Бормотова И.М.
Джентльмен и джентльменство: как все начиналось
«Джентльмен, настоящий джентльмен – это наиболее привлекательный тип в эволюции млекопитающих». Андре Моруа
Каждый из нас многократно в своей жизни слышал или произносил слово «Джентльмен». В каких только контекстах оно не употребляется! Но помним ли мы, когда и почему возникло это слово? Что при этом оно означало? Все ли люди, которых мы в шутку или всерьез называем «джентльменами», действительно имеют «джентльменский набор»? _________________________________________________________________________ Если прислушаться к строгой даме, любящей точность, имя которой История, то джентльмен - это личностный образец эпохи Нового времени. Он представляет собой дальнейшую судьбу рыцарского кодекса поведения. (Думаю, есть смысл в будущем вспомнить и об этом). Трудно указать образец, влияние которого распространилось бы так широко, и притом не только в обществе, где он возник, но и за его пределами, который в такой же степени преодолевал классовые и национальные барьеры. Согласно шутливому замечанию, образец джентльмена в качестве экспортного товара больше содействовал престижу Англии, чем экспорт английского угля. Английское общество приняло его в качестве своего так же, как оно приняло наименование улиц и парков в честь аристократов и поправляло иностранцев, недостаточно знакомых с местными обычаями, которые говорили «Ньютон» вместо «сэр Исаак Ньютон». Джентльмен как образец Нового времени был противоречив, сложен и испытал на себе все перипетии своего исторического периода. Что можно сказать о происхождении и истории этого образца? Прислушаемся к специалистам. В книге историка М. Оссовской «Рыцарь и буржуа» мы находим подробные сведения об истории понятия и самого социального явления джентльменства. Приведу для начала известное двустишие XII столетия: When Who was then the gentleman? – (В переводе с английского: Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда джентльменом?) Это полушуточное двустишие свидетельствует об употреблении слова «джентльмен» для обозначения человека, который не трудится - во всяком случае, руками. В 1400 году, говорится в «Британской энциклопедии», «джентльмен» значило «благорожденный» и «сын благорожденного» и не связывалось с принадлежностью к определенной группе. И, лишь начиная с 1414 г., в судебных реестрах словом «джентльмен» стали обозначать представителей особой социальной категории - младших сыновей именитых дворян-земледельцев, лишенных земельного наследства в силу действия принципа единонаследия. Суть этого принципа заключалась в том, что все имущество (а в аристократических семьях - и титул) переходили по наследству одному лишь старшему сыну. Его братья и сестры не получали ничего и должны были устраивать свою жизнь самостоятельно. (Это делалось для того, чтобы наследуемая собственность не членилась бесконечно и не становилась все меньше и меньше. Конечно, вряд ли сегодня нам кажется это справедливым, но исторические реалии – вещь упрямая…). Так вот, такие люди, оставшись без собственности, без наследства, без титула, не желали, чтобы их принимали за свободных земледельцев недворянского происхождения, которых они ставили ниже себя. Поэтому именовали себя джентльменами. Спор о том, кого можно считать джентльменом, а кого нельзя, продолжался столетиями. При этом горячо обсуждались и такие вопросы, как: считать ли внебрачных сыновей джентльменами (благорожденными)? Ведь нередко они оказывались лучше законных потомков…Можно ли утратить джентльменство из-за недостойного поведения? Может ли быть джентльменом бедный человек? Вот как, например, размышляет Томас Смит в трактате «Об английском государстве» (1583 г.): «тот, кто отправляет государственное правосудие, учится в университете, изучает свободные искусства и может жить, не трудясь и не занимаясь занятиями, требующими физического труда, кто принимает на себя обязанности джентльмена, отличаясь при этом джентльменским поведением и манерами… тот должен быть назван джентльменом». Полвека спустя «слово берет» английский писатель Ренессанса Генри Пичем, который рассматривает еще подробнее различные занятия с точки зрения