Глоссарийассессмент центр, assessment center, центр оценки персонала, комплексная оценка персонала, кадровый резерв Карта сайтаобучение ассессмент центру, проведение assessment center Контакты
Главная Библиотека Клиническая психология

Поиск

Печать

Выбойщик И.В.

Теории личности

Методические указания
(для студентов психологических специальностей)

ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения курса «Теории личности» является формирование системы представлений об основных подходах к теоретическому и экспериментальному изучению целостной личности, разработанных классиками персонологии (такими как З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Г. Олпорт, Б. Скиннер, А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

В задачи курса входит:

-            изучение концепций, предложенных основоположниками классических направлений в изучении личности и их последователями;

-            знакомство с экспериментальными и эмпирическими исследованиями, подтверждающими идеи авторов теорий;

-            сравнительный анализ моделей, предложенных разными авторами с учетом основных положений, касающихся природы человека.      

В результате усвоения курса студенты должны иметь четкое представление об основных задачах и методах изучения личности (с учетом возможностей и ограничений последних). Необходимым критерием усвоения дисциплины является знание и понимание следующих разделов каждой теории:

-            представления о природе человека;

-            структура, движущие силы и этапы развития личности;

-            критерии психологически здоровой и зрелой личности;

-            причины и механизмы возникновения неврозов;

-            принципы и методы оказания психологической помощи.

К достаточному критерию усвоения относится способность аргументировано сформулировать ответ на вопрос о сходстве и различиях в основных направлениях персонологии.

Базой для освоения курса «Теории личности» являются такие дисциплины как «Общая психология», «Возрастная психология», «Дифференциальная психология», «Социальная психология».

Практическое приложение знаний, полученных в процессе изучения курса, актуально для таких дисциплин как «Психологическая диагностика» и «Основы психологического консультирования», а также для дисциплин, включенных в учебные программы различных специализаций факультета психологии.

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ КУРСА

Состав и объем дисциплины. Курс предназначен для студентов третьего года обучения. Студентам дневного отделения предлагается 34 лекционных часа и 16 часов семинарских занятий (5 семестр). Студентам заочного отделения – 16 часов лекционных и 4 часа семинарских занятий (семестры 5 и 6).

Лекционные занятия. В лекционных занятиях освещается 10 тем:

  1. Введение в дисциплину.
  2. Психодинамическое направление: ортодоксальный психоанализ З. Фрейда.
  3. Результаты пересмотра психодинамического направления: аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера.
  4. Постфрейдисты: Эго-теория личности Э. Эриксона, гуманистическая теория личности Э. Фромма, социокультурная теория личности К. Хорни; интерперсональная теория Г.С. Салливана.
  5. Диспозициональное направление: представления о чертах личности в теориях Г. Олпорта, Р. Кэттела и Г. Айзенка. Теория личности и гуманистические идеи Г. Олпорта.
  6. Научающие-бихевиоральное направление: Б. Уотсон, И.П. Павлов, теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера. Теория «Стимул-Реакция» К.Л. Халла, Д. Долларда и Н.Э. Миллера.
  7. Социально-когнитивное направление: теория А. Бандуры. Теория социального научения Д. Роттера.
  8. Когнитивное направление: теория личностных конструктов Д. Келли.
  9. Экзистенциально-гуманистическое направление: гуманистическая теория А. Маслоу; феноменологическая теория личности К. Роджерса; логотерапия В. Франкла.

Семинарские занятия. Семинарские занятия для студентов дневного отделения предполагают глубокую проработку вопросов, освещенных в лекциях. При подготовке студенты знакомятся с первоисточниками, формулируют вопросы, которые вызвали затруднение или особый интерес.

У студентов дневного отделения на каждом занятии выбираются информационные лидеры, которые кратко освещают вопрос и формулируют проблему для группового обсуждения. Студентам заочного отделения предлагаются обобщенные семинарские занятия по всем темам.

