Психология детско - родительских отношений. Методические рекомендации.
Глоссарийассессмент центр, assessment center, центр оценки персонала, комплексная оценка персонала, кадровый резерв Карта сайтаобучение ассессмент центру, проведение assessment center Контакты
Главная Библиотека Социальная психология Психология детско - родительских отношений. Методические рекомендации.

Поиск

Печать

 

И.М. Марковская

 

 

Психология детско - родительских отношений.

Методические рекомендации

 

 

Введение

     Дисциплина «Психология детско-родительских отношений» относится к циклу психологических дисциплин изучаемых на специализации «Социальная психология». Программа разработана для подготовки дипломированных специалистов психологического факультета и предназначена для студентов четвертого года дневной формы обучения.

     В результате усвоения дисциплины студенты должны:

     – иметь представления о различных теоретических подходах в области исследования психологии взаимодействия и отношений родителей с детьми;

     – знать основные психологические закономерности детско-родительских отношений;

     – уметь пользоваться методами диагностики детско-родительских отношений структуры взаимодействия в семье;

     – знать основы групповой тренинговой работы с родителями;

     – понимать и знать особенности стиля общения и взаимоотношений между родителями и детьми.

     Самая общая цель курса: понимание психологических механизмов взаимодействия родителя и ребенка и их роли в развитии личности, овладение средствами диагностики основных психологических характеристик взаимодействия родителя и ребенка.

     Связь курса с другими дисциплинами (общепсихологическими дисциплинами): общая психология (мотивация, ценности, отношения), возрастная психология (социализация, формирование личности), педагогическая психология (стили взаимодействия в системе взрослый – ребенок), основы психотерапии (неврозы), теории личности (базовые теоретические концепции), консультирование (родительские группы, этапы индивидуального консультирования, активное слушание), социальная психология (типы взаимодействия, структура конфликта, взаимопонимание), психодиагностика (систематика диагностических процедур).

     Связь с дисциплинами специализации: активные методы обучения (тренинг взаимодействия родителей с детьми), основы психотерапии (неврозы), теории личности (базовые теоретические концепции), консультирование (родительские группы, этапы индивидуального консультирования, активное слушание), семейная психология (кризисы семьи).

     В настоящих методических рекомендациях дан план лекционных занятий по курсу «Психология детско-родительских отношений», темы для самостоятельной работы студентов, списки основной и дополнительной учебной литературы [1–51], сформулированы контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

     Тема 1. Исторические и культуральные аспекты взаимодействия родителей с детьми. Возникновение современной семьи (Ф. Энгельс, Е. Шортер). Культура и детство (М. Мид). Обряды инициации (К. Юнг). Кросс-культурные исследования (Л. Анерт, А. Шмидт, В.А. Доскин, Э.Л. Дугарова).

 

     Тема 2. Психоаналитическая концепция. Базальная тревожность и конфликты материнства (К. Хорни). Детское соперничество и ревность по отношению к родителю. Синдром авторитарной личности (Т. Адорно). Материнская и отцовская любовь (Э. Фромм). Теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт). Качество привязанности.

 

     Тема 3. Индивидуальная психология А. Адлера. Сущность взглядов. Адлера и его методов. Социальные чувства и социальный интерес. Формирование ошибочного стиля жизни. Воспитание по А. Адлеру. Создание групповой модели консультирования (Р. Дрейкус).

 

     Тема 4. Поведенческий подход. Социобихевиоризм (А. Бандура). Проблема наказаний и запретов в воспитании. Первичное и вторичное предписание

(Г. Бейтсон). Изменение поведения ребенка (Р. Валер, Дж. Винкель и др.).

 

     Тема 5. Гуманистическая концепция. Диалогическое общение (М.М. Бахтин). Практика воспитания в семье и обществе (Т. Гордон, М. Снайдер, Р. Снайдер).

 

     Тема 6. Основные направления и принципы диагностики отношений в сфере детско-родительского взаимодействия. Систематика психодиагностических методов. Применение методов опроса в области психологии взаимодействия родителей с детьми. Основные проблемы диагностики.

 

     Тема 7. Клинический и экспериментальный подходы. Классификация типов воспитания (А.Я. Варга Основные факторы родительско-детского взаимодействия, Р. Бейлз, Е. Шеффер, П. Слатер). Основные моменты родительского контроля (Е.Е. Маккоби). Принятие и любовь. Установки ребенка по отношению к родителю и к себе (Г. Хоментаускас).

 

     Тема 8. Отечественные направления (А.Я. Варга, Ю. Б. Гиппенрейтер,

А.С. Спиваковская, Г.Т. Хоментаускас и др.) в области исследований детско-родительских отношений. Анализ прикладных исследований. Групповая работа и консультирование.

 

     Тема 9. Типы неблагоприятного воспитания в семье (А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская). Депривация в семье по внешним и психологическим причинам.

