Социальная психология. Методические рекомендации.
Глоссарийассессмент центр, assessment center, центр оценки персонала, комплексная оценка персонала, кадровый резерв Карта сайтаобучение ассессмент центру, проведение assessment center Контакты
Главная Библиотека Социальная психология Социальная психология. Методические рекомендации.

Поиск

Печать

 

Марковская И.М.

 

Социальная психология.

Методические рекомендации

 

 

Введение

     Социальная психология занимает особое место в системе подготовки специалистов-психологов на факультете психологии, данная программа предназначена для студентов второго года дневной формы обучения.

     Дипломированный специалист должен в результате усвоения дисциплины «Социальная психология»:

   – иметь представления о месте социальной психологии в системе психологических наук и научного знания, о ее предмете и методах;

     – знать основные социально-психологические закономерности жизнедеятельности больших и малых социальных групп;

     –уметь пользоваться методами диагностики структуры группы, социально-психологического климата коллектива;

     – понимать и знать особенности общения и взаимоотношений между людьми.

     Самой общая цель курса: понимание психологических механизмов функционирования социальных общностей и их роли в развитии личности, овладение средствами диагностики основных социально-психологических характеристик группы.

     Связь курса с другими дисциплинами: социология (методы, большие группы), общая психология (мотивация, ценности, отношения), возрастная психология (социализация, формирование детских коллективов), педагогическая психология (взаимоотношения учитель-ученик, в педагогическом коллективе), основы психотерапии и психокоррекции (групповая динамика). Социальная психология является базовой дисциплиной для освоения спецкурсов по дисциплине специализации “социальная психология”. Начиная со второго курса социальная психология образует самостоятельную специализацию со своей системой спецкурсов и специальных практикумов. Учебные планы по специализации рассчитаны на подготовку выпускников к самостоятельной научно-исследовательской, преподавательской и практической работе в различных областях социальной психологии.

     В настоящих методических рекомендациях приводятся планы семинарских занятий по общему курсу социальной психологии, списки основной и дополнительной литературы, которой могут пользоваться студенты. В конце каждой темы формулируются контрольные вопросы, предназначенные для самостоятельной проверки знаний студентов. Основные разделы курса предваряются общими теоретическими замечаниями.

 

Раздел 1. Социальная психология как наука 

 

     В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения самостоятельный статус социальной психологии. Современные темпы ее развития таковы, что привели к возникновению целых отраслей социально-психологического знания: политической психологии, управленческой психологии, психологии пропаганды и т.д.

     Понимание социальной психологии, рассмотрение ее основной проблематики всегда было тесно связано с междисциплинарным статусом этой науки. Поэтому по традиции изучение курса начинается с осмысления предмета социальной психологии, ее связей с другими науками, в первую очередь со смежными науками: с социологией и общей психологией. Известный историк и философ Б.Ф. Поршнев высказал в свое время предположение, что «социальная психология в своем дальнейшем развитии окажется действительно еще более фундаментальной наукой, еще более «общей», чем сама «общая психология»... До поры до времени в пределах науки психологии останется некоторого рода соревнование: какой из этих составных частей будет принадлежать ведущая роль...» (Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история.– М.: Наука, 1979. – С. 6). Тенденции развития современной социальной психологии, использование ее методов в широкой психологической практике (в частности социально-психологического тренинга) действительно свидетельствуют о том, что социальной психологии принадлежит большое будущее.