Самостоятельная работа. На самостоятельную работу студентов дневного отделения отводится 70 часов, на самостоятельную работу студентов заочного отделения – 100 часов.

Самостоятельная работа подразумевает знакомство с основными и дополнительными литературными источниками. Студентам рекомендуется в обязательном порядке ознакомиться с биографией каждого автора, резюме и вопросами для обсуждения, содержащимися в учебнике Л. Хелла и Д. Зиглера.  

Контрольные мероприятия. У всех студентов контроль знаний осуществляется в форме экзамена. Вопросы к экзамену приведены в разделе 4 «Методических указаний». Многие из них носят комплексный характер и требуют знаний из разных разделов курса.

У студентов дневного отделения экзамен проходит в два этапа: 1) компьютерное педагогическое тестирование; 2) беседа с преподавателем. Количество вопросов, на которые необходимо ответить в процессе второго этапа будет зависеть от активности и качества работы студентов во время семинарских занятий. Наиболее жесткий вариант беседы включает ответ на два вопроса с предварительной подготовкой, а также на два дополнительных вопроса без предварительной подготовки.    

Для студентов заочного отделения предусмотрено домашнее задание (письменная контрольная работа). Контрольная работа предполагает использование лекционного материала, основной и дополнительной литературы по курсу. Примерный объем работы – 10-12 страниц печатного текста. Работа должна быть оформлена в соответствии с общими требованиями: введение, анализ проблемы, выводы, заключение и список использованной литературы (не менее 5-ти источников). Обязательным требованием является наличие собственной позиции студента, а также ссылок на авторитетных авторов и приведение цитат с указанием соответствующих страниц.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Лекционные занятия

Тема 1. Введение. Понятие персонологии. Предмет, цель и задачи дисциплины. Рабочее определение личности. Компоненты теории личности. Критерии оценки теории личности. Основные положения, касающиеся природы человека. Методы изучения личности, их потенциальные достоинства и недостатки. Проблемы, связанные с изучением личности. Соотношение понятий «личность» и «индивидуальность» в теориях личности.

Тема 2. Психодинамическое направление.

Ортодоксальный психоанализ З. Фрейда. История возникновения направления. Топографическая модель психики. Уровни сознания. Структурные компоненты личности: Id, Ego, Superego.

Понятие инстинкта. Параметры инстинкта: источник, цель, объект, стимул. Психическая энергия и её распределение. Понятие о мотивации. Понятие катексиса. Влечение к жизни и влечение к смерти как основные инстинкты.

Тревожность, как движущая сила развития личности. Типы страхов Ego: моральный страх, страх реальности, невротический страх. Защитные механизмы личности: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, противодействие, регрессия, отрицание, сублимация.

Стадии развития личности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная. Понятие о фиксации и типе характера. Генитальный характер как норма развития личности.

Принципы построения психотерапевтического процесса. Понятие переноса и контрпереноса. Понятие сопротивления. Индикаторы бессознательного. Работа со снами. Стадии терапевтического процесса. Эмпирические доказательства теории З. Фрейда.

Тема 3. Результаты пересмотра психодинамического направления.

Аналитическая психология К.Г. Юнга. Специфика понимания либидо. Структура личности: Ego, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Понятие об архетипе и архетипическом образе. Персона и её символы. Тень и её символы. Анима и анимус. Понятие самости.

Стадии развития личности. Процесс индивидуации. Принцип синхронности.

Экстраверсия и интроверсия как формы адаптации к внешнему и внутреннему миру. Понятие о психологическом типе. Психологические функции: мышление и эмоции, ощущение и интуиция.

Ассоциативный тест как метод изучения комплексов. Работа со снами. Эмпирические доказательства теории К.Г. Юнга.

Основные расхождения во взглядах К.Г. Юнга и З. Фрейда на природу человека.

Индивидуальная психология А. Адлера. Дефект и возможность его компенсации. Комплекс недостаточности. Стремление к превосходству. Концепция социального интереса.

