Glossary Site Map Contacts
Main Page Library Клиническая психология Дизонтогенетическая концепция гиперактивного расстройства с дефицитом внимания

Search

Print
There are no translations available.

УДК 616.8+159.973

ББК Ю948+Ю984.92

 

Дизонтогенетическая концепция гиперактивного расстройства

с дефицитом внимания

 

Е.С. Правило

 

В статье рассматриваются вопросы клинико-психологической квалификации гиперактивного расстройства с дефицитом внимания (ГРДВ) как особого варианта психического дизонтогенеза. Квалификация ГРДВ как вида аномального развития определяется таксономическими основаниями классификаций нарушений психического развития в детском возрасте.

Ключевые слова: гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, дизонтогенез психики, аномальное развитие, клинико-психологическая классификация.

 

В настоящее время одним из наиболее актуальных проблем детской клинической психологии является проблема квалификации и систематики гиперактивного расстройства с дефицитом внимания (ГРДВ). Это нарушение проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей гиперактивностью, дефицитом внимания, импульсивностью. В настоящее время накоплено большое число теоретических и эмпирических данных по проблеме ГРДВ. Так, в рамках психологии аномального развития ГРДВ рассматривается как один из вариантов психического дизонтогенеза. Но при этом не уточняется место и квалификация ГРДВ как типа дизонтогенеза в классификациях аномального развития.

Любое развитие, в отличие от иных изменений объекта, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований. Наиболее важными признаками развития являются: необратимость; направленность; закономерность; дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта (Обухова Л.Ф., 2004; Психология детства…, 2006). Одним из продуктов развития является психика человека. Индивидуальное развитие психики (онтогенез) рассматривается не только как рост, но и как процесс, при котором «количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям» (Рубинштейн С.Л., 2000, с. 91).

Под термином дизонтогенез принято обозначать расстройства в индивидуальном развитии ребенка, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости (Лебединский В.В., 2003; Микадзе Ю.В., 2008). Приведенное выше определение дизонтогенеза дает достаточные основания для квалификации ГРДВ с позиций психологии аномального развития. Так, как было сказано выше, аномалии развития распространяются на срок от перинального периода до периода окончательного формирования морфологических структур. ГРДВ является нарушением, в основе которого лежит небольшое повреждение или функциональное ослабление мозговых тканей во время беременности, в ходе родовой деятельности, либо в раннем детстве, т.е. речь идет о последствиях ранних, в частности перинатальных, локальных повреждений головного мозга (Заваденко Н.Н., 2003). Следовательно, возникающие нарушения, связанные с изучаемым расстройством, относятся к периоду онтогенетического созревания организма, т.е. имеет место аномалия развития (в данном случае не затрагивается вопрос о степени нарушения и его выраженности).

Одной из плоскостей дизонтогенеза является дизонтогенез психики (психический дизонтогенез), который «выражается в различных нарушениях последовательности, темпа и сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а также в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребенка и подростка» (Ковалев В.В., 2005, с. 15). Иными словами, при дизонтогненезе отмечаются, во-первых, асинхронность развития и темповые расстройства, и, во-вторых, дисрегуляция соотношений между отдельными составляющими психики. Имеющиеся в литературе по проблеме данные позволяют нам выдвинуть тезис о том, что ГРДВ может рассматриваться как один из примеров аномалии психического развития. Во-первых, у детей с этим расстройством обнаруживается диффузная церебральная дисрегуляция, обусловленная задержкой созревания связей между различными отделами ЦНС (Халецкая О.В., 1998), т.е. имеется нарушение временного аспекта развития, как и в случае дизонтогенеза. Во-вторых, при этом нарушении отмечается возрастная незрелость отдельных высших психических функций и дисгармоничность развития (Заваденко Н.Н., 2003), что свойственно любой дизонтогении. Таким образом, клинико-психологическая квалификация нарушений при ГРДВ соответствует приведенным выше критериям аномального развития психики: наличие темповых нарушений развития ВПФ и патология межструктурных отношений ЦНС, обуславливающая дисрегуляцию функциональных взаимодействий.

Итак, ГРДВ имеет очевидные признаки дизонтогенеза и может рассматриваться как вариант аномалии развития психики. Такое представление о ГРДВ требует представления феномена ГРДВ в системе имеющихся классификаций психического дизонтогенеза. В настоящее время все классификации нарушений развития можно разделить на два класса. К первому классу относятся категориальные классификации, выделяющие какой-либо один четкий критерий для выделения типов расстройств развития. Второй класс классификаций составляют эмпирические типологии расстройств развития, использующие для подразделения аномалий несколько полиморфных оснований; при их создании авторы опираются на практическую деятельность, поэтому данные классификации имеют прикладную направленность (Сорокин В.М., 2003).