того, насколько они соответствуют достоинству джентльмена. Так, адвокатов и врачей он считал джентльменами, за исключением хирургов, акушеров и шарлатанов, поскольку они работают руками. В Англии еще в XIX в. людей этих профессий, а также дантистов, не принимали в обществе, не считали их джентльменами. Вообще, всем тем, кто зарабатывал себе на жизнь сам, своим трудом и «руками», (например, художникам, актерам, скрипачам, фокусникам и т. д.), отказывали в праве считаться джентльменами. Вероятно, поэтому до сих пор в английском менталитете существует противопоставление любительства и профессионализма. Причем именно любительское отношение к делу считается знаком принадлежности к избранному классу и несет в себе заряд социального престижа. Как заметил Всеволод Овчинников в своей знаменитой книге «Сакура и дуб», «у американцев принято считать, что чем больше дел держит в своих руках человек, тем выше его престиж и в собственных глазах, и в глазах окружающих... Английский же аристократ, даже если он отдает работе не меньше времени и сил, предпочитает выглядеть на людях ленивым бездельником». Это, кстати, нашло свое отражение и в английской литературе. Вспомним хотя бы Шерлока Холмса, любителя-детектива, превосходящего по своим личностным качествам и результатам деятельности профессиональных сыщиков и полицейских из Скотланд-Ярда. Тема эта актуальна до сих пор. Тек, в серьезной теоретической статье, написанной в 1966 г. профессором философии лондонского университета, утверждается, что Англия страдает от глубоко укоренившегося комплекса джентльмена - любителя. Впрочем, большинство англичан и сегодня согласны с традиционной позицией, которая джентльмену приписывает способность к импровизации, позволяющей ему разыграть любую ситуацию без участия экспертов. Так или иначе, в вопросе о том, кого можно считать джентльменом, всегда сталкивались два подхода, которые наиболее явно оформились в отношении к джентльменству со стороны уходящего с исторической арены дворянства и нарождающейся, крепнущей буржуазии. Согласно первому подходу, критерием джентльменства являются знатность, благородство происхождения, наличие мощного генеалогического древа и право ношения герба. Второй подход связывал джентльменство с благородством характера, личными достоинствами, уровнем образованности и воспитанности человека, безотносительно к его происхождению. Соответственно различались и те требования, которые предъявлялись обществом к поведению человека, претендующего на статус джентльмена. Эти различия прекрасно раскрыты в романе М. Митчелл «Унесенные ветром», в котором показана переломная эпоха в истории нравов Америки: болезненная смена консервативных ценностей и приличий старого дворянского Юга нравами и ценностями крепнущей буржуазии. Аристократическое джентльменство воплощено в романе в образах Эшли Уилкса, его супруги Мелани, Эллин О'Хара и других южан-землевладельцев, для которых благородство происхождения и манеры являлись определяющими в достижении соответствующего места в иерархической структуре общества, в высшем свете. И чем более шатким становилось материальное положение аристократических слоев общества, тем большее значение для них самих, для их социального самочувствия приобретали хорошее воспитание и манеры (практически единственное, что у них осталось от прошлой жизни!), которым всегда уделялось такое огромное внимание. Дворянство неизменно стремилось к чистоте и строгости нравов благородных леди и джентльменов по происхождению. Нередко это стремление выходило за рамки здравого смысла эпохи и оборачивалось лицемерным, показным поведением, что и становилось объектом критики со стороны «нового общества». Противоположный образ джентльмена воплощает собой Рэтт Батлер, занимающий позицию буржуазного прагматизма и активно противостоящий ценностям и манерам отживающего мира, вскрывающий нелепости и неестественность старых приличий. «От вас требуют, чтобы вы делали тысячу каких-то ненужных вещей только потому, что так делалось всегда, - восклицает он в разговоре со Скарлетт. - И по той же причине тысячу совершенно безвредных вещей вам делать не дозволяется. А сколько при этом всевозможных