There are no translations available. Мякушкин Д. Е. Группа резерва руководителей: организационные,
|
№ |
Этап |
Содержание деятельности |
1 |
Анализ особенностей деятельности на конкретной должности |
|
2 |
Разработка профессиональных тестовых заданий |
|
3 |
Апробация профессиональных тестовых заданий |
|
4 |
Модификация профессиональных тестовых заданий |
|
5 |
Определение норм для выявления уровня знаний |
|
6 |
Подготовка финальной версии профессионального теста |
|
В дальнейшем этот инструмент и применяется для получения требуемой информации о кандидатах на специально организованной процедуре аттестационного экзамена.
Вышеперечисленные методы деловой оценки имеют свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести сравнительную легкость их применения, чёткую определенность критериев оценки, использование количественных показателей для осуществления сравнения.
К недостаткам же можно отнести одностороннюю оценку кандидатов без учета всех элементов их деятельности, низкую прогностичность в силу определения лишь реального уровня владения навыками (без учёта потенциала), повышенные трудозатраты при создании профессиональных тестов, а также высокую степень субъективизма со стороны непосредственных руководителей.
Оценка уровня владения профессиональными знаниями проводится на этапе формирования состава группы резерва. Результаты оценки выступают в качестве основания для принятия решения о зачислении кандидатов в группу резерва, либо являются основанием для принятия решения о допуске кандидатов на второй этап комплексной оценочной технологии (технология Assessment Center) для оценки степени выраженности личностных компетенций, значимых для будущей управленческой деятельности.
Для оценки личностных компетенций кандидатов в группу резерва руководителей предпочтительно применить технологию Assessment Center как наиболее точный и эффективный инструмент оценки деловых качеств и потенциала сотрудников (специалистов, руководителей, кандидатов на должности руководителей разных уровней и т.д.). Данный метод получения диагностической информации основан на использовании взаимодополняющих методик и предназначен для оценки реальных качеств и способностей, позволяя прогнозировать с высокой степенью вероятности управленческую эффективность сотрудников в будущем.
Суть метода Assessment Center заключается в том, чтобы создать заданную последовательность оценочных процедур, в которых участники оценки проходят испытание различными упражнениями и техниками. Степень выраженности качеств оценивается подготовленными экспертами - наблюдателями и на основании результатов наблюдения осуществляется оценка и делаются заключения о потенциале и личностных особенностях оцениваемых сотрудников. В основе экспертной оценки лежит утверждение о стереотипности и воспроизведении привычных и демонстрации (при определённых условиях) доступных моделей поведения участников оценки: поведение, демонстрируемое в процессе участия в моделируемой деятельности, с высокой степенью вероятности осуществляется в процессе реальной деятельности, и наоборот.
Задачи, решаемые с применением технологии Assessment Center
Основные характеристики метода
Таблица 2.
Этапы технологии Assessment Center
№ |
Этапы работы |
Содержание деятельности
|
1 |
Конструирование процедур оценки |
|
2 |
Обучение экспертов - наблюдателей |
|
3 |
Проведение оценочных процедур |
|
4 |
Анализ результатов оценки |
|
В целом, описанная оценочная технология дает возможность преодолеть ограничения традиционных методов деловой оценки и оценить управленческий потенциал кандидатов. Однако технологии Центра Оценки свойственен и ряд недостатков. Оцениваться может одновременно не более 25-30 человек, что говорит об относительно невысокой «пропускной способности» технологии оценки. Процесс разработки адекватных поведенческих компетенций требует привлечения экспертов по оцениваемой деятельности и сам по себе достаточно трудоемок. Основная же сложность заключается в том, что необходимо затратить значительное количество времени на подготовку представителей организации к роли экспертов - наблюдателей и провести их обучение ссылка на страницу в соответствии с разработанной программой. От успеха на этом этапе будет во многом зависеть степень прогностичности итоговых результатов оценки.
Для оценки степени выраженности личностных компетенций у кандидатов и получения необходимой диагностической информации в предлагаемом формате оценки применяются:
1. Групповые оценочные процедуры Цель проведения групповых процедур – создать условия для сбора диагностической информации о способах и средствах действий отдельных сотрудников и особенностях взаимодействия людей в группе в ситуациях моделируемой коллективной деятельности.Индивидуальное задание представляет собой описание ситуации, не имеющей однозначно верного решения. Участники оценки самостоятельно решают данную ситуацию, описывая последовательность действий и обосновывая принятое решение.
На практике применяется несколько подходов к описанию итоговых результатов Assessment Center. Сам формат итогового заключения выбирается в зависимости от ряда факторов: целей и задач оценки, количества испытуемых, уровня персонала в управленческой иерархии, глубины исследования и т.д.
1. Бальная оценка каждого испытуемого по компетентностям и компетенциям (критериям), а также ранжированный список - при необходимости оценить выраженность ряда значимых для управленческой деятельности параметров. Формирование группы для развития, группы для принятия решения и группы риска. Рекомендации руководству предприятия для принятия кадровых решений.
2. Бальная оценка каждого испытуемого по компетентностям и компетенциям (критериям) и ранжированный список, а также индивидуальные заключения с указанием сильных и слабых сторон испытуемых, либо с указанием особенностей проявления у испытуемых каждой из компетенций в отдельности. Формирование группы для развития, группы для принятия решения и группы риска. Рекомендации руководству предприятия для принятия кадровых решений.