     Развитие социальной психологии у нас в стране имеет свои традиции и свою историю. Задачи формирования собственной методологии советской социальной психологии и расширения ее выхода в практику были сформулированы в статье А.Г.Ковалева (Ковалев А.Г. О социальной психологии / Вестник ЛГУ. Экономика, философия, право. – 1959. – №22. – С.70–81). В работе А.Г. Ковалева было подчеркнуто, что для дальнейшего развития социальной психологии необходимо в корне пересмотреть отношение к прошлому опыту, накопленному в 20–30-х годах, взяв из него все ценное. Эта статья открыла дискуссию (известную под названием «Дискуссия 60-х годов о социальной психологии»). В дискуссии приняли участие В.Н. Мясищев, В.Н. Колбановский, Е.В. Шорохова, Н.С. Мансуров, К.К. Платонов, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин и др. Первая кафедра социальной психологии была организована в 1968 году в ленинградском университете на базе лаборатории социальной психологии научно-исследовательского института комплексных исследований при ЛГУ. В 1972 году создается кафедра социальной психологии в МГУ.

     В американском учебнике по социальной психологии, посвященном столетию исследований в этой области знаний, утверждается, что такой дисциплины как социальная психология, не существовало сто лет тому назад. Первая попытка применить экспериментальные методы к социальному поведению была сделана Норманом Триплеттом в лаборатории Университета Штата Индиана в 1898 г. Авторы учебника подчеркивают, что с тех пор социальная психология развилась в динамическую и эклектическую дисциплину, исследующую различные проявления и причины социального поведения человека.

     Е.С. Кузьмин, определяя специфику социальной психологии, писал, что “социальная психология - это область психологии, призванная изучать те психические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом” (Социальная психология /Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – С. 65). Руководствуясь принципом деятельности, Г.М.Андреева видит специфику предмета социальной психологии в «изучении закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп» (Г.М. Андреева. Социальная психология. – М.: Наука, 1994. – С. 7).

           

Тема 1. Социальная психология как наука

            1. Предмет социальной психологии. Дискуссии о предмете социальной психологии в 20-е (Г.И.Челпанов, А.П.Нечаев, В.А.Артемов, В.М.Бехтерев и др.) и 50-60-е годы.       

            2. Социальная психология и социология, их место в системе научного знания. Связь социальной психологии с другими психологическими науками. Основные области знания социальной психологии.

            3. Психологический и социологический подходы в социально-психологических исследованиях.

            4. Общая характеристика эксперимента, наблюдения, опроса, анализа документов как методов, применяемых в социальной психологии

 

Основная литература

     1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 6–21.

     2. Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – С. 47–74.

     3. Якимова Е.В. Социальная психология: проблема маргинальности/ Социальная психология. Хрестоматия. Часть 1. – Челябинск, ЮУрГУ, 2000.

     4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997. – С. 46–61.

 

Дополнительная литература

     1. Мартенс Р. Социальная психология и спорт / Пер. с англ. – М.: ФиС, 1979. – С. 7–24.

     2. Методология и методы социальной психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

     3. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

 

     Контрольные вопросы

     1. Назовите причины различного понимания предмета социальной психологии в 20-е годы.

     2. Почему социальная психология, как отдельная отрасль психологического знания стала позже развиваться в нашей стране, чем за рубежом?

     3. Каких двух вопросов касалась дискуссия о предмете социальной психологии 50-х–60-х годов?

     4. Назовите основные явления, которые изучает социальная психология и явления, которые изучаются социологией.

     5. В чем заключается основное отличие социальной психологии от социологии и других общественных наук?

     6. В чем заключаются итрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы в определении места социальной психологии как науки?

     7. В чем причины интереса общества к социально-психологическому знанию?

 

Тема 2. История развития социально-психологических знаний

     1. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии.

     2. Описательный период в истории социальной психологии.

     3. Оформление социальной психологии в самостоятельную экспериментальную науку.

     4. Развитие отечественной социальной психологии.

     5. Основные теоретические направления в зарубежной социальной психологии: необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское.

           

Основная литература

     1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ,1994. – С. 21–39.

     2. Социальная психология/ Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова.– Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – С. 6–46.

     3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на западе. – М.: Изд-во МГУ, 1978.– С. 6–14.

     4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Общая характеристика состояния теретического знания западной социальной психологии            // Социальная психология: Хрестоматия. Часть 1. - Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 2000.

