Гудкова Е.В.
Оценочные явления личностного уровня как фактор саморегуляции
Материалы IV Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием «Психолого-педагогическая наука современному образованию» http:// psyinfo.ru /ru/ conference /internet/ doc.php? d =213, 2005 г.
Человек взаимодействует с миром предметов и с другими людьми, познает связи и отношения между явлениями, преломляет новые знания об объектах сквозь призму своих ожиданий, идеальных представлений и потребностей. Так, в процессе отражения объективных ценностно-потребностных отношений формируются субъективные отношения, или оценки. Оценочная функция реализуется особым системным образованием в структуре психики, состоящим из оценочных явлений, различных по своей природе и степени обобщенности: процессов оценивания, интегрально-устойчивых оценочных образований и оценок и отношений, выражающихся в свойствах личности. Система оценочных явлений не только осуществляет функцию отражения, но и обеспечивает регуляцию поведения и деятельности человека [1, 2]. Особую роль здесь играют оценочные явления личностного уровня. К этому уровню относятся свойства личности, отражающие систему ее отношений, как к себе, так и к отдельным сторонам окружающего мира. В психологической литературе широко представлены исследования, посвященные как свойствам личности, относящимся к «внутреннеориентированным» (направленным на себя) оценкам личностного уровня, таким как самооценка, самоуважение, самопринятие, так и свойствам личности, отражающим отношение человека к различным частям внешнего мира, таким как доброта, любовь к людям, аккуратность, бережливость, трудолюбие и т.д. Наряду с перечисленными свойствами личности, отражающими частные аспекты отношений, Н.А. Батурин выделяет два наиболее обобщенных вида оценочных явлений: Глобальное отношение личности к себе и Глобальное отношение личности к Миру вообще. Впервые они были выделены в большей степени как гипотетические конструкты, отражающие позитивно-негативную асимметрию в отношении к себе и к Миру, но проведенные нами исследования доказали существование этих особенностей личности [3, 4, 5]. Глобальные отношения – это относительно устойчивые, сложные аффективно-когнитивные оценочные образования, имеющие корни в потребностно-мотивационной сфере и проявляющиеся во взаимодействии человека с обществом. Глобальное отношение человека к себе формируется на основе базовой потребности личности в любви и принятии и проявляется в таких социально значимых качествах как уверенность в себе, активность, застенчивость. Глобальное отношение к Миру формируется на основе потребности в безопасности и доверии к Миру и проявляется в таких свойствах личности как оптимизм и пессимизм [1]. Таким образом, участие Глобальных отношений в процессе саморегуляции может проявляться по-разному: оказывать влияние на характер активности в целом или на функционирование отдельных звеньев саморегуляции, например, целеполагания.
Глобальные отношения личности к себе и к миру и характер активности. Одно из наших исследований было посвящено выявлению связи между характером активности и Глобальными отношениями личности к себе и к миру [6]. Изучались Глобальные отношения личности к себе и к миру в трех группах учащихся старшего звена средней школы. Для этой цели использовались методики «Глобальный дифференциал Я» и «Глобальный дифференциал Мир» (Е.В. Гудкова). В первую группу были включены учащиеся, проявляющие надситуативную активность, во вторую группу вошли учащиеся, проявляющие адаптивную активность (характер активности предварительно диагностировался с помощью методики «Выбор пословиц» (Н.В. Маркина)). Сравнительный анализ Глобальных отношений личности к себе и к миру в группах испытуемых позволил выявить следующие закономерности: 1. Показатель Глобального отношения к себе у старшеклассников 1-й группы, значимо выше, чем у старшеклассников 2-й группы (р=0,05). То есть, учащиеся с надситуативным характером активности оценивают себя значительно выше, чем учащиеся с адаптивным характером активности. 2. Показатель аффективного компонента Глобального отношения к себе у учащихся 1-й группы значимо выше, чем у старшеклассников 2-й группы (р=0,01).. Это значит, что отношение к себе у учащихся, проявляющих надситуативную активность, характеризуется позитивными эмоциональными переживаниями в большей степени, чем у учащихся, проявляющих адаптивную активность. У последних эмоциональные переживания в отношении себя более нейтральны. 3. Показатель аффективного компонента Глобального отношения к миру у испытуемых 1-й группы значимо выше, чем у испытуемых 2-й группы (р=0,05). Можно сказать, что испытуемые, проявляющие надситуативную активность, чувствуют больший комфорт и доверие к окружающему миру по сравнению с учащимися, проявляющими адаптивную активность. Таким образом, дети, характеризующиеся позитивным отношением к себе и воспринимающие окружающий мир как место комфортное и благоприятное, в большей степени способны выходить за пределы «внешней целесообразности», создавать конструктивную альтернативу в ситуации выбора, обладают большей креативностью. Их поведение в большей степени самодетерминировано и в меньшей степени зависит от внешних факторов.