В общем виде разработку комплексной программы оценки кандидатов в группу резерва руководителей можно представить следующим образом: определяется содержание оценки; решаются задачи, связанные с технологией оценки; реализуются задачи, связанные с процедурой оценки.
При определении содержания оценки выявляются основания для оценки, т.е. компетентности, компетенции и критерии оценки.
При выборе технологии оценки определяют методы сбора информации, которые позволяют выявить наличие тех или иных элементов, составляющих содержание оценки и измерить величину того или иного элемента с помощью конкретных показателей (шкалы для оценки). Кроме того, при создании технологии оценки формируется содержательная часть индивидуальных и групповых оценочных заданий.
При определении процедуры оценки решаются все необходимые организационные вопросы, связанные с местом и организационным графиком проведения оценки, с количеством испытуемых, с выбором экспертов и необходимостью их подготовки, с материальным обеспечением процесса оценки и т.п.
Для конструирования и проведения процесса комплексной оценки кандидатов в группу резерва руководителей необходимо реализовать ряд этапов, приведённых в Таблице 3.
№ |
Этап |
Основное содержание |
1 |
Подготовительный |
Определение и уточнение: целей оценки; сроков оценки; объемов оценки; форматов итогового заключения по результатам оценки; списка испытуемых; организационных условий для проведения технологии комплексной оценки. |
2 |
Формирование инструментария для оценки профессиональной компетентности кандидатов |
1. Анализ особенностей деятельности на конкретных должностях. 2. Разработка профессиональных тестовых заданий. 3. Апробация профессиональных тестовых заданий. 4. Модификация профессиональных тестовых заданий. 5. Определение норм для определения уровня профессиональных знаний. 6. Подготовка финальной версии профессионального теста. |
|
Формирование модели личностных компетенций |
1. Проведение интервью с экспертами по получению информации об особенностях деятельности и поведения кандидатов на конкретных должностях. 2. Проведение дискуссий с группой экспертов для уточнения и описания параметров личностных компетенций на уровне наблюдаемого поведения. 3. Описание модели личностных компетенций. |
3 |
Конструирование технологии оценки |
1. Конструирование оценочных процедур и определение методов для оценки компетенций. 2. Разработка содержательной части групповых и индивидуальных заданий для оценки уровня выраженности личностных компетенций кандидатов: разработка заданий для проведения групповых, специальных и индивидуальных оценочных процедур. |
4 |
Конструирование процедуры оценки |
1. Создание организационного плана-графика реализации программы оценки. 2. Подготовка материального обеспечения процесса оценки (бланки, тестовые задания, заданий для групповых оценочных процедур и т.д.). 3. Принятие решения о формате итогового заключения по результатам оценки и применяемой шкалы для оценки. |
5 |
Подготовка экспертов-наблюдателей |
1. Определение списка экспертов из числа сотрудников организации. 2. Разработка и проведение обучающей программы для экспертов. |
6 |
Проведение оценочных процедур |
Проведение комплексной оценки кандидатов в соответствии с утвержденным графиком и в соответствии с организационным планом-графиком реализации программы оценки: 1. оценка профессиональных знаний у кандидатов; |
7 |
Анализ результатов оценки и принятие кадровых решений |
1. Анализ информации, полученной с применением различных методов оценки по каждому кандидату. 2. Подготовка индивидуальных и обобщенных материалов по группе кандидатов, принявших участие в оценке. 3. Подготовка итогового отчета по результатам оценки. 4. Обсуждение результатов оценки с руководством организации.. 5. Формирование списочного состава кандидатов для дальнейшей целевой подготовки |
Оценка уровня владения профессиональными знаниями проводится на этапе формирования состава группы резерва. Результаты оценки выступают в качестве основания для принятия решения о зачислении кандидатов в группу резерва, либо являются основанием для принятия решения о допуске кандидатов на второй этап комплексной оценочной технологии (технология Assessment Center) для оценки степени выраженности личностных параметров, значимых для будущей управленческой деятельности.
Оценка личностных компетенций может проводиться как на этапе формирования состава группы резерва, так и на этапе завершения программы обучения кандидатов.
Цель организации и проведения процедуры подготовки группы резерва - развитие управленческого потенциала слушателей и формирование руководящего состава на различных уровнях управленческой иерархии, способного решать как производственные, так и управленческие задачи. Сами программы обучения и развития групп резерва направлены на формирование управленческих знаний, умений и навыков, а так же на развитие управленческой позиции кандидатов на должность руководителя. При этом общей тенденцией на сегодняшний день является все больший упор на использование методов активного обучения и развития у слушателей навыков группового и организационно-личностного взаимодействия. Такой подход в работе с группой резерва позволяет за короткое время передавать слушателям большой объем знаний, дает высокий уровень усвоения учебного материала, позволяет закрепить полученные знания на практике, а так же способствует формированию необходимой степени сплоченности и способности слушателей работать в команде.
