Мельникова Н.Н. Полев Д.М.
Проблема классификации командных ролей
Опубликовано: Психологическая теория и практика в изменяющейся России: сборник тезисов Всероссийской научной конференции / отв.ред. Н.А. Батурин. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – С. 163–166.
Одной из задач формирования команды выступает оптимизация её ролевой структуры. Что значит оптимальная ролевая структура? С одной стороны – это соответствие состава ролей и форм ролевого взаимодействия текущей задаче, стоящей перед группой. То, что будет оптимальным для проведения совещания, может оказаться неадекватным в условиях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. С другой стороны, для решения поставленной задачи, как правило, уже есть вполне определенный круг людей. Поэтому вопрос достижения оптимальности также касается того, как требуемые роли будут распределены между ними, насколько это распределение будет способствовать групповой эффективности. Таким образом, перед тренером, который приступает к работе над ролевой структурой команды, стоят две качественно различные метазадачи. Первая касается определения объективной ролевой структуры, диктуемой целями командной деятельности. Вторая заключается в организации работы по распределению ролей в группе. В реальности, при работе с командами, мы сталкиваемся с тем, что на первом этапе участники группы взаимодействуют преимущественно на основе своего житейского опыта. Это проявляется в том, что: - распределение ролей в группе спонтанно и слабо рефлексируется участниками, - выбор ролей определяется, прежде всего, личными желаниями или опытом предыдущего взаимодействия, а не задачами команды (иногда встречается другая крайность, когда человек берёт на себя не свойственные ему по личностным соображениям роли, чтобы заполнить «брешь» в групповом функционировании), - отсутствует понимание значения выполняемой роли в процессе совместного действия, - само выполнение ролей находится на «потенциальном» уровне, сокращен и неясен набор ролевых действий. Всё это приводит к нарушениям ролевой структуры. В группе может наблюдаться: - дефицит или избыток отдельных ролей, необходимых для выполнения групповой задачи, - конкуренция ролей, - ролевые перегрузки отдельных участников (и, наоборот, выпадение других из групповой деятельности), - присутствие большого количества деструктивных ролей (при этом, часто наблюдаются «соскальзывания» в деструктивную роль: лидер становится доминатором, аналитик – пожирателем времени, критик – гасителем идей, снимающий напряжение – шутником и перекурщиком), - нарушения процесса взаимодействия ролей: вместо взаимодополнения участники группы мешают друг другу; роли «включаются» спонтанно, часто не в соответствии с актуальными требованиями деятельности, наблюдается перескакивание от одной роли к другой. Для оптимизации ролевой структуры тренеру важно уметь (и научить участников группы) чётко идентифицировать различные роли, «видеть» их в процессе групповой деятельности. Эта задача осложняется тем, что в современной практике командной работы используется множество различных классификаций ролей. Они часто взаимопересекаются, в разных классификациях одни и те же по существу роли называются по-разному. При этом, среди названий присутствуют и такие, которые озвучивают групповую функцию роли, и такие, которые характеризуют поведенческие проявления выполняющего роль и т.д. Во многих классификациях приводится избыточное, на наш взгляд, количество ролей (иногда в качестве роли обозначаются отдельные, пусть и наиболее яркие ролевые действия). И что немаловажно, часто выделенные роли трудны для диагностики (их сложно выделить, «увидеть», легко спутать друг с другом). Анализ различных классификаций и опыт собственной работы с командами привёл нас к необходимости уточнения классификации командных ролей. На наш взгляд, удобная для практических целей классификация должна соответствовать следующим требованиям:
Ниже приводится один из вариантов такой уточнённой классификации, разработанный нами в процессе работы с группами в рамках «Тренинга формирования команды». Данный перечень ролей применим для целей выполнения такой групповой задачи, как совместное решение проблемы. Отдельно выделены блоки деловых и социальных ролей, которые стабильно появляются в процессе дискуссии, но несут различную функциональную нагрузку. Деловые роли отражают непосредственное распределение функций в рамках интеллектуального процесса принятия решения. Социальные – это роли, поддерживающие взаимодействие, создающие благоприятную социальную атмосферу, обслуживающие чувства и отношения членов группы в процессе работы над проблемой. В данной работе мы приводим название роли (которое соответствует её функции в процессе совместной деятельности) и краткое описание ролевых действий.
Деловые роли:
Социальные роли:
Напомним, что приведённый перечень ролей применим, прежде всего, к такому виду деятельности, как совместное решение проблем в процессе групповой дискуссии. Если перед группой стоит качественно иная задача, состав необходимых ролей будет отличаться. Практическое применение любой классификации ролей требует решения ещё нескольких методических задач. Среди них: описание способов взаимодействия ролей и последовательности их «включения» в процессе выполнения деятельности, разработка технологий обучения ролевым действиям и методических приёмов, обеспечивающих оптимальное распределение ролей между членами группы. |