Категориальные классификации отклонений в психическом развитии акцентируют внимание на разные стороны дизонтогенеза психики. Так, по времени возникновения выделяют врожденные и приобретенные нарушения онтогенеза психики (Сорокин В.М., 2003). По этой классификации ГРДВ следует рассматривать как врожденный вариант дизонтогенеза, поскольку это нарушение вызвано преимущественно пренатальными патогенными причинами.

Выбрав в качестве основания для классификации аномалий психического развития обратимость возникающих отклонений, все многообразие их вариантов подразделяют на необратимые, частично обратимые и обратимые (Сорокин В.М., 2003). Здесь ГРДВ как вариант аномального развития может относиться к любому из его видов в зависимости от индивидуального протекания психического развития. Действительно, по данным И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой (2001) к периоду полового созревания гиперактивность и импульсивность практически исчезают (т.е. являются обратимыми расстройствами), но становится ведущим дефицит внимания (необратимое нарушение). Согласно, Н.Н. Заваденко (2005), к подростковому возрасту значительно уменьшаются только симптомы гиперактивности. Таким образом, при таком варианте течения ГРДВ квалифицируется как частично или практически обратимый вид дизонтогенеза. Между тем, результаты исследований показывают, что в ряде случаев симптомы ГРДВ к периоду зрелости исчезают (Брязгунов И.П. и соавт., 2001; Завденко Н.Н., 2005 и др.), т.е. в данном случае речь идет об обратимом типе дизонтогенеза.

При создании классификации дизонтогенезов психики также используется этиологический принцип; здесь выделяют нарушения развития церебрально-органического, психогенного и соматогенного происхождения (Сорокин В.М., 2003). Варианты аномального развития церебрально-органического генеза могут быть очень разнообразны – причинами дизонтогенеза могут быть как легкие диффузные церебро-органические расстройства, так и четкие топические нарушения. В связи с этим встает необходимость более дифференцированного подхода к этому классу дизонтогений. Поэтому нарушения развития церебрально-органического генеза правомерно рассматривать с точки зрения нейропсихологического синдромального подхода. Так, А.В. Семенович (2005) выделяет следующие синдромы этого вида отклоняющегося развития: функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга (1), левой височной области (2), межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (3), правого полушария мозга (4), функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) (5) и стволовых образований мозга (6). Итак, по классификации психического дизонтогенеза, основанной на этиологическом принципе, ГРДВ является вариантом нарушенного развития психики церебрально-органического генеза с преимущественно функциональной несформированностью префрональных отделов и функциональной дефицитарностью подкорковых образований мозга.

Другой вариант классификации типов отклоняющегося психического развития на основе этиологического принципа предложен В.В. Ковалевым (1985), который в качестве основания для выделения видов дизонтогенеза психики использует критерий «динамические характеристики этиологического фактора». По особенностям генеза и динамики он различает эволютивный (непроцессуальный) психический дизонтогенез, в основе которого лежит только нарушение развития, и процессуальный психический дизонтогенез, являющийся следствием болезненного процесса, возникшего до завершения созревания центральной нервной системы (Ковалев В.В., 1995). В этой типологии отклоняющегося психического развития ГРДВ следует рассматривать как эволютивный дизонтогенез психики. О необходимости исключения при диагностике ГРДВ процессуальных расстройств указывается в DSM-IV (1994) и МКБ-10 (1994).

С точки зрения клинического подхода, традиционным считается выделение типов дизонтогенеза психики по темповому признаку психического развития. Здесь расстройства психического развития подразделяют на три больших класса. Первый из них определяется как «ретардация» и обозначает запаздывание или приостановку развития всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики. Второй тип дизонтогенеза психики – асинхрония, указывающая на «неравномерное и диспропорциональное психическое развитие» (Ковалев В.В., 1995, с. 15). В.В. Ковалев (1995) к двум этим группам дизонтогенеза добавляет третью, связанную «с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования» (Ковалев В.В., 1995, с. 9). Эта группа характеризуется наличием возрастных дизонтогенетических симптомов. По данной классификации ГРДВ принято относить к сложной асинхронии развития (Синдром дефицита внимания…, 2007; Сухотина Н.К., 2008). Асинхрония может приводить к «нозонеспецифическим формам нервно-психического реагирования, ассоциированным с психомоторным уровнем реактивности» (Синдром дефицита внимания…, 2007, с. 22). Между тем, ГРДВ характеризуется и замедленными темпами созревания отдельных психических функций (в первую очередь, регуляторных), что позволяет относить это расстройство и к задержанному типу психического развития. То есть ГРДВ по клинической классификации можно квалифицировать как первый или второй вариант дизонтогенеза (задержанное или асинхронное развитие), который может перейти в третий предложенный В.В. Ковалевым вариант аномалии развития.

К наиболее распространенным современным эмпирическим классификациям отклоняющегося психического развития относятся классификации, предложенные В.В. Лебединским (2003) и Н.Я. Семаго и М.М. Семаго (2000).