Само содержание учебных программ должно соотносится с целями организации и стратегией развития, а так же приводить в результате к изменениям не только на уровне индивидуального поведения работников, но и формировать предпосылки для возникновения новых моделей поведения группового. К сожалению, у ряда руководителей учебных центров и отделов по обучению и развитию персонала бытует убеждение, что содержание обучения (особенно для группы руководителей технологического уровня: мастеров, старших мастеров, начальников смен) напрямую должно быть связанно с конкретным набором функций и действий, которые предписаны работнику должностью и кругом обязанностей. Порой приходится сталкиваться с мнением, что новые знания и формы поведения не будут востребованы в условиях жесткой регламентации деятельности. Что изменения вряд ли возможны при уже сложившихся стереотипах организационного поведения в силу высокой степени инерции, особенно характерной для организаций с преобладанием бюрократической организационной культуры. Конечно, часть передаваемой слушателями информации неизбежно должна касаться уже освоенного работниками инструментария и актуализировать уже имеющийся опыт. В то же время содержание учебных программ не должно только дублировать уже имеющиеся у слушателей знания, но быть направленным на их расширение, изменяя границы осознания и формируя основу для возникновения знаний междисциплинарных. Это напрямую связанно с возможностью обогащения ролевого репертуара слушателей, возникновением новых моделей поведения в уже освоенном пространстве деятельности и, как результат, повышение поведенческой гибкости и эффективности в деятельности. Без сомнения, преодолеть недостатки в работе за счет только обучения невозможно. Однако содержание обучения и качество его проведения во многом влияют на формирование интеллектуального капитала организации как совокупности мыслительных моделей, позволяющих создавать и реализовывать новые способы деятельности сотрудников. Проведение комплексных программ обучения и развития способствует появлению новых социальных связей во взаимоотношениях между людьми и группами, влияющих на качество совместной деятельности, определяя тем самым уровень развития социального капитала организации. Новый уровень и качество трудовых отношений, при поддержании их руководством, способствуют возникновению и закреплению готовности сотрудников следовать новым этическим, поведенческим и деловым стандартам в профессиональной деятельности, определяя степень развития морального капитала организации. Мерилом же эффективности кадровых процессов (в том числе процесса формирования и подготовки управленческого состава) является качество человеческого капитала организации, понимаемого как совокупность интеллектуального, морального и социального капиталов, и определяющего в конечном итоге степень готовности организации к изменениям.
При планировании и разработке системы обучения резерва руководителей необходимо учитывать ряд характеристик данной категории слушателей.
Во-первых, речь идет об обучении взрослых людей, уже получивших образование и имеющих опыт работы в организации.
Во-вторых, слушатели в группе являются практиками и в большей степени ориентируются на конкретные примеры и результаты, а не на общие теории и концепции.
В-третьих, успешно прошедшие все этапы комплексной оценки кандидаты на руководящую должность уже имеют высокий управленческий потенциал, что вносит свои особенности в процесс их взаимодействия с преподавателем. Преподавать в таких группах - не значит «обременять память слушателей сведениями и не значит навязывать человеку чужие для него мысли. Умственная зрелость есть способность… к самостоятельному наблюдению и к самодеятельному исследованию. Несамостоятельная, нетворческая мысль – есть жалкая полумысль…, активность же мысли выражает ее духовную зрелость». Слушатели в подобных группах демонстрируют активность, ориентированны на практическое использование полученных знаний и командную работу в проектных группах для решения прикладных задач и кейсов. Результатом такого обучения должно стать не только получение новых знаний, но и формирование новых моделей поведения, осознание личностных ресурсов, своих сильных и слабых сторон, возможностей и ограничений в предстоящей управленческой деятельности.
Программа подготовки молодых руководителей в группе резерва – сложный комплексный процесс, который невозможно осуществить без наличия соответствующих подходов, методов и технологий и на сегодняшний день на практике применяется несколько моделей подготовки руководящих кадров. Однако о многих публикациях, посвященных исследованию этого вопроса, процесс подготовки резерва рассматривается по содержанию как система передачи знаний, необходимых для эффективной управленческой деятельности. В соответствии с таким подходом к организации системы подготовки резерва кадровые службы предприятий формируют расширенные обучающие программы и разрабатывают графики стажировок для будущих руководителей, пополняя их багаж знаний и опыт в различных областях управленческой деятельности. В то же время не уделяется достаточно внимания вопросу социально - психологической подготовки кандидатов, и порой в программу обучения включается лишь незначительное количество часов занятий, представляющих собой систему обретения и развития управленческих навыков, но не способных в предлагаемом формате сформировать управленческую позицию у будущих руководителей. Кроме того, индивидуальная работа психолога с членами группы резерва очень часто не осуществляется, а результаты стажировок на различных уровнях управленческой иерархии не выступают предметом групповых обсуждений с глубокой рефлексией и осмыслением приобретенного управленческого опыта. Для многих специалистов, прошедших обучение в группе резерва, серьезной проблемой становится сам факт изменения их статуса в организации и необходимость выстраивать иное по качеству взаимодействие с бывшими коллегами по работе. Поэтому еще до вступления в должность необходимо включить кандидатов в новую для них систему управления и производственных отношений, сформировав готовность кандидатов взять на себя новую роль и новый уровень ответственности. И без проведения системной социально-психологической подготовки группы резерва, содержащей в себе целый ряд составляющих, вряд ли можно ожидать быстрого и максимальной степени эффективного включения молодых руководителей в новый для них вид деятельности.
В процесс обучения и развития группы резерва руководителей объективно должен быть включён ряд направлений для подготовки.