Понятие стиля жизни. Типы личности и установки, связанные со стилями жизни. Компенсация и её типы. Понятие творческого «Я».

Порядок рождения детей. Невроз и его лечение. Метод анализа ранних воспоминаний.

Тема 4. Постфрейдисты.

Эго – теория личности Э. Эриксона. Сравнительная характеристика теорий З. Фрейда и Э. Эриксона. Эпигенетический принцип развития. Понятие психосоциального кризиса. Стадии психосоциального развития. Базовое доверие. Автономия – стыд и сомнение. Инициативность – вина. Трудолюбие – неполноценность. Эго-идентичность – ролевое смешение. Кризис идентичности. Психосоциальный мораторий. Признаки успешности выхода из кризиса идентичности. Интимность – изоляция. Продуктивность – инертность. Эго-интеграция – отчаяние. Эмпирическая валидизация концепции Эриксона. Культурная специфичность прохождения стадий психосоциального развития.

Гуманистическая теория личности Э. Фромма. Механизмы бегства от свободы: авторитаризм, деструктивность, подчинение. Понятие позитивной свободы. Экзистенциальные потребности человека. Потребность в установлении связей. Потребность в преодолении. Потребность в корнях. Потребность в идентичности. Потребность в системе взглядов и преданности. Социальные типы характера: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный, продуктивный.

Социокультурная теория личности К. Хорни. Потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Базальная тревога. Стратегии компенсации базальной тревоги. Стратегии межличностных отношений: ориентация на людей, от людей и против людей.

Интерперсональная теория Г.С. Салливана. Межличностный характер тревоги. Понятие Я (self). Ювенильная эра и предподростковый период как стадии развития личности.

Тема 5. Диспозициональное направление.

Представления о чертах в теориях Г. Олпорта, Р. Кэттела и Г. Айзенка. Концепция черты личности. Основные характеристики черт личности по Г. Олпорту. Классификации черт, предложенные Г. Олпортом. Общие и индивидуальные черты. Типы индивидуальных диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные диспозиции.

Структурная теория черт личности Р. Кэттела. Уравнение спецификации. Черты и ситуационные переменные. Классификация черт, предложенная Р. Кэттелом. Поверхностные и исходные черты. Конституциональные черты. Способности, темперамент и динамические черты. Общие и уникальные черты. Источники данных для факторного анализа. Роль наследственности и окружающей среды. Понятие синтальности.

Суперчерты, черты, привычные и специфические реакции в теории Г. Айзенка. Нейрофизиологические основы черт и типов. Характеристика суперчерт (экстраверсия/интроверсия, нейротизм/эмоциональная устойчивость, психотизм/сила суперэго).

Сравнительная характеристика моделей Р. Кэттела и Г. Айзенка: сходства и различия.

Теория личности и гуманистические идеи Г. Олпорта. Понятие проприума. Развитие личности как появление отличительных функций личности: телесная самость, самоидентичность, самоуважение, расширение самости, образ себя, рациональное управление самим собой, проприативное стремление. Теория мотивации. Концепция функциональной автономии. Понятие зрелой личности. Метод идеографического изучения личности.

Тема 6. Бихевиоральное направление.

Бихевиоризм Б. Уотсона. Теория классического обусловливания И.П. Павлова. Основные теоретические положения и экспериментальные подходы. Практическое приложение принципов классического обусловливания.

Теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера. Структура личности. Респондентное и оперантное поведение. Режимы подкрепления: с постоянным соотношением, с постоянным интервалом, с вариативным соотношением, с вариативным интервалом. Типы подкрепления. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов. Методы оперантного обучения.

