Глоссарийассессмент центр, assessment center, центр оценки персонала, комплексная оценка персонала, кадровый резерв Карта сайтаобучение ассессмент центру, проведение assessment center Контакты
Главная Библиотека Социальная психология Возможности гештальт-подхода для профилактики формирования наркозависимости

Поиск

Печать

Мельникова Н.Н.

 

Возможности гештальт-подхода

для профилактики формирования наркозависимости

 

Опубликовано: Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: сборник научных трудов под ред. Н. А. Батурина. – Челябинск: ЮУрГУ, 2004. – Т.4 – С. 177–181.

 

 

Методы гештальт-терапии широко применяются для лечения и реабилитации зависимых пациентов [8]. Однако использование этих методов в целях первичной профилактики наркотизации имеет свои особенности и требует отдельного рассмотрения и обоснования. Действительно, методы психологической работы с людьми, уже вовлечёнными в употребление ПАВ и с людьми, ещё не употреблявшими наркотические вещества, должны существенно различаться. Если в первом случае в центр внимания попадает уже сформировавшаяся зависимость, в контексте которой просматриваются характерные нарушения личностной саморегуляции и нарушения контактов с окружением, то во втором случае мы имеем дело с неспецифическими предпосылками, с некоторыми личностными дисфункциями, которые, однако, напрямую ещё не связаны с химической зависимостью.

В рамках психологического подхода к профилактике наркозависимости, мы склонны рассматривать употребление наркотиков, как способ иллюзорного решения личностных проблем. Согласно этому подходу, начальная причина наркотизации – это дисгармоничная ситуация личность – среда, когда личность не справляется с противоречиями жизни [4]. В этой ситуации зависимость выступает как некоторая компенсирующая форма поведения, заключающая в себе существенные психологические функции, дефицит которых личность испытывает в реальной жизни. Поэтому в центре внимания первичной профилактики оказывается общее функционирование личности и её возможности эффективно взаимодействовать с окружающей средой.

Каковы здесь возможности гештальт-подхода? Не обращаясь к частным методам и терапевтическим техникам, рассмотрим в этом контексте основные принципы и позиции гештальта. Нас будут интересовать трактовки механизма формирования зависимости и подходы к работе с личностными предпосылками развития этого процесса.

Гештальт-теория рассматривает человека как целостную и саморегулирующуюся систему. Жизнедеятельность открытой неравновесной системы – это непрерывный поток активностей, благодаря которым она поддерживает себя в относительно устойчивом состоянии. Основатель теории систем Л.фон Берталанфи называл такое состояние «проточным равновесием» [1]. Любую систему можно описать через диапазон доступных ей функций [2]. Для человека такие функции проявляются в целесообразных действиях, направленных либо на обеспечение внутренней стабильности, либо предназначенных для выполнения некоторой задачи в среде и осуществления с ней продуктивного обмена. Примерами жизненно необходимых функций могут быть регуляция эмоциональной сферы, самоорганизация деятельности, установление и поддержание взаимоотношений, и многие другие. Функциональное разнообразие, гибкость и лабильность функций считаются признаками высокоорганизованной системы [7].

Однако в функционировании системы могут существовать ограничения, определяемые особенностями её организации и условиями развития. Ф. Перлз называл такие дефициты функционирования «дырами в личности» [6]. Имея такие «дыры», человек оказывается беспомощным в жизненных ситуациях, предъявляющих запрос к определённым функциональным проявлениям. Например, он может не суметь справиться со своими эмоциями, отстоять свою позицию в группе или выбрать дело по душе.

Система, обладающая многочисленными функциональными дефицитами наименее устойчива: для неё существует слишком широкий спектр ситуаций, которые выводят её из равновесия; у неё же отсутствуют средства это равновесие восстановить. Преследуя жизненно важную цель обеспечения своей целостности и устойчивости, система принимает любой суррогат, предлагаемый средой, способный закрыть «брешь» в её функционировании. Например, наркотики могут временно ослаблять тревожные состояния, оказывать возбуждающее действие, облегчая общение, сглаживать переживания внутреннего конфликта или выполнять функции социального протеста.