1. Одно из социально-психологических направлений работы с группой резерва - разработка и проведение под руководством опытного психолога программы взаимосвязанных между собой тренингов, имеющих целью выработку социальных умений и навыков, необходимых для эффективной управленческой деятельности и получение опыта организационно-личностного взаимодействия в группе. Под социально-психологическим тренингом в психологии понимают специфические формы коррекции и приобретения новых моделей взаимодействия в группе. Данные задачи решаются через моделирование значимых для деятельности ситуаций, а также осуществляется анализ реального поведения участников тренинга. В процессе группового решения специально заданных ситуаций участники не только закрепляют необходимые навыки, но и меняют свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. От традиционных форм обучения тренинг отличает минимальное количество теории и фокусировка на практике, и в ходе проведения тренингов широко используются различные методы и техники активного обучения. Возможными направлениями для разработки тренингов могут являться руководство и лидерство в организации, управленческое общение и навыки ведения переговоров, управление конфликтами, делегирование полномочий, технологии формирования команды, технологии принятия решений, модель эффективного управления, тайм-менеджмент и т.д. Весьма полезны при подготовке резерва тренинги, направление на сплочение и создающие условия для повышения эффективности работы и возможность использовать потенциал группы для развития каждого ее участника. В настоящее время все большее распространение получают тренинги, в которых происходит освоение участниками различных особенностей управления подчиненными и коллективами, усваиваются алгоритмы решения управленческих задач и работают над развитием своего лидерского потенциала. Основное ограничение тренинга как метода повышения результативности обучения состоит в том, что невозможно создать и «отработать» готовые решения, подходящие для всех без исключения ситуаций. Кроме того, перед участниками встает вопрос о необходимости переноса полученных навыков из виртуальной реальности тренинга в реальную деятельность, что само по себе является отдельной задачей для организаторов процесса обучения.
2. Деловые, организационно-управленческие и ролевые игры в процессе подготовки группы резерва – уникальный механизм формирования и передачи социального опыта, непосредственно влияющий на повышение эффективности обучения за счет активного включения слушателей в процесс не только получения, но и использования знаний. При этом обязательными элементами игр являются творческая и соревновательная атмосфера, эмоциональная напряженность, высокая включенность и мотивация участников, работающих в небольших группах. Участвуя в играх, участники осваивают новые варианты поведения, ищут наиболее оптимальные тактику и стратегию, отрабатывают различные технические приемы. Игровые ситуации могут проводиться в форме ролевых игр, где каждый участник играет роль, заданную сценарием. В модели проведения игры включаются не только производственные аспекты, но, в первую очередь, социальные и культурные составляющие управленческой деятельности. Сама игровая деятельность предполагает активное взаимодействие между участниками, а фокусировка заданий на реальных для данного предприятия ситуациях деятельности и рефлексия участников по итогам каждого этапа игры позволяет привнести новый опыт и модели поведения в практику работы будущих руководителей. Разыгрываемые ситуации становятся основой для совместного группового анализа, в котором складывается понимание членами группы механизмов межличностного взаимодействия.
3. Процесс анализа предлагаемых слушателям конкретных ситуаций позволяет не только закрепить знания, но и выработать навык группового анализа проблем и принятия решений. Основные результаты, достигаемые в процессе разбора практических ситуаций, связанны с отработкой навыков системного анализа информации, выявлению ключевых проблем, генерирования и оценки возможных вариантов решения и т.д. В ходе работы участники вынуждены вступать в диалог, и совместная работа над решением практических задач позволяет не только сформировать готовность будущих руководителей к эффективной групповой деятельности и обрести навык принятия групповых решений, но и научится управлять групповыми процессами в коллективах.
4. Управление подчиненными предполагает знание потребностей и психологии сотрудников, принадлежащих к разным социальным группам, национальным, этническим и религиозным общностям. Каждая из них имеет свои традиции, свой набор ценностей и стереотипов поведения. Профессиональный руководитель должен уметь абстрагироваться от принадлежности к своей национальной группе, и концентрироваться на культурных особенностях той среды, на которую направлена управленческая деятельность. Толерантность к представителям разных социальных общностей должна стать одной из составляющих профессиональной компетентности менеджера, а значит, в процессе обучения должны моделироваться не только производственные и управленческие, но и социальные стороны профессиональной деятельности руководителя, составной частью которой является кросс - культурный контекст подготовки. В ходе обучения будущие руководители должны приобрести навыки взаимодействия с определенными представителями различных национально-культурных и этнических групп или с самими этими группами. Важными аспектами такого процесса являются понимание национального характера, менталитета и традиций, которые могут стать предметом рефлексии для выработки управленческих решений.
5. Еще одна область формирования социально-психологической и управленческой компетентности будущих руководителей - осмысление результатов стажировок, проводимых под руководством психолога групповым образом с обсуждением полученного опыта и динамики собственных состояний в процессе выполнения новых для участников группы управленческих функций. Кроме того, у кандидатов на руководящие должности появляются условия для знакомства с разными трудовыми коллективами и отношениями работников в них, возможность уяснить систему взаимосвязи подразделений в рамках деятельности всего предприятия, происходит освоение первичных навыков практической деятельности и управленческого общения на разных уровнях управления в организации. Постоянный обмен опытом и осмысление возникающих в ходе стажировок проблемных ситуаций в группе будет, несомненно, полезной процедурой, позволяющей расширить представления участников о специфике управленческой деятельности, а так же своей роли и личностных ресурсах в процессе ее освоения и реализации.
Программа обучения и развития группы резерва должна включать в себя комплексную подготовку кандидатов по нескольким направлениям.