Теория «стимул-реакция»: К. Л. Халл, Д. Доллард, Н.Э. Миллер. Представления о структуре личности. Основные понятия теории научения: драйв, ключевой раздражитель, реакция, подкрепление. Язык и мышление как опосредованные реакции. Роль подражания в процессе научения. Культуральный контекст в научении. Критические стадии развития. Роль бессознательных процессов в поведенческих расстройствах. Конфликты побуждений.

Тема 7. Социально – когнитивное направление.

Социально-когнитивная теория А. Бандуры и У. Мишела. Понятие взаимного детерминизма. Внешние и внутренние детерминанты поведения. Ситуативная специфичность поведения в исследованиях У. Мишела. Саморегуляция и познание в поведении. Научение через наблюдение: процессы внимания, процессы сохранения, моторно–репродуктивные процессы, мотивационные процессы. Роль подкрепления в научении через наблюдение. Косвенное подкрепление и самоподкрепление. Самооценка, самонаблюдение, самоответ как составляющие саморегулирования. Проблема наказания и самонаказания. Концепция самоэффективности. Проблема агрессивного поведения. Страхи и их преодоление. Методика самоконтроля поведения.

Теория социального научения Д. Роттера. Потенциал поведения. Ожидания: специфические и генерализованные. Ценность подкрепления и ожидания. Понятие психологической ситуации. Категории потребностей: в признании статуса, защите и зависимости, доминировании, независимости, любви и привязанности, физическом комфорте. Компоненты потребности: потенциал и ценность потребности. Свобода деятельности и минимальная цель. Общая формула прогноза поведения. Интернальный и экстернальный локус контроля.

Тема 8. Когнитивное направление.

Теория личностных конструктов Дж. Келли. Концепция конструктивного альтернативизма. Проблема осознания и интерпретации жизненного опыта. Понятие личностного конструкта. Прогностическая эффективность конструкта. Свойства личностных конструктов. Типы конструктов.

Трактовка понятия личность. Проблема мотивации. Основной постулат и выводы из него. Индивидуальность и организация конструктов. Интерпретация событий жизни. Определение и расширения человеком системы собственных конструктов. Цикл: ориентировка – выбор – исполнение. Изменения в конструктной системе. Модуляция поведения и проницаемость конструктов. Социальные отношения и личностные конструкты.

Практическое применение когнитивной теории личности: анализ эмоциональных состояний, психическое здоровье и расстройство, терапия фиксированной роли. Репертуарный тест ролевого конструкта: принципы проведения, интерпретация, сферы применения.

Тема 9. Экзистенциально-гуманистическое направление.

Гуманистическая теория А. Маслоу. Философские основы гуманистического направления. Индивид как единое целое. Понятие о внутренней природе человека. Творческий потенциал.

Пирамида потребностей Маслоу. Физиологические потребности. Потребности безопасности и защите. Потребности в принадлежности и любви. Потребности самоуважения. Потребности самоактуализации. Комплекс Ионы. Дефицитные мотивы и мотивы роста. Характеристики метапотребностей.

Понятие метапатологии. Концепция вершинного переживания. Проблема психического здоровья. Понятие самоактуализации. Характеристики самоактуализирующихся людей.

Феноменологическая теория личности К. Роджерса. Тенденция к актуализации. Стремление к повышению напряжения. Организмический оценочный процесс. Поведение и субъективная интерпретация событий.

Понятие о «Я»–концепции. Развитие «Я»–концепции. Потребность в позитивном внимании. Обусловленное и безусловное позитивное внимание.

Переживание угрозы и процесс защиты. Механизмы защиты. Характеристики полноценно функционирующего человека. Самопринятие и принятие других.

Принципы недирективной терапии. Терапевтические условия для изменения личности.

Логотерапия Виктора Франкла. Понятие смысла человеческой жизни. Открытие смысла жизни через то, что мы даём миру, что мы берём от мира, через позицию, которую мы занимаем. Характеристика процесса поиска смысла жизни. Проблема человеческой свободы.