Глобальные отношения к себе и к миру и особенности целеполагания личности. Под саморегуляцией в психологии понимается процесс организации и управления своей внешней и внутренней активностью личности (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова). Этот процесс включает в себя ряд функциональных звеньев: принятие субъектом цели деятельности, формирование субъективной модели значимых условий, построение программы исполнительских действий, выработка системы субъективных критериев достижения цели, контроль и оценка реальных результатов, принятие решения о коррекции системы саморегулирования. Постановка цели во многом осуществляется исходя из особенностей мотивации и определяется уровнем притязания. Сформировав 4 группы испытуемых (студентов 1-2 курса) с различным сочетанием Глобальных отношений к себе и к миру, мы исследовали особенности их мотивации и уровень притязания. Глобальные отношения изучались с помощью методик «Глобальный дифференциал Я» и «Глобальный дифференциал Мир» (Е.В. Гудкова). Особенности мотивации изучались с помощью проективной методики ТАТ (Х. Хекхаузен). Уровень притязания исследовался с помощью модифицированного варианта методики «Кубики Коса» (Н.А. Батурин). В ходе исследования были получены следующие результаты. 1. Студенты с позитивным отношением к себе и позитивным отношением к миру в целом проявляют меньшую мотивацию достижения и избегания по сравнению с остальными группами испытуемых. У них слабо выражена потребность доказывать себе и другим свою состоятельность и стремление обезопасить себя от возможных неудач. 2. Студенты с негативным отношением себе и позитивным отношением к миру показали явное преобладание мотивации достижения над мотивацией избегания. По сравнению с испытуемыми других групп этот показатель значимо выше (р=0,01). Они проявляют большую активность в деятельности направленной на достижение и терпимо относятся к неудачам. 3. Студенты с позитивным отношением к себе и негативным отношением к миру характеризуются выраженной мотивацией как к достижению, так и к избеганию, общее количество категорий мотивации у них значительно выше, чем в других группах (р=0,01). Представители этой группы активно стремятся к достижению социально значимых целей, в большей степени склонны радоваться достижениям, опасаются неудач и предпринимают активные действия по их предотвращению. 4. Студенты с негативным отношением к себе и к миру характеризуются явным преобладанием мотивации избегания, над мотивацией достижения. По сравнению с другими группами здесь показатель мотивации избегания значительно выше (р=0,05). Их активность во многом направлена на избегание неуспеха, они много рассуждают о возможных неприятностях и болезненно переживают неудачи. 5. Уровень притязания значительно выше у студентов с позитивным отношением к себе (р=0,05), при этом не важно, как они относятся к окружающему миру. 6. Студенты с позитивным отношением к себе и негативным отношением к миру показали наиболее реалистичный уровень притязаний по сравнению с другими группами испытуемых (р=0,01). Таким образом, оценочные образования личностного уровня активно влияют на процесс саморегуляции уже на этапе инициации деятельности. Позитивные Глобальные отношения к себе и к миру позволяют личности не ориентироваться на социально одобряемые достижения и более терпимо относиться к ситуации неуспеха. Мы предполагаем также, что они делают человека более свободным в выборе конкретных действий, создают базу для надситуативной активности. Целенаправленное формирование и изменение оценок – ключ к достижению человеком более комфортного состояния и реализации наиболее конструктивных форм поведения. Эта идея довольно успешно используется в когнитивной и рационально-эмотивной терапии. Однако техники оспаривания и переформулирования иррациональных суждений позволяют изменять оценки, относящиеся к процессуальному и интегрально-устойчивому уровням. Обращение же в рамках данной психологической парадигмы к оценочным образованиям личностного уровня крайне затруднительно и малоэффективно (А. Бек, А. Эллис и др.). В связи с этим, понимание механизмов и закономерностей формирования оценочных образований личностного уровня представляется нам заслуживающим внимания.
Литература 1. Батурин Н.А. Оценочная функция психики. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 1997. 2. Батурин Н.А., Гудкова Е.В. Экспериментальный анализ оценочных явлений личностного уровня //Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сборник научных трудов / Под ред. Н.А. Батурина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. - Том 1. С. 80-97. 3. Батурин Н.А., Гудкова Е.В. Методы изучения глобального отношения как свойства личности // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: сб. науч. трудов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. – С. 68-85. 4. Гудкова Е.В. Проблемы изучения глобального отношения личности к себе и к Миру // Психология в меняющемся мире: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции,25-26 апреля 2001 года. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. С. 44-46. 5. Гудкова Е.В. Глобальное отношение к себе и Миру: природа и структура. // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: сборник научных трудов / Под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2003. – 95-101. 6. Молофеева А.В. Особенности «образа мира» у старшеклассников научного общества учащихся с различными типами активности. – Челябинск, 2005. |