1. Программа общей подготовки. Цель: овладение необходимыми теоретическими знаниями в области функционирования организации (подразделения) как единого целостного образования, живущего по определённым законам и включающим в себя ряд составляющих (элементов). К таким организационным элементам относят подструктуры и части, составляющие организацию и задающие её неповторимость: цель и миссия организации, используемые технологии, финансы (экономика), управление как процесс координации различных деятельностей и т.д. Здесь же – жизненные стадии и циклы развития организации, организационные культуры и организационные структуры, тип совместной деятельности, концепции и стратегии управления и т.д. Объем и содержание программы формируются в зависимости от уровня должности и специфики деятельности предприятия. Форма контроля по результатам обучения – экзамен.
2.Программа управленческой подготовки. Цель: раскрыть концептуальные и методологические основы работы с персоналом организации, передать знания, выработать умения и навыки, необходимые для эффективного управления - как отдельными подчиненными, так и коллективом в целом. Программа должна позволять овладеть знаниями в области управления подчинёнными, в области взаимоотношений руководства и подчинения, знакомить с основными методами кадрового менеджмента, а так же получить практические навыки, позволяющие самостоятельно принимать эффективные кадровые решения. В процессе обучения у слушателей формируются инструментальные умения и навыки, необходимые для эффективной управленческой деятельности, которые в дальнейшем закрепляются в процессе проведения деловых и организационно - управленческих игр. Форма контроля по результатам обучения – экзамен.
3. Программа социально – психологической подготовки.Цель: развитие личностных качеств, значимых для эффективной управленческой деятельности; формирование управленческой позиции у будущих руководителей. В процессе тренингов происходит формирование управленческой идентификации кандидатов в группу резерва, осознаются личностные ресурсы, закрепляются навыки, необходимых для эффективной управленческой деятельности, а так же приобретается конструктивный опыт организационно-личностного взаимодействия в группе. Форма контроля по результатам обучения – заключение психолога.
4. Программа специализированной подготовки. Цель: приобретение слушателями необходимых знаний умений и навыков в соответствии со спецификой деятельности предприятия (подразделений). Программа подготовки включает подготовку слушателей по направлениям, формируемым в зависимости от специфики деятельности. В качестве преподавателей выступают ведущие специалисты и руководители различного уровня данного предприятия. Форма контроля по результатам обучения – экзамен.
В качестве примера в Приложении 3 представлена программа управленческой и социально – психологической подготовки слушателей в группе резерва руководителей.
1. Организация и проведение стажировок. Цель осуществления стажировок - получение комплексного представления об особенностях деятельности предприятия в целом; ознакомление с особенностями деятельности, проблемами и возможностями различных подразделений (отделов, цехов, участков); уяснение системы взаимосвязи подразделений; получение навыков практической деятельности на разных уровнях управленческой иерархии. Обсуждение результатов стажировок и полученного стажерами опыта происходит периодически в тренинговой группе под руководством психолога. Форма контроля по результатам стажировок - заключение руководителей подразделений, в которых осуществлялись стажировки; заключение психолога.
2. Проектная деятельность.В ходе проведения стажировок слушатели группы резерва руководителей выявляют направления деятельности подразделений или организации в целом (процессы, технологии, управление и т.д.), подлежащие, по их мнению, оптимизации и корректировке и разрабатывают проект, защищаемый ими в дальнейшем публично и в присутствии руководителей организации. Выполняемая «резервистами» и их группами проектная деятельность связана с решением реальных задач и направлена на внедрение полученных результатов в практику работы организации (подразделения). При этом качество работы «резервистов» как руководителей проектных групп и получаемые в ходе проекта результаты:
Участие в работе проектных групп молодых специалистов этой же организации или студентов соответствующих факультетов позволяет оценить их привлекательность в качестве потенциальных (перспективных) работников в будущем. Сам проект не должен включать инвестиций в новое оборудование, приобретения новых технологий и программного обеспечения и иных финансовых вложений для достижения реального результата. Руководя проектными группами в рамках выбранного проекта, будущие руководители устанавливают деловые отношения на разных уровнях управленческой иерархии, приобретают новые навыки постановки и решения задач, организуют работу своей группы, поддерживают интерес к работе у каждого члена группы, получают навыки управления групповой деятельностью и т.д. Привлечение к процессу молодых специалистов этой же организации в качестве членов рабочих групп дает полную возможность будущим руководителям получить серьезный навык управления группой людей (сплочение группы, постановка задач, мотивация, контроль и т.д.) и освоить новые для себя роли организатора и наставника. В ходе реализации проектов «резервисты» знакомятся со спецификой работы различных подразделений, учатся рассматривать организацию как комплексное образование, добиваются конкретных результатов и внедряют их в практику деятельности организации (подразделения). Критическими точками проекта являются промежуточные отчетные «сессии» - периодические (1-2 раза в месяц) встречи, проводимые в соответствии с определенной технологией для группового обсуждения промежуточных результатов, совместного планирования конкретных действий, а так же для индивидуальной работы с участниками проекта. Форма контроля – заключение комиссии.
Представленные направления обучения и развития кандидатов в группе резерва взаимосвязаны. Сама программа является комплексной и направлена на достижение единой цели: сформировать группу кандидатов на руководящую должность, обладающими необходимыми теоретическими знаниями в области управления персоналом и способными применять эти знания в практической управленческой деятельности на разных уровнях управления в организации (в зависимости от уровня, на который готовятся кандидаты). В процессе реализации программы может предусматриваться проведение периодических оценочных процедур для замера степени выраженности значимых для управленческой деятельности параметров личности и их динамики в процессе обучения и развития. Результатом оценки может стать корректировка планов обучения и (или) изменение состава группы резерва.