     5. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985. – С. 293–303.

 

Дополнительная литература

     1. Тард Г. Социальная логика / Пер. М. Цейтлин. – СПб.: Дело, 1996.

     2. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. – М.: Наука, 1979.

     3. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в западной Европе. – М.: Наука, 1985.

     4. Баранников В.П., Задорожнюк И.Е. Проблемы “коллективной психологии” в работах Н.К.Михайловского / Психологический журнал – Т.14. – № 2. – 1993. – С. 106–112.

 

     Контрольные вопросы

     1. Каковы первые типологии людей, предложенные античными философами?

     2. В чем состояло противоречие между экспериментальной и социальной психологией?

     3. В чем выражалось сведение социологии к социальной и индивидуальной психологии? Назовите основных авторов этих направлений.

     4. Что общего было в экспериментальных исследованиях В.Мёде, Ф.Олпорта, В.М. Бехтерева?

     5. Какие прикладные проблемы социальной психологии ставились в 1917 – 1940 годах в советской социальной психологии? (В.М. Бехтерев, А.С. Залужный, Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, А.И. Колодная, П.П. Блонский и др.)

     6. Какие социально-психологические проблемы разрабатывались в русле исследований по общей, детской, педагогической психологии, по психологии труда (А.С. Макаренко, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, А.Г. Ковалев, Л.И.Б ожович, Л.С. Славина и др.)

 

Раздел 2. Изучение больших групп социальной психологии

 

     Первые попытки изучения психологических явлений в больших социальных группах были предприняты во второй половине ХIХ века. Именно с этими попытками обычно связывают возникновение самой науки социальной психологии. Исследованию этнопсихологии, души народа, поведению толпы посвящали свои труды М. Лацарус, Г. Штейнталь в Германии, Г. Тард и Г. Лебон во Франции, С. Сигеле в Италии, Н.К. Михайловский в России. Начиная с 20-х годов ХХ века, усилия социальных психологов сместились в сферу изучения малых групп, микроструктуры общества, при этом часто выводы, полученные при исследовании малых групп, стали неправомерно распространяться на большие группы. По традиции в зарубежной социальной психологии основное внимание уделяется большим неорганизованным общностям людей, которые именуются массой, толпой, аудиторией и т.п. Проводя классификацию больших групп большинство исследователей выделяют дихотомию: неорганизованные – организованные, при этом к организованным относятся нации, народности, социальные классы, слои, некоторые исследователи называют партии, общественные движения, большие организации, трудовые коллективы. Как отмечает Г.Г. Дилигенский, «под это понятие попадают группы совершенно разного порядка, исследование которых трудно объединить каким-либо общим принципом». Для более четкой дифференциации он предлагает выделить «в качестве особого объекта познания группы, которые функционируют в масштабе общества (в отличие от социальных групп, которые могут быть объединены общностью по месту проживания, по принадлежности к какой-то локальной организации и т.д.).» (Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп / Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1975. – С. 198).

                       

Тема 3. Большие группы

     1. Классификация больших групп в социальной психологии. Основные методы исследования больших групп

     2. Специфика общения в больших общностях. Трансформация личности в толпе.

     3. Основные способы психологического воздействия: убеждение, внушение, заражение, подражание.

     4. Социальные стереотипы. Социальные стереотипы и межэтнические отношения.

 

Основная литература

     1. Лебон Г. Душа толпы // Социальная психология: Хрестоматия. Часть 1. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

    2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1994 – С.131–163.

     3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – С. 134–152.

     4. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека.– М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 242–250.

     5. Агеев В.С. К построению научной этнопсихологии/ Социальная психология: Хрестоматия. Часть 1. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

 

Дополнительная литература

     1. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.

     2. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М.: Мысль, 1979.

   3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Наука, 1990.

     4. Магун В.С. О взаимосвязи готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой им помощью // Психологический журнал – Т.12. – № 6. – 1991. – С. 40–54.

