара больше содействовал престижу Англии, чем экспорт английского угля.  Английское общество приняло его в качестве своего так же, как оно приняло наименование улиц и парков в честь аристократов и поправляло иностранцев, недостаточно знакомых с местными обычаями, которые говорили «Ньютон» вместо «сэр Исаак Ньютон».

       Джентльмен как образец Нового времени был противоречив, сложен и испытал на себе все перипетии своего исторического периода. Что можно сказать о происхождении и истории этого образца? Прислушаемся к специалистам.

       В книге историка М. Оссовской «Рыцарь и буржуа» мы находим подроб­ные сведения об истории понятия  и самого социального явления джентльменства. Приведу для начала известное двустишие XII столетия:

                                            When Adam delved and Eve span,

                                             Who was then the gentleman? –

(В переводе с  английского:  Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда джентльменом?)

      Это полушуточное двустишие свидетельствует об употреблении слова «джентльмен» для обозначения человека, который не трудится - во всяком случае, руками. В 1400 году,  говорится в «Британской энциклопедии», «джентльмен» значило  «благорожденный» и «сын благорожденного» и не связывалось с принадлежностью к определенной группе. И,  лишь начиная  с 1414 г., в судебных реестрах словом «джентльмен» стали обозначать представителей особой социаль­ной категории - младших сыновей именитых дворян-земледель­цев, лишенных земельного наследства в силу действия принципа единонаследия. Суть этого принципа заключалась в том, что все имущество (а в аристократических семьях - и титул) переходили по наследству одному лишь старшему сыну. Его братья и сестры не получали ничего и должны были устраивать свою жизнь само­стоятельно. (Это делалось для того, чтобы наследуемая собственность не членилась бесконечно и не становилась все меньше и меньше. Конечно, вряд ли сегодня нам кажется это справедливым, но исторические реалии – вещь упрямая…).  Так вот, такие люди, оставшись без собственности, без наследства, без титула, не желали, чтобы их принимали за свободных земледельцев недворянского происхож­дения, которых они ставили ниже себя.  Поэтому именовали себя джентльменами.

      Спор о том, кого можно считать джентльменом, а кого нельзя, продолжался столетиями. При этом го­рячо обсуждались и такие вопросы, как: считать ли внебрачных сыновей джентльменами (благорожденными)? Ведь нередко они оказывались лучше законных потомков…Можно ли утратить джентльменство из-за недостойного поведения? Может ли быть джентльменом бедный человек?

      Вот как, например, размышляет Томас Смит в трактате «Об английском государстве» (1583 г.): «тот, кто отправляет государственное правосудие, учится в университете, изучает свободные искусства и может жить, не трудясь и не занимаясь занятиями, требующими физического труда, кто принимает на себя обязанности джентльмена, отличаясь при этом джентльменским поведением и манерами… тот должен быть назван джентльменом».

      Полвека спустя «слово берет» английский писатель Ренессанса Генри Пичем, который рассмат­ривает еще подробнее различные занятия с точки зрения того, насколько они соответствуют достоинству джентльмена. Так, адвокатов и врачей он считал джентльменами, за исключением хирургов, акушеров и шарлатанов, поскольку они работают руками. В Англии еще в XIX в. людей этих профессий, а также дантистов, не принимали в обществе, не считали их джентльменами. Вообще, всем тем, кто зарабатывал себе на жизнь сам, своим трудом и «руками», (напри­мер, художникам, актерам, скрипачам, фокусникам и т. д.), отказы­вали в праве считаться джентльменами.

      Вероятно, поэтому до сих пор в английском менталитете суще­ствует противопоставление любительства и профессионализма. Причем именно любительское отношение к делу считается знаком принадлежности к избранному классу и несет в себе заряд соци­ального престижа. Как заметил Всеволод Овчинников в своей знаменитой книге «Сакура и дуб», «у американцев принято считать, что чем больше дел держит в своих руках чело­век, тем выше его престиж и в собственных глазах, и в глазах окру­жающих... Английский же аристократ, даже если он отдает работе не меньше времени и сил, предпочитает выглядеть на людях лени­вым бездельником». Это, кстати, нашло свое отражение и в анг­лийской литературе. Вспомним хотя бы Шерлока Холмса, люби­теля-детектива, превосходящего по своим личностным качествам и результатам деятельности профессиональных сыщиков и поли­цейских из Скотланд-Ярда. Тема эта актуальна до сих пор. Тек, в серьезной теоретической статье, написанной в 1966 г. профессором философии лондонского университета, утверждается, что Англия страдает от глубоко укоренившегося комплекса джентльмена - любителя. Впрочем, большинство англичан и сегодня согласны с традиционной позицией, которая джентльмену приписывает способность к импровизации, позволяющей ему разыграть любую ситуацию без участия экспертов.

      Так или иначе, в вопросе о том, кого можно считать джентльме­ном, всегда сталкивались два подхода, которые наиболее явно офор­мились в отношении к джентльменству со стороны уходящего с исторической арены дворянства и нарождающейся, крепнущей буржуазии. Согласно первому подходу, критерием джентльменства являются знатность, благородство происхождения, наличие мощ­ного генеалогического древа и право ношения герба. Второй подход связывал джентльменство с благородством характера, личными достоинствами, уровнем образованности и воспитанности человека, безотносительно к его происхождению.

      Соответственно различались и те требования, которые предъяв­лялись обществом к поведению человека, претендующего на ста­тус джентльмена. Эти различия прекрасно раскрыты в романе М. Митчелл «Унесенные ветром», в котором показана переломная эпоха в истории нравов Америки: болезненная смена консерватив­ных ценностей и приличий старого дворянского Юга нравами и цен­ностями крепнущей буржуазии.