нелепостей... Почему я должен был жениться на беспросветной дуре только из-за того, что по воле случая не смог засветло доставить ее домой? И почему я должен был позволить ее бешеному брату пристрелить меня, если стреляю более метко, чем он. Конечно, настоящий джентльмен дал бы себя продырявить и тем стер бы пятно с родового герба Батлеров. Ну, а я... предпочел остаться в живых». Нелепости дворянских приличий, вежливое притворство и лицемерие общественных нравов возмущают и главную героиню романа Скарлетт: «Просто невыносимо вечно придуриваться и никогда не делать того, что хочешь, - заявляет она. - Надоело мне притворяться, будто я ем мало, как птичка, надоело степенно выступать, когда хочется побегать, и делать вид, будто у меня кружится голова после тура вальса, когда легко могу протанцевать двое суток подряд. Надоело восклицать "Как это изумительно!", слушая всякую ерунду, что несет какой-нибудь олух, у которого мозгов вдвое меньше, чем у меня, и изображать из себя круглую дуру, чтобы мужчинам было приятно меня просвещать и мнить о себе невесть что,..» Образ Рэтта Батлера точно соответствовал тому нормативному образцу порядочного человека, который вывел Б. Франклин - президент США, выступивший для своей нации своеобразным моралистом: «финансовая надежность, основанная на трудолюбии, бережливости, порядке, осмотрительности, прозорливости и мышлении в денежных категориях». Вместе с тем не отрицается и важность образованности, культуры речи и верность данному слову, то есть, по существу, те же качества, которые составляли и придворный образец «человека учтивого». И в этом отношении история джентльменства интересна тем, что в процессе борьбы двух подходов к определению понятия «джентльмен» - дворянского и буржуазного - произошло в конечном счете их объединение. Буржуазные и дворянские личностные образцы наложились друг на друга и сформировался некий единый образец, сочетающий в себе купеческую солидность с рыцарской честью. Более того, история джентльменства любопытна именно тем, что в ней прослеживается динамика этикета от ранних форм до современного состояния. Сегодня личностный образец джентльмена практически лишен какого-либо классового содержания, а само понятие «джентльмен» используется лишь как одна из форм вежливого обращения («леди и джентльмены»!) к кому-либо, независимо от его классового или имущественного положения. Сама буржуазная идея равенства возможностей превратилась в этикете в идею джентльменства как характеристики применительно к любому человеку (воспитанному, обладающему хорошими манерами и т. д.), а не только по происхождению и богатству. Многие черты и качества джентльмена и сегодня сохраняют свое прежнее значение в воспитании человека приличного и порядочного. Так, Вс. Овчинников пишет: «Человек, отвечающий этому эталону, в представлении англичан бесстрастен, щепетилен, немногословен. Он при любых обстоятельствах сохраняет «жесткую верхнюю губу», верность данному слову, делает больше, чем обещает. Он избегает говорить что-либо хорошее о себе и что-либо плохое о других. Он служит воплощением самоконтроля, порядочности, честной игры. Он совершает джентльменские поступки, но еще больше отличается от простых смертных тем, чего он не делает...». А вот как рисует своеобразный портрет джентльмена знаменитый испанский мыслитель, философ Хосе Ортега-и-Гассет. Задаваясь вопросом в одной из своих работ «Что же значит быть джентльменом?» он отвечает: «... Все, что джентльмен делает, он делает хорошо - остальное неважно. ...Потребность ежедневно менять рубашки, соблюдать чистоту, принимать ванну (со времен древних римлян такой причуды на Западе не было ни у кого) - этим обычаям джентльмен следует неукоснительно... Во всей своей жизни он ищет decorum (внешнего приличия), стремится к здоровью духа и тела... ». И, наконец, самую лаконичную характеристику джентльменства я нашла у О. Шмитца. Он подчеркивает, что современному джентльмену присущи четыре основных качества: «самоконтроль, порядочность, честность и чувство собственного достоинства». Не знаю, как вам, дорогие читатели, а мне это очень импонирует в принципе, хотя и не хватает во многих окружающих людях…
|