Завершающим этапом работы с группой резерва является включение прошедших целевую подготовку кандидатов в состав группы действующего резерва руководителей и дальнейшая организация и проведение конкурсов для назначения на вышестоящую должность. Кроме того, при необходимости необходимо провести оценку результативности деятельности по формированию и развитию групп резерва руководителей и осуществить корректировку программ формирования, обучения и развития группы резерва руководителей. Сама работа по формированию и подготовке группы резерва оказывается эффективной в том случае, когда она построена на основе комплексности, системного планирования, учитывает реальные потребности организации в руководящих кадрах, пользуется безусловной поддержкой руководства и постоянно корректируется и обновляется в зависимости от изменений условий внешней и внутренней среды организации.
Компетентности |
Компетенции |
|
|
|
|
|
|
|
В описываемой модели для оценки личностных компетентностей и компетенций:
1. Компетентности и компетенции отражают сущность управленческой деятельности и служат основанием для оценки управленческого потенциала участников оценки.
2. Бальные значения по каждой из компетентностей и компетенций позволяют сравнить степень выраженности потенциала участников и принять взвешенные решения.
3. Определение степени выраженности каждой компетентности и компетенции позволяет спланировать не только программы обучения и развития, но и определить предпочитаемое направление деятельности и карьеры для каждого участника оценки.
Метод стандартных оценок состоит в том, что руководитель заполняет специальную форму, характеризуя каждый аспект работы сотрудника.
Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Эксперт в этом случае ставит отметку против каждой характеристики или оставляет пустое место. Общий рейтинг по результатам такой анкеты представляет собой сумму пометок.
Сравнительная анкета. После разработки списка описаний правильного или неправильного поведения на рабочем месте оценщики в ходе наблюдения располагают эти описания по школе от «отлично» до «плохо». Оценкой результативности является сумма рейтингов по отмеченным описаниям.
Метод вынужденного выбора заключается в том, что эксперты выбирают наиболее подходящую для работника характеристику из заданного набора.
Анкета заданной ситуации представляет собой список характеристик и перечень вариантов поведения оцениваемого. Оценщики по школе важности оценивают в баллах то, как выполняет свою работу работник.
Описательный метод предлагает последовательную обстоятельную характеристику достоинств и недостатков работника и может легко комбинировать с другими методами.
Метод школы наблюдения за поведением ориентирован на фиксацию поступков, причем фиксируется количество случаев, когда оцениваемый вел себя тем или иным образом.
Метод оценки по решающей ситуации основан на описаниях «правильного» и «неправильного» поведения работников в определенных ситуациях, а затем распределении их в рубрики в зависимости от характера работы. С ними как с эталоном и сопоставляется поведение оцениваемого работника.
Метод аттестационного экзамена, который заключается в проверке уровня знаний в профессиональной области на основе специально разработанных тестовых заданий под группы должностей и профессий.
Метод независимых судий представляет собой оценку работника лицами, которые с ним не были прежде знакомы (5-7 человек). Процедура напоминает перекрестный допрос по разным сферам деятельности и в результате оформляется итоговое заключение.
Метод шкалы рейтингов поведенческих установок предполагает заполнение анкеты, содержащей 6-10 важнейших характеристик работы, формулируемых как оцениваемым, так и экспертом на основе анализа 5-6 решающих ситуаций с описанием поведения. Эксперт оценивает квалификацию работника исходя из этих характеристик, и на основании оценок делает прогнозы на будущее.
Оценка методом комитетов заключается в том, что работа человека обсуждается в группе. Деятельность работника разбивается на отдельные элементы, и эксперты определяют результативность каждого вида деятельности по шкале. В результате определяется степень неуспеха, составляется список удачно решенных задач, задачи, которые удается выполнить от случая к случаю, и задачи, которые никогда не удаются.
360-градусный метод оценки состоит в том, что сотрудник оценивается всеми, с кем контактирует в процессе работы. При этом заполняются общая и особая для каждого уровня экспертов формы.
Метод классификации заключается в том, что лицо, производящее оценку, должно распределить всех работников поочередно по какому-либо общему критерию. Распределение происходит в порядке от «лучшего» до «худшего».
Метод альтернативной классификации состоит в том, что эксперт в начале выбирает самого лучшего и самого худшего работников по заданному параметру, затем отобрать следующих за ним и т.д.
Метод без предварительного установления показателей оценки устанавливает такой ход процесса оценивания, когда не заданы параметры оценки. Эксперт становится более независимым в выборе способов ведения оценки.
Метод сравнения по парам позволяет сравнить каждого с каждым. Затем отмечается, сколько раз конкретный работник был лучшим в паре и на основании полученных результатов выстраивается общий рейтинг.
Метод заданного распределения состоит в том, что оценщику предлагается распределить всех оцениваемых по группам в соответствии с заданной квотой на оценки. Критерии при этом могут быть различными.
Метод оценочного интервьюдставляет собой форму целенаправленного собеседования, в рамках которого проверяются интеллект (критичность, логичность, сообразительность), мотивация (интересы, ценности, увлечения), черты личности (настойчивость, решительность, самообладание, общительность, замкнутость и т.д.), опыт (образование, навыки).
Метод структурированного интервью связан с задаванием всем оцениваемым одних и тех же, связанных с работой вопросов, а ответы оцениваются на основе заранее разработанных и вытекающих из содержания работы критериев.
Метод ситуационного интервью состоит в том, что работникам предлагаются описания одинаковых ситуаций, а после задаются вопросы об их возможных действиях. Оценка происходит на основе заранее разработанных критериев.