 

Вопросы к семинарским занятиям для студентов дневного отделения

Семинар 1

  1. Предмет, цель и задачи персонологии. Критерии оценки теорий личности.
  2. Методы изучения личности, их возможности и ограничения. Проблемы, связанные с изучением личности.
  3. Основные теоретические положения, принятые в психоанализе.
  4. Экспериментальные подтверждения существования бессознательного.
  5. Топографическая модель З.Фрейда.
  6. Представления о тревоге в модели З.Фрейда.
  7. Способы снижения тревоги. Защитные механизмы личности.
  8. Особенности процесса и методы психоаналитической психотерапии.
  9. Стадии развития личности в теориях З. Фрейда и Э. Эриксона (сравнительный анализ).

Семинар 2

  1. Структура личности и принципы взаимодействия между ее элементами в концепциях З. Фрейда и К. Юнга (сравнительный анализ).
  2. Методы исследований в рамках аналитической теории К.Юнга.
  3. Типология личности К.Юнга: представления об установках и функциях личности.
  4. Представления о развитии личности в теории К. Г. Юнга.
  5. Представления о комплексе недостаточности (неполноценности) в индивидуальной психологии А.Адлера.
  6. Концепция социального интереса А.Адлера.
  7. Стиль жизни и связанные с ним установки (по А.Адлеру).
  8. Движущие силы личности в моделях З.Фрейда, А.Адлера и К. Юнга.
  9. Основные положения, касающиеся природы человека в моделях З.Фрейда, А.Адлера и К. Юнга (сравнительный анализ).

Семинар 3

  1. Исследования эго-идентичности в рамках модели Э. Эриксона.
  2. Основные положения относительно природы человека в моделях З.Фрейда и Э. Эриксона (сравнительный анализ).
  3. Тревога и защитные механизмы личности в представлениях К. Хорни.
  4. Основные отличия во взглядах К. Хорни и З.Фрейда.
  5. Тревога и механизмы ее формирования по Г. Салливану.
  6. Пути избегания свободы по Э. Фромму.
  7. Представления об экзистенциальных потребностях в модели Э.Фромма.
  8. Социальные типы характера в модели Э. Фромма.

Семинар 4

  1. Понятие проприума.
  2. Концепция функциональной автономии.
  3. Черты зрелой личности.
  4. Классификация черт (Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк).
  5. Сходства и различия в подходах Г.Айзенка и Р. Кеттела.
  6. Практическое приложение идей Г. Олпорта.
  7. Понятие синтальности в модели Р.Кеттела.
  8. Сравнительный анализ диспозиционального и психоаналитического направлений.

Семинар 5

  1. Респондентное и оперантное поведение.
  2. Режимы подкрепления.
  3. Типы подкрепления. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.
  4. Основные принципы Б.Ф. Скиннера в изучении личности. Структура личности.
  5. Сходства и различия в подходах И.П. Павлова и Б.Ф. Скиннера.
  6. Методы оперантного обучения.
  7. Конфликты побуждений в модели Долларда и Миллера.
  8. Сравнительный анализ бихевиорального и психоаналитического направлений.

Семинар 6

  1. Понятие взаимного детерминизма.
  2. Исследования, подтверждающие ситуативную специфичность поведения.
  3. Основные положения концепции научения через наблюдение.
  4. Основные компоненты саморегулирования. Проблема наказания и самонаказания.
  5. Пути достижения самоэффективности.
  6. Проблема агрессивного поведения.
  7. Понятие локуса контроля по Роттеру. Основные различия между «интерналами» и «экстерналами».
  8. Методика самоконтроля поведения.
  9. Сравнительный анализ социально-когнитивного и бихевиорального направлений.

Семинар 7

  1. Конструктивный альтернативизм и представление о людях, как об ученых в модели Дж. Келли.
  2. Представления о структуре личности и мотивации в модели Дж. Келли.
  3. Роль конструктной системы в социальных отношениях.
  4. Трактовка эмоциональных состояний в модели Дж. Келли.
  5. Терапия фиксированной роли.
  6. Сравнительный анализ моделей А. Маслоу и К. Роджерса.
  7. Принципы и методы недирективной терапии.
  8. Логотерпия В. Франкла.

