Glossary Site Map Contacts
Main Page Library Клиническая психология Опыт исследования особенностей родительского отношения матерей к детям - наркоманам

Search

Print
There are no translations available.

УДК 613.83+178

ББК Ю984.92

 

Опыт исследования особенностей родительского отношения

матерей к детям - наркоманам

 

В.В. Бочаров, А.М. Шишкова

 

 

Проводилось исследование особенностей отношения матерей к детям, страдающим героиновой наркоманией. Выявлена значительная деформация системы отношений таких матерей. Повышенная эмоциональность, противоречивость и фиксация на негативных характеристиках наркомана предопределяют кризисность переживаний матери в сложившейся ситуации, а также препятствуют восстановлению нарушенных взаимоотношений с больным наркоманией.

Ключевые слова: наркозависимость, семья, отношение матери к ребенку, кризис, психологическая коррекция.

 


Введение

Разработка эффективной системы терапевтических мероприятий для больных наркоманией является важной клинической задачей. Актуальность ее решения возрастает в связи с значительной численностью наркозависимых как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Злоупотребление наркотическими веществами хотя бы одного из членов семьи может иметь серьезные последствия для всех ее членов.

В настоящее время общепризнан факт влияние родственников больного наркоманией на мотивацию больного к лечению и на стабилизацию ремиссий. В этом ряду особое внимание привлекают внутрисемейные отношения родственников больных, страдающих героиновой наркоманией. В значительной степени это объясняется молодым возрастом больных, существенной «злокачественностью» протекания этой формы наркомании, проблематичностью формирования стойкой ремиссии и незначительной продолжительностью жизни наркоманов после их перехода на прием героина. Такого рода терминальный характер исхода заболевания существенно влияет на формирование отношения родителей к своим детям, страдающим наркоманией. При этом наиболее сенситивными к этой ситуации родителями, по вполне очевидным причинам, являются матери таких больных. Следует учитывать, что фактор особенностей заболевания является более специфическим, нежели фактор относительно молодого возраста больных. При этом особенности родительско-детских (особенно материнско-детских) отношений традиционно рассматривается как один из наиболее существенных факторов, влияющих на возможность формирования ремиссии у таких больных. В тоже время очевидно и влияние факта заболевания ребенка на состояние здоровья и психического функционирования матери. Поэтому разработка комплексной системы мероприятий, направленных на оказание психологической помощи матерям наркоманов с героиновой зависимостью является важной и для профилактики нервно-психических заболеваний у самих матерей, и для повышения эффективности лечения их наркозависимых детей.

Отношение матери к наркозависимому является тем фактором, который во многом определяют уровень кризисности ее переживаний в сложившейся жизненной ситуации. В этой связи, целью данного исследования являлось изучение особенностей отношения матери к собственному взрослому наркозависимому ребенку.

 

Организация и методы исследования

Для решения поставленной задачи использовались клинико-психологические (наблюдение, беседа) и экспериментально-пси­хологические методы («Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Сто­лина»). Материалом исследования явились особенности психологического статуса и детско-родительских отношений в 70 диадах «мать – ребенок с героиновой наркоманией». Возраст матерей колебался от 47 до 62 лет (средний возраст –54,39 ± 3,4 года). Среди обследованных 52 матери (74,3%) имели высшее и 18 (25,7%) – среднее специальное образование. На момент обследования 45 женщин (64,3%) состояли в браке, в том числе 38 (54,3%) проживали с биологическим отцом наркозависимого ребенка, а 7 (10%) – с отчимом. У 23 матерей (32,9% выборки) ребенок-наркоман был единственным. У 8 матерей (11,2% случаев) наркоманами являлись оба ребенка, 4 матери (5,6%) имели по 3 и более ребенка, из которых как минимум 1 страдал наркотической зависимостью. Постоянную занятость имели 62 обследованных женщины (88% выборки), домашним хозяйством занимались 12% матерей наркоманов с героиновой зависимостью.

Жалобы на ухудшение соматического состояния предъявляли 52% обследованных, 98,6% матерей жаловались на конфликтные взаимоотношения с взрослым наркотизирующимся ребенком. Никто из обследованных матерей пациентов с героиновой зависимостью не состоял на учете в психоневрологическом диспансере, лишь в единичных случаях имела место инициатива матери по обращению к психотерапевту в связи с нарушениями сна, повышенной тревожностью.

Все больные наркоманией находились на этапе реабилитации в городской наркологической больнице г. Санкт-Петербурга или отделении аддиктивной патологии Научно-исследовательского Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева с диагнозом «Психические и поведенческие расстройства в результате употребления опиоидов» (F11). Верификация диагноза осуществлялась экспертами – врачами-психиатрами-нарколога­ми в соответствии с критериями раздела F1 Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Возраст наркозависимых колебался в диапазоне от 18 до 33 лет (средний возраст 24,76 ± 3,02 года), стаж наркотизации составлял от 1 года до 11 лет (в среднем 6,31 ± 2,6 года).