           

     Контрольные вопросы

     1. Что входит в содержание понятий психический склад и эмоциональная сфера большой социальной группы?

     2. В чем отличие больших и средних групп?

     3. Какими механизмами объясняли авторы «психологии народов» поведение толпы? (М. Лацарус, В. Вундт, Г. Тард, Г. Лебон, С. Сигеле и др.)

     4. В чем заключается абсолютный и относительный характер этноцентризма?

     5. Что обозначает понятие «общественная психология»?

     6. Каковы позитивные и негативные функции социальных стереотипов?

     7. В чем состояла критика «гипотезы контактов»?

 

Раздел 3. Малые группы и их изучение в социальной психологии

 

     Традиционно исследования в социальной психологии сосредоточены были на поведении человека в группе. Характерная для первых десятилетий ХХ века популярность проблематики малых групп была связана, конечно, с развитием самой социальной психологии как системы научного знания. Внедрение экспериментального метода в социальную психологию закономерно обусловило лидирующую роль малой группы как объекта научных исследований. Однако решающим фактором фокусировки социальной психологии на проблеме малых групп выступили не внутринаучные, а социально-практические обстоятельства, обусловленные увеличившейся значимостью малых групп в больших социальных процессах (производство, воспитание, управление и т.п.). Исследования малых групп в большой мере связаны с той теоретической моделью, которой придерживаются авторы того лил иного направления. Г.М. Андреева определяет три таких основных направления в западной психологии: социометрическое, социологическое и школа «групповой динамики». Более развернутой классификацией можно считать выделение следующих теоретических ориентаций исследования малых групп: теория подкрепления, интеракционизм, теория поля, психоаналитическая ориентация, социометрический подход, теория систем. В отечественной психологии существуют свои традиции исследования малой группы. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60-70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив – личность и малая группа – личность.

 

Тема 4. Малые группы

     1. Понятие малой группы в социальной психологии; основные признаки малой группы; верхняя и нижняя границы малых групп.

     2. Актуальность и специфика социально-психологического подхода в изучении малых групп. Основные теоретические подходы к изучению малых групп.

     3. Классификация малых групп. Референтная группа.

 

Основная литература

     1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 163–177.

     2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – С. 5–34, С. 72–83.

     3. Социальная психология / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – С. 121–125.

     4. Келли Г. Две функции референтных групп // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Андреевой Г.М. и др. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 197–203.

     5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 1997. – С.355–363.

 

Дополнительная литература

     1. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – М.: Наука, 1984.

     2. Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 3–39.

     3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено.– М.: Прогресс, 1994.

   4. Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений / Психологическая теория коллектива. – М.: Изд-во МГУ, 1979.

 

     Контрольные вопросы

     1. Назовите причины, благодаря которым область изучения малых групп оказалась наиболее разработанной в социальной психологии.

     2. Что такое социальная фасилитация?

     3. В чем заключается значение хотторнских экспериментов (30-е годы)?

     4. Каковы недостатки социометрической теории?

     5. Каким характеристикам группы уделялось внимание в школе «групповой динамики»?

     6. Какой смысл вкладывается в понятие «вторичная группа»?

 

            Тема 5. Групповая динамика

Структура малой группы и методы ее анализа

     1. Основные элементы групповой динамики.

     2. Структура малой группы и методы ее анализа. Ролевое поведение в группе.

   3. Групповая психотерапия и групповая динамика.

 

Основная литература

     1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1994 – С. 177–180.

     2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – С. 48–66.            

     3. Добрович А.Б. Устройство и правила примитивной группы // Социальная психология: Хрестоматия. Часть 1. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

     4. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.

Дополнительная литература

     1. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. – СПб.: Речь, 1992.

     2. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993

     3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер Ком, 1999.

 

     Контрольные вопросы

     1. В чем состоит метод формально-статусного измерения структуры группы?

