Glossary Site Map Contacts
Main Page Library Психология развития Особенности глобальных отношений к себе и к миру у подростка

Search

Print
There are no translations available.

Гудкова Е.В.

 

Особенности глобальных отношений к себе и к миру у подростка

 

Статья опубликована в сборнике «Современные исследования социальных проблем: Сб. статей Общероссийской научно-практической конференции. Вып. 1 «Социально-педагогические и психологические исследования» / Под общ. ред. сов. РАЕ Я.А. Максимова Красноярск: Научно- инновационный центр, 2009.

 

Подростковый возраст является важным этапом в развитии системы отношений личности. По мнению Э. Шпрангера главным новообразованием этого возраста является открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Л.С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста – это развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст связан с переходом от освоения операционально-технической стороны деятельности к изменениям в мотивационно-потребностной сфере. Подросток задается вопросом «Что я такое?» Л.И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе... и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь» [1, с. 23].

Л.Ф. Обухова, обобщая вышеперечисленные концепции, отмечает, что в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни [4]. А. П. Новгородцева также констатирует, что подростковый возраст знаменуется глубокими внутренними изменениями в отношении к себе и к внешнему миру, подчеркивая содержательную сторону отношений[3].

Анализ современных публикаций показал, что интерес к проблеме развития самосознания и системы отношений подростка не угасает уже длительное время. Проводится большое количество исследований, посвященных содержанию отношения подростка к себе, к значимым взрослым, к различным феноменам окружающей подростка действительности. При этом наблюдается пробел в изучении оценочных отношений подростка, в данной области исследователи, как правило, ограничиваются изучением самооценки. Отсутствуют исследования оценочной функции подростка, ее роли в процессе социо-культурного становления личности подростка, его психического здоровья и развития.

Глобальные отношения личности являются важными компонентами системы оценочных явлений. В теории оценочной функции психики (Н.А Батурин, И.В. Выбойщик, Е.В. Гудкова) глобальными отношениями называется особая группа оценочных явлений, представленных в виде свойств личности, отражающих пристрастную позицию по отношению к внутренней и внешней реальности. Глобальное отношение к себе – внутренне ориентированное оценочное образование с основой в потребности в самоуважении, в сохранении и повышении ценности своего «Я». Глобальное отношение к миру – это оценочное образование, ориентированное во вне, и формирующееся на основе потребности в безопасности и в базовом доверии к миру.

В период с 2000 по 2009 год нами были проведены исследования особенностей глобальных отношений в подростковом, юношеском возрасте и ранней зрелости. Исследовались основные показатели глобальных отношений, различия глобальных отношений у испытуемых, относившихся к разным возрастным и социальным группам, связь глобальных отношений с другими компонентами личности. В исследовании приняли участие 440 юношей и девушек, 60 мужчин и женщин в возрасте ранней зрелости, 95 мальчиков и девочек подросткового возраста (подростковая выборка состоит из 4 подгрупп: 1) подростки, занимающиеся в обычной школе, 2) подростки – учащиеся гимназии, специализирующейся на профессиональных занятиях музыкой и хореографией (занимающиеся творческим видами деятельности), 3) подростки, состоящие в неформальной националистической группировке («скинхеды»), 4) подростки, совершившие противоправные действия и содержащиеся в следственном изоляторе.

В докладе представлены выводы, характеризующие особенности глобальных отношений подростков в сравнении с испытуемыми более старшего возраста, а также специфику глобальных отношений различных групп подростков.

Основные методики: «Глобальный дифференциал – Я» и «Глобальный дифференциал - Мир» предназначена для изучения аффективного и когнитивного компонентов отношения к себе и к миру Е.В. Гудковой и Н.А. Батурина [2].

Каждый из дифференциалов состоит из 7 пар конотативных характеристик, предназначенных для измерения аффективно-оценочного компонента, и 7 пар денотативных характеристик, предназначенных для измерения когнитивно-оценочного компонента.

С помощью данной методики можно вычислить:

  1. ГД-Я – показатель Глобального отношения к себе;
  2. ГД-Яаф – показатель аффективного компонента Глобального отношения к себе;
  3. ГД-Яког – показатель когнитивного компонента Глобального отношения к себе;
  4. ГД-Мир – показатель Глобального отношения к Миру;
  5. ГД-Мираф - показатель аффективного компонента Глобального отношения к Миру;
  6. ГД-Мирког - показатель когнитивного компонента Глобального отношения к Миру;

Сравнительный анализ показал, что юноши и испытуемые в возрасте ранней зрелости не имеют значимых различий по показателям глобальных отношений. Вероятно, это связано с тем, что, переходя с юношеского этапа на этап ранней зрелости, молодые люди ориентированы не столько на прояснение своих отношений к себе и к миру, сколько на освоение основных способов поведения во взрослой жизни.