Метод интервьюирования состоит в том, что испытуемому самому предлагается провести собеседование с несколькими сотрудниками и в ходе работы оценивается уровень его вопросов и вскрываемых проблем.
Метод анамнеза сводится к сбору информации о трудовом прошлом работника. Здесь учитываются как высказывания оцениваемого о своем прошлом, так и высказывания о нем других лиц. Кроме того, происходит изучение характеризующих его документов (автобиография, резюме, взыскания и поощрения, места работы, свидетельства об обучении и повышении квалификации и т.п.).
Цели программы:
В процесс преподавания включены теоретические и практические занятия, упражнения, деловые и организационно - управленческие игры с элементами тренинга. Осуществляется разбор практических ситуаций, моделируются различные аспекты управленческой деятельности с процессами активного группового обсуждения полученных результатов.
По результатам обучения слушатели:
№ |
Темы обучения |
Количество часов |
1 |
Управление персоналом в системе современного менеджмента. |
8 |
2 |
Технологии и методы управления персоналом. |
8 |
3 |
Психология руководства и подчинения. Тренинг выработки навыков управления совещательным процессом. |
8 |
4 |
Мотивация персонала. Психологические аспекты нематериальной мотивации. Тренинг развития навыков управления подчиненными. |
8 |
5 |
Управленческое общение и навыки ведения переговоров. Тренинг развития навыков делового общения. |
8 |
6 |
Управление конфликтами в организации. Тренинг выработки навыков управления конфликтами. |
8 |
7 |
Делегирование полномочий. Тайм-менеджмент. Практикум освоения технологии временного распределения обязанностей. |
8 |
|
Итого |
56 |
№ |
Содержание |
1 |
Управление персоналом в системе современного менеджмента.Технологии и методы управления персоналом.Социальная подсистема в организации. Персонал как ресурс в развитии организации. Структура человеческого капитала. Факторы, влияющие на формирование и эффективность функционирования системы управления персоналом. Организационная культура и ее классификация. Характеристики основных типов организационной культуры. Влияние организационной культуры на систему управления и эффективность деятельности персонала. Стереотипы мышления руководителей в различных типах организационных культур. Лояльность персонала и ее составляющие. Основные проявления руководителя как лидера. Базовые компетентности руководителя как лидера. Структура эмоциональной компетентности. Структура организационной компетентности. Структура интеллектуальной компетентности. Структура коммуникативной компетентности. Роли руководителя в рамках компетентностей. Технологии и методы управления персоналом. Кадровая политика как система управления персоналом. Основные функции кадровой политики и их содержание. Методы формирования кадрового состава. Отбор и подбор персонала. Методы оценки персонала при приеме на работу. Организация и проведение процедуры собеседования. Структура сбора информации. Адаптация персонала. Методы поддержания работоспособности персонала. Обучение и развитие персонала. Оценка эффективности деятельности подчинённых. Мотивация и стимулирование. Планирование карьеры. Ротация персонала. Оценка эффективности деятельности работников. Оценка трудового поведения. Оценка трудовой дисциплины. Роль руководителей в реализации функций кадровой политики. Результат для слушателей: ПОЗНАКОМЯТСЯ с основами теоретических знаний и основными методами деятельности руководителя в области формирования и развития системы управления человеческими ресурсами. ИЗУЧАТ факторы, влияющие на формирование и эффективность функционирования системы управления персоналом. ОСВОЯТ системный подход к управлению персоналом. НАУЧАТСЯ:
|
2 |
Психология взаимоотношений руководства и подчинения. Наставничество в организации. Тренинг выработки навыков управления совещательным процессом.Система воздействий на персонал. Выработка управленческого решения. Навыки руководителя при формулировании проблемы и принятии решения. Объективные и субъективные ошибки руководителя при принятии управленческого решения. Проведение совещаний. Типы совещаний. Этапы проблемного совещания: ориентировка, решение проблемы, оценка. Основные действия руководителя при активизации подчиненных на этапах проблемного совещания. Защитные формы поведения личности и группы. Управление совещательным процессом. Основания для оценки подчиненных: определение более предпочитаемого и менее предпочитаемого подчиненного. Стереотипы мышления сотрудников в совещательном процессе. Подчиняемость работника. Приемы, увеличивающие подчиняемость. Способы демонстрации работнику его собственной некомпетентности. Функции руководителя. Основные принципы управления персоналом. Управленческое насилие, варварское влияние и демотивация подчинённых. Наставничество на производстве: основные принципы и технологии. Место наставничества среди других видов делового взаимодействия. Основные принципы наставничества. Задачи, решаемые с помощью наставничества. Необходимые условия для успешной работы наставника. Ожидаемые результаты работы наставника. Определение зон ответственности наставника. Технология обсуждения результатов работы подчинённых. Развивающая обратная связь как инструмент развития подчинённых. Природа обратной связи. Конструктивная обратная связь и технология её проведения. Основные характеристики и структура диалога с подчинённым при обсуждении качества и результатов его работы. Результат для слушателей: ПОЗНАКОМЯТСЯ с основными принципами и технологиями психологии управления подчинёнными. ИЗУЧАТ технологию проведения проблемных совещаний; психологию взаимоотношений руководства и подчинения, технологию развивающей обратной связи по результатам работы подчинённого. ОСВОЯТ подходы к организации и проведению процессов формирования кадрового состава. ПОЛУЧАТ расширенное представление о собственных ресурсах, потенциале, достоинствах и ограничениях в роли руководителя. НАУЧАТСЯ: |