     2. Назовите три уровня отношений в малой группе.

   3. В каких значениях употребляется термин «групповая динамика»?

   4. Как Р. Шиндлер определяет наиболее часто встречающиеся роли в группе?

     5. Как соотносятся понятия «статус» и «роль»?

     6. Какое явление групповой динамики получило название «идиосинкразический кредит» (Е. Холландер)?

 

            Тема 6. Групповые процессы: нормы,

стадии развития, сплоченность и совместимость..

     1. Нормы группы. Экспериментальное изучение конформного поведения (С. Аш, Р. Кратчфилд, М. Дойч). Типы конформности.

     2. Группа как развивающаяся система. Модели развития группы (А.В. Петровский, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский, С. Кратохвил, Г. Стенфорд и А. Роарк).

     3. Сплоченность: понятие, последствия роста групповой сплоченности, связь с продуктивностью группы.

     4. Совместимость и срабатываемость малой группы и методы ее изучения.

           

Основная литература

     1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 180–189; 206–218.

     2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. – М.: Изд-во МГУ, 1991.– С. 48–66, 83–116, 152–168.

   3. Майерс Д. Социальная психология – СПб: Питер, 1997. – С. 268–299.

   4. Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития // Социальная психология: Хрестоматия. Часть 1. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

     5. Донцов А.О. Личность в группе: проблема сплоченности // Социальная психология: Хрестоматия. Часть 1. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

 

Дополнительная литература

     1. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

     2. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1988.

     3. Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 39–63.

     4. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.– М.: Прогресс, 1988.

     5. Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. – СПб: Питер, 2000. – С. 58–81.

 

     Контрольные вопросы

     10.  Как соотносятся понятия «интеграция», «сплоченность», «совместимость», «ценностно-ориентационное единство»?

     11.  Каково значение «Чувства МЫ» для процесса группообразования?

     12.  Что такое гомеостатические методы?

 

            Тема 7. Лидерство и руководство

     1. Лидерство и руководство как феномен управления процессом жизнедеятельности группы.

     2. Основные теоретические подходы к изучению природы лидерства (теория черт, ситуативный, функциональный).

     3. Классификация типов лидерства. Вероятностная модель эффективности Ф. Фидлера.

   4. Стили руководства и их эффективность.

 

Основная литература

     1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1994 – С. 190–197.

     2. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как культурный феномен // Социальная психология: Хрестоматия. Часть 1. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

     3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Феномены управления групповым процессом // Социальная психология: Хрестоматия. Часть 1. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

   4. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. – № 3. – 1991. – С. 90–98.

   5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Стиль руководства и основные направления его исследования // Социальная психология: Хрестоматия. Часть 1. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

 

Дополнительная литература

     1. Мескон М.Х., Алберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1993. – С. 462–484.

     2. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. – М.: Наука, 1972. – С. 194–232.

     3. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. – М., Онега, 1994 – С. 208–237.

4. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. – М.: Мысль, 1985.

 

     Контрольные вопросы

     1. Назовите причины «ограниченности» теории черт.

     2. В чем заключаются отличия и сходства руководства и лидерства?

     3. Что означает понятие «формальный лидер»?

     4. Что значит универсальное и ситуативное лидерство?

     5. Какой стиль руководства можно считать наиболее эффективным?

     6. В чем заключается концепция ценности обмена (по Р.Л.Кричевскому)?

     7. Каковы ограничения и возможности социометрического опроса для выявления лидера?

           

Тема 8. Межгрупповое взаимодействие

     1. Эффект ингруппового фаворитизма и его детерминанты.

     2. Поиски причин межгрупповой враждебности: Мотивационный подход. Понятие авторитарности.

     3. Ситуативный подход. Зарубежные экспериментальные исследования межгруппового взаимодействия.

     4. Когнитивный подход. Теория социальной категоризации.

     5. Деятельностный подход. Отечественные экспериментальные исследования межгруппового взаимодействия.