      Аристократическое джентльменство воплощено в романе в об­разах Эшли Уилкса, его супруги Мелани, Эллин О'Хара и других южан-землевладельцев, для которых благородство происхождения и манеры являлись определяющими в достижении соответствую­щего места в иерархической структуре общества, в высшем свете. И чем более шатким становилось материальное положение арис­тократических слоев общества, тем большее значение для них са­мих, для их социального самочувствия приобретали хорошее вос­питание и манеры (практически единственное, что у них осталось от прошлой жизни!), которым всегда уделялось такое огромное вни­мание. Дворянство неизменно стремилось к чистоте и строгости нравов благородных леди и джентльменов по происхождению. Нередко это стремление выходило за рамки здравого смысла эпохи и оборачивалось лицемерным, показным поведением, что и стано­вилось объектом критики со стороны «нового общества».

       Противоположный образ джентльмена воплощает собой Рэтт Батлер, занимающий позицию буржуазного прагматизма и активно противостоящий ценностям и манерам отживающего мира, вскры­вающий нелепости и неестественность старых приличий. «От вас требуют, чтобы вы делали тысячу каких-то ненужных вещей толь­ко потому, что так делалось всегда, - восклицает он в разговоре со Скарлетт. - И по той же причине тысячу совершенно безвред­ных вещей вам делать не дозволяется. А сколько при этом всевоз­можных нелепостей... Почему я должен был жениться на беспро­светной дуре только из-за того, что по воле случая не смог засветло доставить ее домой? И почему я должен был позволить ее бешено­му брату пристрелить меня, если стреляю более метко, чем он. Конечно, настоящий джентльмен дал бы себя продырявить и тем стер бы пятно с родового герба Батлеров. Ну, а я... предпочел ос­таться в живых». Нелепости дворянских приличий, вежливое притворство и лицемерие общественных нравов возмущают и глав­ную героиню романа Скарлетт: «Просто невыносимо вечно приду­риваться и никогда не делать того, что хочешь, - заявляет она. - Надоело мне притворяться, будто я ем мало, как птичка, надоело степенно выступать, когда хочется побегать, и делать вид, будто у меня кружится голова после тура вальса, когда легко могу про­танцевать двое суток подряд. Надоело восклицать "Как это изу­мительно!", слушая всякую ерунду, что несет какой-нибудь олух, у которого мозгов вдвое меньше, чем у меня, и изображать из себя круглую дуру, чтобы мужчинам было приятно меня просвещать и мнить о себе невесть что,..»

      Образ Рэтта Батлера точно соответствовал тому нормативному образцу порядочного человека, который вывел Б. Франклин - президент США, выступивший для своей нации своеобразным моралистом: «фи­нансовая надежность, основанная на трудолюбии, бережливости, порядке, осмотрительности, прозорливости и мышлении в денеж­ных категориях». Вместе с тем не отрицается и важность образован­ности, культуры речи и верность данному слову, то есть, по суще­ству, те же качества, которые составляли и придворный образец «человека учтивого».

       И в этом отношении история джентльменства интересна тем, что в процессе борьбы двух подходов к определению понятия «джентльмен» - дворянского и буржуазного -  произош­ло в конечном счете их объединение.  Буржуаз­ные и дворянские личностные образцы наложились друг на друга и сформировался некий единый образец, сочетающий в себе купеческую солидность с ры­царской честью. Более того, история джентльменства любопытна именно тем, что в ней прослеживается динамика этикета от ранних форм до современного состояния. Сегодня личностный образец джентльмена практически лишен какого-либо классового содержания, а само понятие «джентль­мен» используется лишь как одна из форм вежливого обращения («леди и джентльмены»!) к кому-либо, независимо от его классового или имущественного положения. Сама буржуазная идея равенства возможностей превратилась в этикете в идею джентльмен­ства как характеристики применительно к любому человеку (воспитанному, обладаю­щему хорошими манерами и т. д.), а не только по происхождению и богатству.

      Многие черты и качества джентльмена и сегодня сохраняют свое прежнее значение в воспитании человека приличного и порядоч­ного. Так, Вс. Овчинников пишет: «Человек, отвечающий этому эталону, в представлении англичан бесстрастен, щепетилен, немно­гословен. Он при любых обстоятельствах сохраняет «жесткую верх­нюю губу», верность данному слову, делает больше, чем обещает. Он избегает говорить что-либо хорошее о себе и что-либо плохое о других. Он служит воплощением самоконтроля, порядочности, честной игры. Он совершает джентльменские поступки, но еще больше отличается от простых смертных тем, чего он не дела­ет...».

      А вот как рисует своеобразный портрет джентльмена знаменитый испанский мыслитель, философ Хосе Ортега-и-Гассет. Задаваясь  вопросом в од­ной из своих работ «Что же значит быть джентльменом?» он отвечает:

«... Все, что джентльмен делает, он делает хорошо - остальное неважно.

...Потребность ежедневно менять рубашки, соблюдать чисто­ту, принимать ванну (со времен древних римлян такой причуды на Западе не было ни у кого) - этим обычаям джентльмен следует неукоснительно...

Во всей своей жизни он ищет decorum (внешнего приличия), стремится к здоровью духа и тела... ».

            И, наконец, самую лаконичную характеристику джентльменства я нашла у О. Шмитца. Он подчеркивает, что современному джентльмену присущи четыре основных качества: «самоконтроль, порядочность, честность и чувство собственного достоинства». Не знаю, как вам, дорогие читатели, а мне это очень импонирует в принципе, хотя и не хватает во многих окружающих людях…

 

 

 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100