There are no translations available. Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Основным элементом любых оценочных технологий, обязательным условием надежности и достоверности получаемых результатов, является деятельность по формированию компетентностей и критериев для оценки. В результате работы по формированию компетентностей и их содержания (критериев оценки) создается модель с описанием умений, навыков и способностей, необходимых эффективному руководителю. И уже на основании этой модели в дальнейшем разрабатывается программа проведения оценочных процедур. Сегодня большая часть стоимости организации связана с человеческим ресурсом. Для формирования такого ресурса современному руководителю необходимо:
Поэтому эффективный руководитель должен быть способен к достижению определённого результата на нескольких уровнях: уровень личности, уровень группы, уровень деятельности и уровень взаимодействия. Для выполнения этой комплексной задачи руководитель должен обладать набором компетентностей, которые в общем виде можно описать следующим образом: ГРУППА. На уровне группы - организационная компетентность (организационное лидерство), базирующееся на готовности и способности руководителя создавать необходимые условия для эффективной работы - как коллектива, так и отдельных работников (в том числе понимаемые как результат реализации управленческих функций: постановка задач, контроль и т.д.). ЛИЧНОСТЬ. На уровне личности - эмоциональная компетентность (эмоциональное лидерство). Здесь - способность руководителя создать и сплотить коллектив, организовать конструктивное взаимодействие членов команды, его авторитетность, определяющая в конечном итоге степень влияния данного руководителя на своих подчиненных, способность повести за собой и выступить в роли наставника. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. На уровне деятельности - интеллектуальная компетентность (интеллектуальное лидерство). Это – определённые требования к общему уровню интеллектуального развития руководителя, определяющие его интеллектуальный потенциал и соответствующий набор связанных с характеристиками мышления и работой с информацией способностей для решения сложных или нестандартных профессиональных и управленческих задач. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. На уровне взаимодействия - коммуникативная компетентность (коммуникативное лидерство), понимаемое как способность устанавливать конструктивные деловые отношения с людьми, формировать и поддерживать контакты во внутренней и внешней для организации (подразделения) среде. В результате мы получаем для оценки кандидатов в группу резерва руководителей следующий набор компетентностей: 1. Организационная компетентность (организационное лидерство). 2. Эмоциональная компетентность (эмоциональное лидерство). 3. Интеллектуальная компетентность (интеллектуальное лидерство). 4. Коммуникативная компетентность (коммуникативное лидерство). Для каждого типа компетентностей в отдельности определяются минимально достаточные для целей оценки наборы компетенций (критериев), сформулированные, как правило, в терминах наблюдаемого поведения и раскрывающие основную сущность данной компетентности.
Пример формирования компетенций для
|
Компетентности | Компетенции |
Организационная компетентность |
|
Эмоциональная компетентность |
|
Интеллектуальная компетентность |
|
Коммуникативная компетентность |
|
1. Компетентности и компетенции отражают сущность управленческой деятельности и служат основанием для оценки управленческого потенциала участников оценки.
2. Бальные значения по каждой из компетентностей и компетенций позволяют сравнить степень выраженности потенциала участников и принять взвешенные решения.
3. Определение степени выраженности каждой компетентности и компетенции позволяет спланировать не только программы обучения и развития, но и определить предпочитаемое направление деятельности и карьеры для каждого участника оценки.