Неустойчивая система, часто теряющая равновесие, склонна к формированию зависимостей. При этом, в качестве объекта зависимости может выступать не только наркотик, но и другой человек, духовная система, информация и т.д. В гештальт-терапии зависимость часто рассматривают как интроект – некоторое инородное образование, «проглоченное» и не ассимилированное человеком. Постепенно этот «чужеродный элемент» занимает значимое место в психической организации, выполняя важные для системы функции (внешние или внутренние). Человек учится обходиться с жизненными трудностями с помощью своеобразного «психологического протеза». Он становится зависимым от этого объекта, поскольку без него уже не способен поддерживать свою целостность.

Одна из задач, которая решается в рамках гештальт-терапии, – обнаружить функциональны дефициты личности и помочь человеку восстановить утраченные функции, научиться обходиться без «костылей», научиться опираться на себя [5]. В связи с этим, гештальт-подход ставит в центр внимания поиск и освоение личностных ресурсов, часто сокрытых в отторгнутых частях «Я» под масками проекций. «Возвращение» и ассимиляция проекций – один из наиболее ярких моментов в гештальт сессиях.

Освоение личностных ресурсов невозможно без принятия ответственности за свои действия. В гештальте слово «я» используется как противоядие против «оно». «Каждый раз, когда вы, выражая свой опыт, говорите о себе в первом лице, выражая себя, вы помогаете развитию своей личности» (Перлз, 1966). Определяя, как цель, восстановление самоподдержки, гештальт достигает этого за счёт активизации самовыражения, самопринятия, контактирования со своими внутренними потребностями и стремлениями.

Более узкая трактовка механизма формирования наркозависимости связана с концепцией накопления и разрядки психического напряжения. Одним из центральных понятий в гештальт-теории является понятие «незаконченного действия» (или иначе – «незавершённого гештальта»). В качестве таких незавершённых действий могут выступать невыраженные чувства, невысказанные другому человеку слова, остановленный двигательный импульс, сдержанные слёзы или крик. Гештальт-теория указывает, что человек функционирует здоровым способом тогда, когда вступает в контакт с окружением для удовлетворения своих потребностей, для развития и роста. Нарушения же контакта (в гештальт-теории – «прерывания контакта») оставляют потребности неудовлетворёнными, что приводит к накоплению психического напряжения, способом разрядки которого может служить девиантное поведение (в том числе – наркотизм).

Заблокированные потребности могут быть связаны со сферой межличностных отношений или с профессиональной деятельностью, могут затрагивать самооценку личности или чувство собственной компетентности, но результат их воздействия на психическое состояние человека всегда один: накопление психического напряжения, которое стремится к разрядке. В норме (и в большинстве случаев) такая разрядка происходит в действии, направленном на удовлетворение потребности. Однако в некоторых ситуациях действие может быть остановлено. Наиболее «богатым» в этом смысле является детский опыт, когда насущные потребности ребёнка стремятся разрешиться ещё несоциализированным образом, и деструктивные действия, естественно, останавливаются окружающими взрослыми.

Запрет, наложенный когда-то на «неугодное» действие, парализует спонтанную активность человека. Неумение найти приемлемый способ удовлетворения, и даже вытеснение нежелательной потребности из сферы осознания приводит человека к тупиковой ситуации. Тогда наркотик может восприниматься как единственный выход, который позволяет прибегнуть к иллюзорному (и в большинстве случаев бессознательному) удовлетворению, давая временное облегчение и «сброс» напряжения. В то же время, бессознательность и иллюзорность процесса оберегают человека от встречи с его истинной потребностью, которая, тем не менее, продолжает существовать. Постепенно напряжение накапливается снова и вновь требует разрядки.

Гештальт-подход уделяет особое внимание завершению незаконченных ситуаций, отреагированию невыраженных чувств, связывающих энергию свободного функционирования. Такое завершение происходит через восстановление контакта с исходной потребностью и, затем, поиск способов удовлетворения в реальном и конструктивном контакте с окружением. Получив возможность находить удовлетворение в реальном мире, человек избавляется от необходимости искать его в вымышленном мире грёз, предлагаемом наркотиком.

Характерно, что основные позиции гештальта базируются на понятии «контакт». Основная задача гештальт-терапии – восстановить потерянную способность контактировать с реальным миром, что достигается через осознавание и проживание ситуации здесь–и–сейчас.