Между подростками и юношами выявлены значимые различия в показателях глобальных отношений. Подростки более позитивно, чем юноши, относятся к себе и к окружающему миру. Это позитивное отношение сохраняется за счет эмоционального компонента. Когнитивный компонент глобального отношения к миру в выборке подростков имеет большую вариативность, при этом преобладают противоречивые и негативные суждения об окружающем мире. Можно предположить, что на эмоциональном уровне подростки оценивают себя и окружающий мир сквозь призму базовых потребностей в положительном отношении к себе и доверии к миру, еще не различая идеальный и реальный образы «Я» и «Мир». При этом когнитивный компонент глобального отношения претерпевает значительные изменения, что, вероятно связано с появлением новых механизмов оценивания посредством сличения идеального (эталонного) образов «Я» и «Мира» с представлениями о реальном «Я» и «Мире».

Был проведен сравнительный анализ глобальных отношений подростков относящихся к трем социальным группам. В первую группу были включены подростки, обучающиеся в обычной средней школе, воспитывающиеся в относительно благополучных семьях, у которых не было зафиксировано проявлений девиантного поведения – будем называть их группой обычных подростков. Во вторую группу вошли подростки, профессионально занимающиеся музыкой и хореографией и обучающиеся в специализированной гимназии, они также живут с родителями – далее они называются одаренными подростками. Третья группа – девиантные подростки – объединяет тех, кто состоит в неформальной националистической группировке и активно участвует в ее деятельности (при этом проживают с родителями и учатся в обычной школе), и тех, кто совершил противоправные действия и находится под следствием или отбывает наказание в следственном изоляторе.

Выявлено, что одаренные подростки отличаются от обычных по показателям глобального отношения к себе (общий показатель и показатель когнитивного компонента). Одаренные подростки относятся к себе более позитивно, поскольку считают себя более умными, сильными и т.д. Вероятно, различия в когнитивном компоненте глобального отношения к себе связаны с тем, что одаренные подростки, активно реализуя свои таланты, получают позитивную оценку со стороны значимого социального окружения, что подкрепляет их позитивное мнение о себе. При этом статистически значимых различий по показателям глобального отношения к миру меду обычными и одаренными подростками не выявлено.

Диагностика глобальных отношений подростков, входящих в группировку скинхедов, и заключенных подростков показала, сходные особенности. Общий показатель глобального отношения к себе в данной группе довольно высок, но при этом наблюдается конфликт между эмоциональным и когнитивным компонентами глобального отношения к себе. Эмоциональный компонент имеет, преимущественно, высокие позитивные значения показателей, в то время как показатель когнитивного компонента имеет преимущественно отрицательные значения. Группе девиантных подростков часто встречаются показатели, свидетельствующие об амбивалентном глобальном отношении к себе. Иными словами подростки, включенные в данную группу, сохраняют симпатию и принятие по отношению к себе на эмоциональном уровне, но переживают конфликт в глобальном отношении к себе на когнитивном уровне. Очевидно, не последнюю роль здесь играет жизненный опыт подростков и негативное отношение к ним со стороны окружающих (осуждение, изоляция, отсутствие поддержки).

Среди девиантных подростков преобладают показатели, свидетельствующие о негативном глобальном отношении к миру, что на поведенческом уровне может выражаться в озлобленности, замкнутости, недоверии и в значительной степени затрудняет их социальную адаптацию и реабилитацию.

Полученные данные согласуются с идеей о существовании различных типов подросткового развития, подкрепляемых социальным окружением (Кондратьев М.Ю., 2005).

Таким образом, изучение оценочных отношений, в частности глобальных отношений подростков к себе и к миру, открывает новые стороны их психического развития и нуждается в более пристальном внимании.

 

Литература

1. Божович Л.и, Проблемы формирования личности – М.-Воронеж: НПО-МОДЭК, 1995

2. Гудкова Е. В. Глобальное отношение к себе и миру: природа и структура / Е.В. Гудкова //Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: сб. науч. тр. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - Т. 4. - С. 95-104.

3. Новгородцева А. П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 2. – С. 39-54

4. Обухова Л.Ф. Детская психология теории факты, проблемы – М.: Тривола, 1995

 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100