 

Основная литература

     1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 218–229.

     2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально психологические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – С. 6–84, 95–102.

     3. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения / Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 242–250.

   4. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. – М.: Наука, 1985. – С. 100–114.

Дополнительная литература

     1. Косолапов Н.А. Социальная психология и международные отношения. – М.: Наука, 1983.

   2. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

   3. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – С. 8–45.

           

   Контрольные вопросы

     1. В чем заключались эксперименты М. Шерифа и Г. Тешфела?

     2. С чем связана межгрупповая агрессия по мнению авторов психоаналитического направления?

     3. В чем заключается «реалистическая теория межгруппового конфликта» (М. Шериф, Р. Кэмпбелл)?

     4. Каким образом межгрупповое взаимодействие влияет на динамику внутригрупповых процессов?

 

 

 

 

Раздел 4. Социальная психология общения

 

     Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. По своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований она, пожалуй, не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии (Б.Ф. Ломов, 1984). Одним из первых в отечественной и мировой психологии, кто основательно начал разработку этой проблемы, был В.М. Бехтерев, создатель так называемой коллективной рефлексологии. Исследования общения были продолжены А.Ф. Лазурским. В.Н. Мясищев, создавая на основе идей Бехтерева и Лазурского оригинальную психологическую концепцию отношений, выделял в общении три главных компонента: социальное отражение, эмоциональное отношение и способ поведения. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что человек является субъектом труда, познания и общения. Он считал общение важнейшим условием и фактором психического развития на протяжении всего жизненного пути индивида.

     Проблема общения интенсивно разрабатывалась в 20–30-е годы. Затем интерес к ней снизился. Однако в 80-е годы она снова стала привлекать к себе внимание. То, что эта проблема превратилась по мысли Б.Ф. Ломова в некоторый «логический центр» общей системы психологической проблематики, прежде всего связано с развитием социальной психологии и усилением ее влияния на другие психологические дисциплины.

     В качестве составляющих процесса общения рассматриваются: коммуникация, понимаемая в узком смысле слова, как обмен информацией; интеракция – взаимодействие, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности; социальная перцепция – процесс взаимопознания партнерами друг друга как основа для их взаимопонимания.

 

Тема 9. Общение как обмен информацией

     1. Общение как проблема социальной психологии. Общение в широком и узком смысле слова, потребности в общении, функции общения. Общение и деятельность.

     2. Структура и виды общения. Понятия невербальной и вербальной коммуникации. Общая характеристика основных структур невербального поведения.

     3. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. Структура коммуникативного акта.

 

Основная литература

  1. 1.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука. 1984. – С. 242–275.
  2. 2.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 59–86.

     3. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

     4. Социальная психология личности в вопросах и ответах/ под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. – С. 143–165.

     

Дополнительная литература

     1. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991. – С. 244–250.

     2. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте.– М.: Фис, 1980. – С. 5–14.

   3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – С.167–182.

   4. Робер М.–Л., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988. – С. 176–184. Или: Хрестоматия по социальной психологии / Сост. Т.В.Кутасова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 20–25.

 

     Контрольные вопросы

 

Тема 10. Общение как взаимодействие

     1. Структура и типы взаимодействия. Типология взаимодействия.

     2. Символический интеракционизм. Трансактный анализ. Роли.

     3. Конфликт: функции, структура, динамика, типология.

   4. Кооперативное взаимодействие.

 

Основная литература

     1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 86–101.

     2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. – М.: Изд-во МГУ, 1978. – С. 70–85, 180–208.

     3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1988. – С. 8–55.

     4. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. – М.: Стрингер, 1992. – С. 13–32, 142–152. Или: Хрестоматия по социальной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 54–75.

     5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы.– М.: Изд-во МГУ, 1991. – С. 141–152.

     6. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1992. – С. 32–42.