Семинар 8

Сравнительный анализ основных направлений (психодинамическое, поведенческое, когнитивное и гуманистическое) по следующим вопросам:

-         принципы теоретического и экспериментального изучения личности,

-         структура личности,

-         движущие силы личности (мотивация),

-         развитие личности (стадии),

-         критерии здоровой личности,

-         представления о невротической личности и причинах возникновения невроза,

-         принципы терапевтического воздействия,

-         методы оказания терапевтической помощи,

-         представления о природе человека.

Предполагается работа в малых группах (по каждому положению) с последующим групповым обсуждением.  

Вопросы к семинарским занятиям для студентов заочного отделения

Содержание занятий аналогично семинару №8 для студентов дневного отделения.

 

3. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

  1. Сравнительная характеристика представлений о природе человека в различных теориях личности (психоаналитическое, бихевиоральное и гуманистическое направления).
  1. Сравнительная характеристика представлений о природе человека в различных теориях личности (бихевиоральное, когнитивное и социально-когнитивное направления).
  2. Сравнительная характеристика представлений о природе человека в различных теориях личности (психоаналитическое, диспозициональное и когнитивное направления).
  3. Сравнительная характеристика представлений о развитии личности в различных теориях личности.
  4. Сравнительная характеристика представлений о движущих силах личности в различных теориях личности.
  5. Сравнительная характеристика теорий личности, входящих в диспозициональное направление (Г. Оллпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк).
  6. Практический вклад в изучение личности представителей диспозиционального направления. Методы и методики диагностики личностных черт.
  7. Сравнительная характеристика теорий личности, входящих в бихевиоральное направление (Б. Скиннер, Л. Халл, Д. Доллард и Н.Э. Миллер).
  8. Практический вклад в изучение личности представителей бихевиорального направления. Основные принципы и методы бихевиоральной терапии.
  9. Сравнительная характеристика теорий личности, входящих в социально-когнитивное направление (А. Бандура, У. Мишел, Д. Роттер).
  10. Практический вклад в изучение личности представителей социально-когнитивного направления (А. Бандура, Д. Роттер).
  11. Сравнительная характеристика теорий личности К. Роджерса и А. Маслоу.
  12. Сравнительная характеристика представлений о личности, принципов и процесса психотерапии в психоаналитическом и гуманистическом направлениях.
  13. Сравнительная характеристика представлений о личности, принципов и процессов психотерапии в бихевиоральном и гуманистическом направлениях.
  14. Сравнительная характеристика представлений о неврозе в психоаналитической и бихевиоральной терапии.
  15. Сравнительная характеристика представлений о личности З. Фрейда и его последователей. Специфика представлений К. Хорни, Г. Салливана.
  16. Сравнительная характеристика представлений о личности Э. Фромма и З. Фрейда. Вклад Э. Фромма в гуманистическую психологию.
  17. Сравнительная характеристика представлений о личности К. Юнга, А. Адлера и З. Фрейда. Сходство и различия представлений.
  18. В. Франкл как представитель гуманистического направления в теориях личности. Основные принципы логотерапии. Сходства и различия с идеями А. Маслоу и К. Роджерса.
  19. Когнитивные подходы к изучению личности. Теория личности Д. Келли.