В своей систематике отклонений психического развития В.В. Лебединский (2003) выделяет шесть вариантов психического дизонтогенеза, разделенных на три подгруппы: 1) группа аномалий, вызванных отставанием развития – недоразвитие и задержанное развитие; 2) группа аномалий, в которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития – искаженное и дисгармоническое развитие; 3) группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением отдельных функций – поврежденное и дефицитарное развитие. Отмечается, что при одном и том же расстройстве могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза, поэтому выделенные автором типы аномалий развития необходимо рассматривать не как самостоятельные, независимые образования, а как синдромы аномального развития, которые могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего. По этой систематики ГРДВ следует рассматривать как вариант аномального развития, при котором наблюдаются преимущественно синдромы задержанного, поврежденного и дисгармоничного развития (см. таблицу).

 

Синдромы психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский, 2003)

и их сравнительная характеристика с ГРДВ

Синдромы аномального развития психики (В.В. Лебединский, 2003)

ГРДВ

Задержанное развитие – временное отставание развития от нормы, инфантилизм

Задержка в темпах созревания и возрастная незрелость отдельных психических функций

Поврежденное развитие – первичная недостаточность отдельных систем

Первичная недостаточность (выпадение) регуляторных (управляющих) функций

Дисгармоничное развитие – асинхрония развития при первичном нарушении эмоционально-волевой и мотивационной сферах

Асинхрония и диспропорциональность развития высших психических функций; первичным дефектом могут являться нарушения преимущественно в мотивационной сфере

В настоящее время, помимо классификации типов дизонтогенеза В.В. Лебединского, используется эмпирическая типология отклоняющегося развития, предложенная Н.Я. Семаго и М.М. Семаго (2000). В данной классификации ГРДВ выделяется в качестве отдельного вида дизонтогенеза. По мнению Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, эта патология относится к подгруппе «парциальная несформированность ВПФ», в частности к типу «парциальная несформированностъ ВПФ преимущественно регуляторного компонента». Отличительной чертой развития познавательной сферы этой категории детей является несформированность именно произвольности ВПФ: не столько элементарных (восприятие, память, внимание), сколько «высших» (программирование и контроль), то есть собственно регуляторных процессов. С позиции этих авторов данная подгруппа аномалий развития принципиально отличается от подгруппы задержанного развития: основное отличие детей с парциальной несформированностью ВПФ преимущественно регуляторного компонента от детей с различными типами задержанного развития заключается в том, что дети этой категории «не догоняют» своих сверстников ни к 9–11 годам, ни даже позднее.

Между тем имеются противоположные данные, свидетельствующие о том, что симптомы ГРДВ с возрастом могут исчезать (Микадзе Ю.В., 2008). По разным литературным источникам (Брязгунов И.П., 2001; Заваденко Н.Н., 2005 и др.) процент людей, у которых наблюдающиеся в детстве симптомы ГРДВ нивелируются, составляет от 25 до 65%. Таким образом, по методологии В.В. Лебединского ГРДВ возможно рассматривать с позиций задержанного развития, а согласно Н.Я. Семаго и М.М. Семаго (2000), изучаемое расстройство следует относить к отдельному варианту дизонтогенеза, не связанному с задержками психического развития.

Итак, с позиций психологии дизонтогенеза данное нарушение рассматривается как вариант аномального развития психики; его локализация в системе имеющихся видов психического дизонтогенеза определяется таксономическим основанием конкретной классификации.

Литература

  1. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
  2. Психология детства: учебник / под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2006. – 350 с.
  3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 712 с.
  4. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
  5. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие / Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.
  6. Заваденко, Н.Н. Современные подходы к диагностике и лечению минимальных мозговых дисфункций у детей. Методические рекомендации / Н.Н., А.С., Н.Ю., М.В., А.А.
  7. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей / В.В. Ковалев. – М.: Медицина, 1995. – 560 с.
  8. Халецкая, О.В. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте / О.В. Халецкая, В.М. Трошин // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1998. – №9. – С. 4–8.
  9. Сорокин, В.М. Специальная психология: учебное пособие / В.М. Сорокин / под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь. – 2003. – 216 с.

10.  Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 96 с.

11.  Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Заваденко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.

12.  Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи / Экспертный доклад (на рус. яз.). – М.: CAF, 2007. – 67 с.

13.  Сухотина, Н.К. СДВГ: современные подходы к клинике и течению / Н.К. Сухотина // Материалы 1-й Межрегиональной научно-практической конференции «Психосоматические и пограничные нервно-психические расстройства в детском и подростковом возрасте» (Новосибирск, 4–6 марта, 2008 г.) / научн. ред. А.А. Северный. – Новосибирск, 2008. – С. 85–86.

14.  Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.

Поступила в редакцию 10.01.2009

 

 

 

Правило Екатерина Сергеевна.Старший преподаватель кафедры клинической психологии Южно-Уральского государственного университета: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it .

Ekaterina S. Pravilo. Assistant of professor of Department of Clinical Psychology, South Ural State University: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it .



 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100