 

Дополнительная литература

     1. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Андреевой Г.М. и др. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 173–179.

     2. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988. – С.125–132, 185–192. Хрестоматия по социальной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 172–184.

     3. Смелзер Н.Дж. Социология. – М.: Прогресс, 1994. или: Социальное взаимодействие // Социологические исследования. – № 8. – 1991. – С. 89–98;

 

     Контрольные вопросы

 

            Тема 11. Социальная перцепция

     1. Понятие социальной перцепции. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии.

     2. Механизмы взаимопонимания: эмпатия, рефлексия, идентификация, стереотипизация.

     3. Каузальная атрибуция. Структура атрибутивного процесса. Виды и ошибки атрибуции.

     4. Проблема точности межличностного восприятия. Искажения при восприятии и понимании людьми друг друга. Формирование первого впечатления.

 

Основная литература

     1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 101–118.

     2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С. 16–55.

     3. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Изд-во МГУ, 1981.– С.13–45, 68–85.

     5. Трусов В.П. Теории атрибуции в зарубежной социальной психологии / Психология межличностного познания. – М. 1981. – С. 139–157.

     6. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997. – С.100–115.

 

Дополнительная литература

     1. Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

     2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

     3. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения.– Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

 

            Контрольные вопросы

     1. Что понимал под понятием «социальная перцепция» Дж. Брунер?

     2. Назовите формы и этапы развития эмпатии.

     3. Объясните многозначность понятия «рефлексия». Какие уровни рефлексии выделяются в социальной психологии?

     4. В чем заключается фундаментальная ошибка атрибуции?

     5. Насколько неизбежна фундаментальная ошибка атрибуции?

     6. Что такое явление децентрации и каковы его функции в процессе взаимопонимания?

     7. Что такое «гало-эффект»?

     8. В чем заключается эффект первичности и новизны в межличностном восприятии?

     9. Какова роль установки при формировании первого впечатления о человеке?

 

Раздел 5. Социальная психология личности

 

     Проводимый в психологии анализ общения и деятельности необходим прежде всего для того, чтобы понять законы развития их субъекта. Этим субъектом – субъектом познания, деятельности и общения – является общественный индивид – личность. Большое значение для разработки психологической теории личности имеет социальная психология, которая изучает статус и роли личности в различных общностях, межличностные отношения, интерперсональное восприятие, связи личности с группой. Это значение определяется тем, что личность здесь рассматривается в контексте явлений общественной психологии, что позволяет раскрывать целый ряд таких ее характеристик и таких феноменов, которые другими психологическими дисциплинами не обнаруживаются (в силу специфики их предмета, методов и задач).

     В социальной психологии личности наряду со все большим дроблением тематики (изучаются коммуникативные характеристики, организаторские способности, направленность, ценностные ориентации личности) можно отметить и стремление представить личность в целом как индивидуальность с многоуровневой структурой (такой подход разрабатывался в трудах Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, В.А. Ядова, В.С. Мерлина, К.К. Платонова и др.), и попытки создать социально-психологическую типологию личности.

           

Тема 12. Социальная психология личности

     1. Личность как предмет социально-психологических исследований. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности, его отличие от понимания личности в общей психологии и социологии.

     2. Социально-психологические концепции личности. Структура личности.

 

Основная литература

     1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Издво МГУ, 1994. – С. 230–239, 265–277.

     2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991.– С. 126 – 138.

     3. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. – М.: Наука, 1979.– С. 33 – 68.

   4. Социальная психология / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова.– Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – С. 75–90.

           

Дополнительная литература

 

     Контрольные вопросы

 

Тема 13. Социализация. Социальные установки

     1. Содержание процесса социализации. Сферы и институты социализации.

     2. Периодизация развития личности и стадии социализации. Развитие и структура самосознания.

     3. Соотношение понятий установки в социальной и общей психологии. Аттитюд: определения, структура и функции. Социальная установка и реальное поведение

     4. Иерархическая структура диспозиций личности (концепция В.А. Ядова).