3 |
Мотивация персонала. Психологические аспекты нематериальной мотивации. Тренинг развития навыков управления подчиненными.Мотивация персонала. Основные мотивационные модели. Теория актуальных потребностей. Факторы "гигиены" и мотиваторы, их влияние на удовлетворенность сотрудников трудом. Модель ожиданий: схема усилия - вознаграждения - результат. Концепция справедливости. Возможности, ограничения и практическое применение основных мотивационных моделей. Виды мотивации. Внешняя и внутренняя мотивация. Мотивация достижения и избегания. Методы диагностики мотивации сотрудников. Причины различий в воздействии стимулов на разных сотрудников. Анализ представлений сотрудников о системе мотивации: изучение мотивирующих и демотивирующих факторов. Особенности системы мотивации в зависимости от организационной культуры и стадии развития предприятия. Понятие стимула и механизм влияния стимулов на мотивацию сотрудников. Соотношение элементов мотивации и стимулирования. Система поощрений и наказаний. Критерии эффективности поощрения и наказания. Виды вознаграждений. Правила поощрения и наказания. Изучение и анализ индивидуальной мотивационной сферы сотрудников. Разработка системы нематериальной мотивации подразделения. Результат для слушателей: ПОЗНАКОМЯТСЯ с системой представлений о принципах нематериальной мотивации. ИЗУЧАТ: эффективные технологии и приемы мотивации подчиненных. ПОЛУЧАТ расширенное представление о собственных ресурсах, потенциале, достоинствах и ограничениях в роли руководителя. НУЧАТСЯ: |
4 |
Управленческое общение и навыки ведения переговоров. Тренинг развития навыков делового общения.Управленческое общение. Установление и поддержание делового контакта. Искажение информации при управленческом общении. Стереотипы поведения и мышления людей и их поведенческие проявления. Использование стереотипов в процессе делового взаимодействия. Современные технологии делового общения. Сбор информации о собеседнике. Определение отношения собеседника к предмету обсуждения. Искусство нравиться людям: технологии создания атмосферы доверия при общении. Способы определения лжи. Закономерности вербального и невербального общения. Организация пространства общения. Эффективные стратегии поведения участников переговоров в процессе взаимодействия. Телефонные переговоры и их своеобразие. Правила слушания. Пути получения максимальной информации. Ошибки при разговоре по телефону. Работа с убеждениями собеседника. Структура убеждения. Приемы переубеждения. Расшатывание жестких убеждений. Ответы на возражения. Структура эффективной аргументации. Переговоры в агрессивной среде. Манипуляция и влияние. Стресс и способы борьбы с ним. Саморегуляция и эффективность работы. Практическая отработка навыков ведения переговоров. Результат для слушателей: ПОЗНАКОМЯТСЯ с особенностями и закономерностями управленческого общения. ИЗУЧАТ основные приемы и подходы к управлению ситуацией делового взаимодействия. ОСВОЯТ эффективные стратегии поведения участников переговоров, структуру аргументации и работу с возражениями собеседника; способы поддержания доверительных отношений в процессе работы. ПОЛУЧАТ практические навыки делового общения и ведения переговоров |
5 |
Управление конфликтами в организации. Тренинг выработки навыков управления конфликтами.Конфликт в организации. Сущность конфликта и его структура. Условия возникновения конфликтов в организации. Классификация конфликтов. Этапы и фазы конфликта. Механизмы возникновения конфликта. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Классификация конфликтов и их основные функции в организации. Внутреннее и внешнее управление конфликтами. Технологии управления конфликтами. Источники прогнозирования конфликтов и объективные условия их предупреждения. Технологии и этапы регулирования конфликтных ситуаций. Личность в конфликте: основные модели поведения. Типы конфликтных личностей. Разрешение конфликта. Деятельность руководителя по урегулированию конфликта: модели поведения, тактики и стратегии действий. Результат для слушателей: ПОЗНАКОМЯТСЯ с сущностью конфликтов и их структурой. ИЗУЧАТ основные модели поведения работников в конфликте. ОСВОЯТ собственные стратегии и модели поведения в конфликте. НАУЧАТСЯ прогнозировать, предупреждать и управлять конфликтами в организации. |
6 |
Делегирование полномочий. Тайм - менеджмент. Практикум освоения технологии временного распределения обязанностейУправление персоналом и делегирование полномочий. Уровни делегирования. Распространенные причины сопротивления руководителей делегированию. Условия для делегирования. Кому делегируются полномочия. Что делегируется и что нельзя делегировать. Способы делегирования. Правила рационального делегирования. Тайм - менеджмент (управление временем). Время и личность: особенности субъективного восприятия времени. Структура времени. «Развитие» времени в жизни человека. Стереотипы поведения людей в зависимости от их временной ориентации. Технология структурирования собственного опыта. Время и деятельность. Анализ результативности временного распределения обязанностей. Анализ деятельности с точки зрения адекватности распределения времени. Планирование времени и эффективность деятельности. «Координатор рабочих элементов» как технология выявления временных ресурсов. Результат для слушателей: ПОЗНАКОМЯТСЯ с основными подходами к делегированию полномочий и анализу деятельности. НАУЧАТСЯ выявлять временные ресурсы и оптимизировать собственную деятельность, делегировать полномочия в процессе выполнения своих должностных обязанностей. |