     Тема 10. Групповая работа с родителями. Основные этапы тренинга взаимодействия родителей с детьми. Набор в родительские группы.

           

     Тема 11. Количество детей в семье. Влияние очередности рождения на личность ребенка.

 

     Тема 12. Важные проблемы консультирования родителей. Особенности полового воспитания на различных возрастных этапах. Детские страхи и действия родителей. Детская агрессивность и действия родителей.

 

Тематический План семинарских занятий

 

Номер

семинара

Темы самостоятельных работ

Семинар № 1

     Кросскультурные исследования в области родительско-детских отношений

     Культура и детство (М. Мид)

     Изменение отношения к детям в ходе исторического развития

Семинар № 2

     Фромм об отцовстве и материнстве, о зрелой и незрелой любви

     Конфликты материнства в трудах К. Хорни

     Отношения матери и ребенка в раннем детстве

Семинар № 3

     Воспитание ребенка с точки зрения гуманистической психологии

     Детские страхи и действия родителей

     Проблема детской тревожности

Семинар № 4

     Психологические проблемы полового воспитания

     Половое воспитание дошкольников

     Половое воспитание – младшие школьники

     Половое воспитание – подростки/ младшие и старшие

Семинар № 5

     Воспитание уверенности / по возрастам

     Воспитание ответственности / по возрастам

     Влияние родителей на нравственное развитие детей

Семинар № 6

     Отношения между братьями и сестрами

     Количество детей в семье

     Очередность рождения в семье

Семинар № 7

     Влияние родителей на профессиональное самоопределение детей

     Детская ложь и действия родителей

     Проблема детской агрессивности

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

ТРЕБОВАНИЯ И ТЕМЫ

 

     Творческая работа по курсу «Психология детско-родительских отношений» влияет на итоговую экзаменационную оценку. Студенты пишут творческую работу по темам, которые представлены ниже. Творческая работа может состоять только из теоретического обзора выбранной темы или может быть дополнена практической частью. Работа должна содержать подробное и глубокое рассмотрение выбранной тематики.

     Теоретическая часть работы представляет собой литературный обзор по теме. В работе может детально излагаться концепция одного автора или проводиться сравнительный анализ нескольких подходов. При составлении теоретической части работы обязательны ссылки на используемые при подготовке источники с указанием страниц.

     Практическая часть творческой работы студента может включать самостоятельное проведение какой-либо методики направленной на исследование детско-родительских отношений, разбор частного случая. По результатам проведенного исследования должны быть сделаны основные выводы и даны рекомендации родителям.

     Творческая работа оформляется в печатном виде. Общий объем работы 10–15 страниц; шрифт – 14; интервал – одинарный.

 

     Структура творческой работы:

     1) титульный лист;

     2) содержание (с указанием страниц);

     3) текст теоретической части работы (5–6 страниц);

     4) практическая часть работы (по выбору студента);

     5) библиографический список.

 

Темы для самостоятельной творческой работы

     1. Проблема детской агрессивности.

     2. Отношения между братьями и сестрами.

     3. Проблема детской тревожности.

     4. Психологические проблемы полового воспитания.

     5. Половое воспитание дошкольников.

     6. Половое воспитание – младшие школьники.

     7. Половое воспитание – подростки/ младшие и старшие.

     8. Воспитание уверенности / по возрастам.

     9. Воспитание ответственности / по возрастам.

     10. Количество детей в семье.

     11. Очередность рождения в семье.

     12. Влияние родителей на профессиональное самоопределение детей.

     13. Влияние родителей на нравственное развитие детей.

     14. Детские страхи и действия родителей.

     15. Детская ложь и действия родителей.

     16. Отношения матери и ребенка в раннем детстве.

     17. Изменение отношения к детям в ходе исторического развития.

     18. Конфликты материнства в трудах К. Хорни.

     19. Культура и детство (М. Мид).

     20. Фромм об отцовстве и материнстве, о зрелой и незрелой любви.

     21. Кросскультурные исследования в области родительско-детских отношений.

     22. Воспитание ребенка с точки зрения гуманистической психологии.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

     1. Какие основные этапы развития стиля воспитания детей выделял Л. Демоз?

     2. Чем в первую очередь диктуется отношения к детям в архаичном обществе?

     3. В какой стране, в нашем столетии произошел резкий переход от постфигуративной культуры к префигуративной?

     4. Неудовлетворение каких потребностей ребенка в семье может приводить, по мнению В. Шутца, к психическим расстройствам?

     5. По каким причинам ребенок вытесняет враждебное отношение к родителям (К. Хорни)?

     6. Какие виды любви к ребенку выделял Фромм?

     7. В русле какой психологической теории разрабатывалась теория привязанности?