     5. Формирование и изменение социальных установок с позиций бихевиоризма и когнитивизма.

 

Основная литература

     5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997. – С. 155–184.

     6. Смелзер Н.Дж. Социология. – М.: Прогресс, 1994. Или: Социализация // Социологические исследования. – № 3. – 1991. – С.109–113; № 5. – С. 109–116.

 

            Дополнительная литература

     1. Бернс P. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Просвещение, 1986.

     2. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. – М.: Прогресс, 1986.

     3. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983.

     4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. – М.: Изд-во МГУ, 1978.

     5. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1975. – С. 12–32.

   6. Эриксон Э. Детство и общество. – М.: Наука, 1996.

   7. Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Прогресс, 1969.

   8. Кон И.С. Открытие «Я».– М.: Политиздат, 1978. – С.256–366.

     Контрольные вопросы

 

Раздел 6. Прикладные проблемы социальной психологии

 

     Основные направления прикладных исследований и практической социальной лежат в следующих областях.

     Промышленное производство. История исследований психологических проблем промышленного производства в отечественной и зарубежной социальной психологии во многом связана с доктриной «человеческих отношений». Социальная психология изучает проблемы формирования производственного коллектива, социально-психологические аспекты производственных конфликтов. Важными являются также вопросы адаптации новых членов производственного коллектива, характер отношения к труду и исследование структуры мотивов трудовой деятельности.

     Управление. Традиции социальной психологии в анализе проблем управления направлены на исследование качеств руководителя, подбор персонала, его аттестацию. необходимость соотнесения стиля руководства и эффективности групповой деятельности связана с проблемами разрешения конфликтов в сфере управления. Основные методы исследования психологии управления: групповые дискуссии, ролевые игры, видеотренинг.

     Школа. Сотрудничество социального психолога со специалистами по возрастной и педагогической психологии при исследовании проблем школы показывает необходимость работы с различным контингентом: учащиеся, учителя, родители. Психологическая служба школы осуществляет контроль над переломными моментами процесса социализации. Овладение знаниями социальной психологии позволяет школьному психологу сочетать различные формы индивидуального и группового консультирования.

     Массовая коммуникация и реклама. Можно перечислить следующие основные вопросы, которые встают перед социальным психологом в этой области: эффективность массовой коммуникации, отношения коммуникатора и аудитории, роль социальных установок в восприятии аудиторией сообщения, переданного через средства массовой коммуникации.

     Борьба с противоправным поведением. Сотрудничество социальной психологии и криминологии связано со значимостью исследований личности преступника для раскрытия преступления и для определения наказания. Использование понятия референтной группы в анализе противоправного поведения показывает роль групповых норм в освоении личностью социальных ценностей.

     Служба семьи. Социальная психология раскрывает специфику семьи как малой группы, обращает свое внимание на проблему семейных ролей и их изменение в ходе общественного развития, значение эмоциональных характеристик во внутрисемейных отношениях, изучает факторы удовлетворенности браком, психологические причины разводов.

     Политика . В последнее время все расширяется количество прикладных исследований в области политической психологии. Возрастает роль психолога-практика в период избирательных компаний, при этом психолог может выступать в качестве «имиджмейкера», вносить свой вклад в создание психологических портретов оппонентов и так далее.

 

Тема 14. Прикладные социально-психологические исследования.

     1. Прикладные социально-психологические исследования в школе, армии, организациях.

     2. Социальная психология семьи.

     3. Социально-психологический тренинг.

 

Основная литература

     1. Социальная психология / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – С. 241–279.

   2. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – С. 5–25.

   3. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

     4. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

 

Дополнительная литература

     1. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю., Сидоренко Е.В. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Часть I? II. – СПб.: Речь, 1993.

     2. Мелибруда Е. Я-ты-мы. – М.: Прогресс, 1986.

 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100