Сознавание (awareness – переводится как «замечание, слежение, осведомлённость» – производное от «to be aware of…» – «быть в курсе происходящего») считается в гештальте основным терапевтическим фактором. Сознавание – это состояние активного контакта с реальностью здесь–и–сейчас, «… это сам момент понимания, живой акт переживания» опыта [9, с. 77]. Это как раз то, чего лишён наркоман: употребление психоактивных веществ во многих случаях бывает именно бегством от реальности, травмирующий опыт контакта с которой был когда-то непереносим. Восстановление способности находится в контакте с актуальной ситуацией, выдерживать и развивать этот контакт – возвращает человеку возможность жить в настоящем, получая от этого удовлетворение.

Тренировка сознавания постепенно учит человека улавливать не только своё общее состояние или ход мыслей, но и держать в фокусе внимания целостное поле организм – среда, включая телесные и эмоциональные реакции на ситуацию. Это способствует восстановлению здоровой саморегуляции организма, когда он способен выделить в качестве фигуры на общем фоне наиболее актуальную в данный момент потребность (физиологическую, социальную или др.), выбрать адекватный способ её удовлетворения, проявить необходимую активность и ассимилировать полученный опыт: т.е. на языке гештальт-теории «пройти полный цикл контакта».

Постепенная тренировка корректного прохождения цикла контакта в процессе гештальт-терапии (не важно, на каком содержании) способствует повышению общей функциональной адекватности. Т.е. повышает вероятность того, что в новой жизненной ситуации, умея правильно выстраивать контакт, человек адекватно справится с жизненно важной задачей уже и без посторонней помощи. В этом ценность гештальт-подхода не только для терапии конкретных проблем, но и для личностного роста в целом.

 

Использование гештальт-подхода в рамках первичной профилактики наркозависимости имеет и ряд формальных преимуществ, поскольку позволяет учитывать такие требования к профилактическим мероприятиям, как неспецифичность и ориентация на работу со здоровыми людьми. Гештальт-работа может проводиться как индивидуально, так и в группах. При этом, успешными могут быть и тематические группы, построенные вокруг работы с конкретной проблематикой (например, самоотношение, тревога, агрессия), и группы, предполагающие неспецифическое содержание, направленные на общее самопознание, саморегуляцию и освоение личностных ресурсов. При этом, второй вариант более привлекателен для участников в силу своей социальной желательности и возможности сохранить идентичность «здорового» человека. Ф.Перлз любил повторять, что «гештальт – это терапия для здоровых». В целом, гештальт-методы направлены на освоение способов конструктивного обращения со своей психикой, которые могут быть полезны в любых жизненных ситуациях.

По словам основателя гештальт-терапии Ф. Перлза, гештальт призван «…помочь нам обрести самопознание, удовлетворение и способность опираться на себя (self-support)» [5, с. 11]. Согласитесь, это несовместимо с наркозависимостью…

 

Литература

  1. Берталанфи Л. Общая теория систем – критический обзор / Исследования по общей теории систем /Сборник переводов под ред. В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. – М.: Прогресс, 1969. – С. 23–82.
  2. Диалектика познания сложных систем / Под ред. В.С. Тюхтина. – М.: Мысль, 1988. – 316 с.
  3. Левин К. Теория поля в социальных науках. – С-Пб.: Сенсор, 2000. – 368 с.
  4. Мельникова Н.Н., Чумакова Е.В. Личностные нарушения, как предпосылка развития наркотизации /Современные подходы к первичной профилактике наркотизации в студенческой среде: Сборник научно-практических работ – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – С. 77–81.
  5. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. – М.: «Либрис», 1996. – 240 с.
  6. Перлз Ф. Гештальт-семинары. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998. – 330 с.
  7. Сетров М.И. Основные принципы и аспекты организации систем / Проблемы методологии и современная наука. – Кишинёв: Штиинца,1988. – С.86–98.
  8. Сименс Х. Применение принципов, концепций и методов гештальт-терапии при лечении зависимых пациентов // Гештальт–2002. Сборник материалов Московского Гештальт Института. Тематический выпуск по проблемам зависимостей. Под ред. Д.Н. Хломова. – М.: МГИ, 2002. – С. 14–28.
  9. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 304 с.


[1] Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (код проекта 02-06-00368 а/Т)

 

 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100