 

 

4. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

  1. Представления З. Фрейда о структуре и движущих силах развития личности.
  2. Проблема невротической личности в психодинамической психологии З. Фрейда.
  3. Представления о личности в аналитической психологии К.Г. Юнга.
  4. Индивидуальная психология А. Адлера: основные идеи и принципы.
  5. Представления о развитии личности в концепции Э. Эриксона.
  6. Проблема психологической свободы человека в концепции Э. Фромма.
  7. Концепция невроза в теории личности К. Хорни.
  8. Понятие личности в теории Г. Олпорта.
  9. Структурная теория черт личности Р. Кэттела.
  10. Теория черт и типов личности Г. Айзенка.
  11. Теория оперантного обучения Б.Ф. Скиннера.
  12. Обучение через наблюдение в теории А. Бандуры.
  13. Теория социального научения Дж. Роттера.
  14. Теория личностных конструктов Дж. Келли.
  15. Основные положения гуманистической теории личности А. Маслоу.
  16. Логотерапия В. Франкла.
  17. Точка зрения на природу человека К. Роджерса.
  18. Основные идеи психоаналитической терапии.
  19. Особенности психотерапевтического процесса в аналитической психотерапии.
  20. Эмпирическая валидизация психоаналитических теорий.
  21. Практический вклад в изучение личности, сделанный представителями диспозициональных теорий.
  22. Сравнительная характеристика теорий личности, входящих в диспозициональное направление.
  23. Сравнительная характеристика психоаналитических теорий личности.
  24. Сравнительная характеристика представлений о неврозе в психоаналитической и бихевиоральной терапии.
  25. Сравнительная характеристика теорий личности, входящих в бихевиоральное направление.
  26. Основные принципы и методы бихевиоральной терапии.
  27. Организация исследования с помощью теста репертуарных решёток Дж. Келли, области его применения.
  28. Принципы и процесс недирективной психотерапии.
  29. Сравнительная характеристика принципов и процесса психотерапии в психоаналитическом и гуманистическом направлениях.
  30. Сравнительная характеристика представлений о личности в диспозициональном и гуманистическом направлениях.
  31. Сравнительная характеристика представлений о личности в бихевиоральном и гуманистическом направлениях.
  32. Сравнительная характеристика представлений о личности в психоаналитическом и гуманистическом направлениях.
  33. Сравнительная характеристика представлений о развитии личности в различных теориях личности.
  34. Сравнительная характеристика представлений о движущих силах личности в различных теориях личности.

Вопросы предусмотрены для устного варианта сдачи экзамена, который предполагается в случае несогласия студента с результатами педагогического тестирования (компьютерный вариант), либо в случае сомнений преподавателя, связанных с низкой активностью студента на семинарских занятиях.

 

5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

а) основная литература:

  1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 607 с.
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение).– СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
  3. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: КСП+, 1997. – 720 с.

б) дополнительная литература:

  1. Адлер А. Наука жить. – К.: Port-Royal, 1997. – 288 c.
  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
  3. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 448 с.
  4. Бихевиоральная терапия. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. – 67 с.
  5. Келли Д.А. Теория личности: Психология личностных конструктов. – СПб: Речь, 2000. – 248 с.
  6. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. – 425 с.
  7. Перрон Р. История психоанализа. – М.: АСТ, Астрель, 2004. – 159 с.
  8. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. – М.: Юристъ, 1995. – 623 с.
  9. Райгородский. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1997. – 640 с.
  10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 480 с.
  11. Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. – СПб.: Речь, 2002. – 347 с.
  12. Смит Н. Современные системы психологии. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003 – 384 с.
  13. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Г. Психология развития и возрастная психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
  14. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
  15. Франкл В. Теория и терапия неврозов. – СПб.: Речь, 2001. – 234 с.
  16. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – 430 с.
  17. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика, 1993. – 144 с.
  18. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
  19. Фрейд З. Псхоаналитические этюды. – Мн.: «Беларусь», 1991. – 606 с.
  20. Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ, 1980. – 296 с.
  21. Шарп. Д. Психологические типы. Юнговская типологическая модель. – СПб.: Б.С.К., 1996. – 216 с.
  22. Юнг К.Г. Аналитическая психология – СПб.: МЦНК и Т «Кентавр», 1994. – 137 с.
  23. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб: Ювента, 1995. – 716 c.
 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100