     8. Какой вид привязанности демонстрируют дети, если дают гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контакту с ней при встрече?

     9. Основные принципы воспитания, по А. Адлеру?

   10. За счет чего происходит обучение новому поведению ребенка, с точки зрения поведенческих концепций?

   11. По мнению Е. Маккоби чему способствует последовательный родительский контроль?

   12. Кто один из первых заговорил о принципах равенства и сотрудничества при воспитании детей?

   13. Какие типы взаимодействия определяются в методике «совместное рисование»?

     14. Что в большей степени может способствовать проявлению неадекватной родительской позиции?

     15. При каком типе воспитания ребенку навязываются представления о собственном могуществе и самодовлеющей ценности окружающих?

     16. Основополагающие параметры, которые характеризуют взаимодействие ребенка и родителя?

     17. Какие методики служат для изучения взаимодействия родителя и ребенка в процессе наблюдения?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

     Основной

     1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: цели, задачи и основные принципы. – СПб.: Речь, 2000 – 150 с.

     2. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – 429 с.

     3. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – 288 с.

     4. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 187 с.

     5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990. – 190 с.

 

     Для подготовки творческой работы

     6. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток/ Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.

   7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/ Пер. с англ. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с.

     8. Бернс P. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 223 с.

     9. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР/ Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1976. – 167 с.

     10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми/ Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 88 с.

     11. Винникотт Д.В. Разговор с родителем/ Пер. с англ. – М.: НФ «Класс», 1995. – 112 с.

     12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: Изд-во «Масс Медиа», 1995. – 240 с.

     13. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологическое исследование семьи: проблемы и перспективы// Вестник Московского Государственного Университета. Психология. – 1985. – № 4. – С. 10–20.

     14. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков// Психологический журнал. – 1994. – Т.15. – № 2. – С. 57–65.

     15. Демоз Л. Психоистория/ Пер. с англ. А. Шкуратова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.– 509 с.

     16. Джеймс М, Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. – М.: Прогресс, 1993. – 336 с.

     17. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

     18. Каган В.Е., Исаев Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. – Л.: Медицина, 1980. – 184 с.

     19. Кериг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми// Вопросы психологии. – 1990. –

№ 1. – С. 158–164.

     20. Клее М. Психология подростка/ Пер. с франц. – М.: Педагогика, 1991. – 173 с.

     21. Кон. И. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988. – 155 с.

     22. Кон И. Дети и родители// Семья: Книга для чтения. Кн.1./ Сост. И.С. Андреева, А.В. Гулыга. – М.: Политиздат, 1990. – С. 236–270.

     23. Кросс-культурное исследование взаимодействия с детьми русских и немецких матерей/ Анерт Л., Майшнер Т., Шмидт А., Доскин В.А.// Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 20–30.

     24. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей/ Пер. с англ. – М.: Знание, 1992. – 190 с.

     25. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М.: Педагогика, 1990. – 270 с.

     26. Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье: психологический портрет// Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 65–73.

     27. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца// Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 16–25.

     28. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт/ Пер. с англ., нем. – М.: Смысл, 1993. – 332 с.

     29. Помощь родителям в воспитании детей/ Пер. с англ.; Общая ред. и предисл. Пилиповского В.Я. – М.: Прогресс, 1992. – 256 с.

     30. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности/ Пер. с нем. – М.: Мир, 1994. – 320 с.

     31. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. – М.: Прогресс, 1994. – 484 с.

     32.Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 192 с.

     33. Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. – 152 с.

     34. Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. – 256 с.

     35. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной// Вопросы психологии. – 1996 – № 6. – С. 76

     36. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1994. – № 2. – С. 5–15.

     37. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент// Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 139–150.

     38. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитания совести/ Пер. с англ. И. Сергеевой, В. Кагана. – М.: Смысл; СПб.: Гармония, 1994. – 237 с.

     39. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада/ В.А. Петровский, А.М. Виноградова, К.Н. Поливанова и др. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.

     40. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими/ Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 511 с.

     41. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 144 с.

     42. Фром Э. Искусство любить: Исследование природы любви/ Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.

     43. Холл З. Последствия сексуальных и психологических травм детства// Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – № 5 – С. 120–129.

     44. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.

     45. Хорни К. Женская психология/ Пер. с англ. Е.И. Замфир. – СПб.: Изд-во Восточно-Европеского института психоанализа, 1993. – 220 с.

     46. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ/ Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1993. – 480 с.

     47. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспектив / Пер. с финск. – М.: Просвещение, 1993. – 112 с.

     48. Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных отношений// Вопросы психологии. – 1994. – № 4 – С. 45–56.

     49. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Изд-во «Ленато АСТ», Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.

     50. Экман П. Почему дети лгут?. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 272 с.

     51. Юнг К.Г. Аналитическая психология. – М.: Изд-во «Мартис», 1994. – 136 с.

 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100