 

Результаты исследования

При клинико-психологическом обследовании матерей пациентов с героиновой наркоманией выявляется крайняя противоречивость их отношения к собственному наркозависимому ребенку. В высказываниях матерей «признания в вечной любви» к ребенку сочетаются с пожеланиями его смерти, описание своего уже взрослого ребенка как «талантливого», «доброго» и «отзывчивого» зачастую соседствуют с такими определениями, как: «жестокий», «эгоистичный», «никчемный» и тому подобные. Злость, обида и разочарование по отношению к наркозависимому ребенку переплетались у матерей с чувством вины, страхом за его будущее, стремлением спасти больного и верой в «чудесное исцеление».

Во время групповых психотерапевтических занятий матери очень эмоционально обменивались рассказами о событиях в жизни их наркозависимых детей, прямо или опосредованно связанных с наркотической тематикой («ломки», «передозировки», те или иные атрибуты противоправного поведения их детей). Аффективность, сопровождавшая эти рассказы, свидетельствовала о том, что именно такие события во многом определяли содержание психической жизни матерей.

Экспериментально-психологическое ис­следование отношения к ребенку у матерей этих больных с героиновой зависимостью проводилось с помощью адаптированного варианта «Теста-опросника родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина. Контрольной группой в исследовании являлась группа матерей социально-адаптированных лиц, не страдающих наркоманией.

Полученные результаты позволили выявить достоверные различия на высоком уровне значимости (p<0,001) между показателями 4 из 6 шкал опросника, полученными в основной группе и группе нормативного контроля.

Матери наркозависимых имеют более высокие среднегрупповые показатели по шкалам: «Отвержение», «Авторитарная гиперсоциализация» и так называемый «Маленький неудачник». Среднегрупповые показатели по шкале «Принятие» в этой группе были достоверно ниже, чем в контрольной. Наиболее существенные различия отмечаются по шкалам: «Отвержение» и «Маленький неудачник» – показатели у матерей из основной группы по сравнению с контролем различаются соответственно в 20 и в 3 раза.

Снижение тестовых баллов по шкале «Принятие» при одновременном повышении по шкале «Отвержение» свидетельствует о том, что мать больного наркоманией не испытывает уважения к индивидуальности ребенка и не способна принять его таким, какой он есть, воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, часто чувствует по отношению к нему злость, досаду, раздражение и обиду. Более высокие оценки по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» у матерей наркоманов отражают попытки матерей оградить своих взрослых наркозависимых детей от трудностей жизни, строго контролируя их действия, навязывая во всем свою волю. Показатели по шкале «Маленький неудачник» у матерей наркозависимых, говорят о том, что наркоман воспринимается своей матерью как маленький, слабый, инфантильный, открытый для дурных влияний. При этом ему приписывается личная и социальная несостоятельность, отсутствует доверие к нему, отмечается досада по поводу его неуспешности и неумелости.

 

Заключение

Результаты клинико- и эксперименталь­но-психологического обследования матерей наркоманов с героиновой зависимостью свидетельствуют, что у таких матерей отмечается повышенная эмоциональность, противоречивость (вплоть до полярности) их отношения к больному наркоманией ребенку, исключительная фиксация на его недостатках и негативных характеристиках, низкая способность отделять себя и свои переживания от жизни и переживаний своего уже взрослого ребенка. В системе отношений матерей наркоманов к своим детям явно прослеживается влияние нереализованности собственных жизненных планов и целей, разочарование несостоятельностью их детей и неспособностью выполнить возложенные на них родительские ожидания.

Эти характеристики отношений во многом определяют конфликтный и даже кризисный характер душевных переживаний матерей наркозависимых и, вероятно, способствуют дальнейшему развитию патогенных отношений, препятствующих стабилизации ремиссии у больных наркоманией.

Аффективная заряженность, полярность и противоречивость отношений, фиксация на негативных характеристиках и фактическая неспособность матерей предоставить ребенку возможность автономного существования определяют содержание психокоррекционной работы с ними.

Поступила в редакцию15.09.2008.

 

 

 

 

Бочаров Виктор Викторович. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психодиагностики НИПНИ им. В.М. Бехтерева: 8(812)5677200.

Victor V. Bocharov. Candidate of Psychological sciences, senior scientific employee in laboratory of Clinical psychology and psychodiagnostics Bekhterev Research Psychneurological Institute: 8(812)5677200.

 

Шишкова Александра Михайловна. Аспирант факультета психологии СПбГУ: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it .

Alexandra M. Shishkova. Post-graduate of of Faculty of Psychology of The St.-Petersburg State University: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it .

 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100