Программа
|
№ | Содержание | Академических часов |
1 |
Введение в программу |
2 |
2 |
Оценка персонала организации: основные традиции и подходы. Общие представления о технологии Assessment Center. |
2 |
3 |
Параметры для оценки сотрудников в технологии Assessment Center. Факторы, влияющие на формирование оснований для оценки сотрудников. |
4 |
4 |
Методическое, организационное, кадровое обеспечение технологии Assessment Center. |
4 |
5 |
Подготовка и проведение основных мероприятий по оценке сотрудников. Проектирование содержания групповых, специальных и индивидуальных оценочных процедур. |
4 |
6 |
Наблюдение, экспертная оценка и особенности их проведения. Принципы поведенческой диагностики. |
2 |
7 |
Процесс управления группой. |
2 |
8 |
Завершение оценочных процедур. Анализ результатов оценки. |
4 |
9 |
Развивающая обратная связь испытуемым в технологии Assessment Centre по результатам оценки. |
6 |
10 |
Завершение программы обучения. Подведение итогов работы, «обратная связь» от участников. |
2 |
ИТОГО |
32 часа |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ
Введение в программу: цели, этапы, принципы и регламент предстоящей работы. Знакомство слушателей с тренером. Выявление ожиданий слушателей.
Оценка персонала организации: основные традиции и подходы. Общие представления о технологии Assessment Center. Типология диагностической информации, получаемой при проведении оценки. Количественные и качественные традиции оценки персонала. Ситуативный и личностный подходы к оценке. Комплексный подход к оценке. Место Assessment Center в системе комплексных оценочных процедур. Необходимость применения технологии Assessment Center и основные преимущества от её использования. Основные характеристики метода. Задачи, решаемые с применением технологии Assessment Center. Типология Assessment Center: традиционный, развивающий, командообразующий, стратегический, индивидуальный Assessment Center и их основное назначение. Принципы, лежащие в основе технологии Assessment Center. Основные требования к процедуре оценки. Этапы проектирования, организации и проведения технологии Assessment Center.
Параметры для оценки сотрудников в технологии Assessment Center.Основания для оценки сотрудников организации. Компетентности и компетенции. Типология компетентностей. Компетентность как интегральная характеристика деятельности: личностные, деловые и управленческие компетентности. Компетентность как лидерство: организационная, эмоциональная, интеллектуальная и коммуникативная компетентности. Корпоративная компетентность: нормативно - ценностный уровень и стандарты поведения в организационной среде. Типология компетенций: компетенции - качества, компетенции - задачи, компетенции - роли. Индикаторы компетенций. Уровни развития компетенций и их характеристика. Абсолютная и относительная шкала для оценки компетенций. Факторы, влияющие на формирование оснований для оценки сотрудников. Компетентности, компетенции и организационная культура. Классификация типов организационных культур. Характеристики персонала в различных типах организационных культур. Опросник для изучения преобладающего типа организационной культуры. Влияние организационной культуры на формирование критериев оценки и проектирование оценочных процедур.
Методическое обеспечение Assessment Center. Типология оценочных процедур, применяемых в технологии Assessment Center, их основные характеристики и содержание. Групповые оценочные процедуры: процедура «Групповая дискуссия», процедура «Мозговой штурм», процедура «Ролевая игра». Специальные оценочные процедуры: задание «Почтовая корзина», процедура собеседования по результатам выполнения задания «Почтовая корзина», процедура «Подготовка выступления. Доклад». Организационно - управленческие игры в технологии Assessment Center. Индивидуальные оценочные процедуры в Assessment Center. Собеседование с испытуемыми по итогам выполнения конкретных оценочных процедур.
Организационное обеспечение Assessment Center. Подготовка документального и материального обеспечения процесса оценки. Матрица «компетенции - процедуры». План-график проведения оценки. График микширования. Маршрутные листы. Материалы для наблюдателей. Требования к аудиториям.
Кадровое обеспечение процедур Assessment Center.Состав, роли и задачи участников оценочных процедур. Основное содержание деятельности специалистов в процессе проведения оценочных процедур.
Подготовка и проведение основных мероприятий по оценке сотрудников. Проектирование содержания групповых, специальных и индивидуальных оценочных процедур: общие принципы и рекомендации.
Проведение мероприятий по оценке сотрудников. Введение в процедуру Assessment center. Правила и рекомендации по проведению оценочных процедур. Особенности и практические аспекты проведения групповых оценочных процедур, специальных и индивидуальных оценочных процедур.
Наблюдение, экспертная оценка и особенности их проведения. Принципы поведенческой диагностики. Социально-психологические аспекты экспертной оценки в технологии Assessment Center. Особенности процесса наблюдения: основные причины искажения диагностической информации. Факторы, влияющие на результаты наблюдения и повышающие вероятность ошибок итоговых результатов оценки. Способы повышения точности и надёжности результатов наблюдения. Требования к организации процесса наблюдения. Организация рабочего места наблюдателя. Пространственное расположение и взаимодействие участников оценочных процедур. Структура действий экспертов-наблюдателей в процессе наблюдения за испытуемыми. Бланки для наблюдения и листы фиксации поведения. Система фиксации поведенческих проявлений у оцениваемых сотрудников. Правила ведения записей в процессе наблюдения.
Процесс управления группой. Основные принципы управления малой группой. Управление групповым обсуждением. Роли ведущего в групповом процессе: ведущий как фасилитатор, как модератор, как медиатор. Действия ведущего в рамках используемых ролей. Основные действия ведущего по отношению к обсуждаемой группой проблеме и по отношению к группе испытуемых.
Завершение оценочных процедур.Технология подведения итогов дня оценки с группой оцениваемых сотрудников. Критерии эффективности проведения оценочных процедур Assessment Center.
Анализ результатов оценки. Система обработки результатов наблюдения. Возможные форматы формирования итогового заключения по результатам оценки. Бальная оценка степени выраженности компетенций. Описание характеристик выраженности компетенций. Описание поведенческих проявлений участников оценки, сильных и слабых сторон, продемонстрированных ими в процессе участия в оценочных процедурах. Формирование группы для развития, группы для принятия решения и группы риска. «Словарь» эксперта - наблюдателя.
Развивающая обратная связь в технологии Assessment Centre. Основные задачи развивающей обратной связи с испытуемыми по результатам оценки. Принципы развивающей обратной связи. Механизм изменения поведения с помощью развивающей обратной связи. Основные страхи и ожидания оцениваемых сотрудников. Технология развивающей обратной связи в Assessment Centre: основные этапы процесса. Правила проведения собеседования и ознакомления испытуемых с итоговыми результатами оценки. Практические рекомендации по проведению развивающей обратной связи. Психологические особенности процесса обсуждения результатов оценки. Управленческое насилие, варварское влияние и демотивация сотрудников. Распространённые способы демонстрации сотрудникам их собственной некомпетентности и возможные негативные последствия их применения. Стереотипы поведения и мышления людей, их поведенческие проявления и работа с ними в процессе развивающей обратной связи. Работа с возражениями. Технология определения лжи в речи испытуемого. Техника перехода к обсуждению и составлению индивидуального плана развития сотрудника.
Завершение программы обучения. Подведение итогов работы, «обратная связь» от участников.