There are no translations available. Гудкова Е.В.
Особенности глобальных отношений к себе и к миру у подростка
Статья опубликована в сборнике «Современные исследования социальных проблем: Сб. статей Общероссийской научно-практической конференции. Вып. 1 «Социально-педагогические и психологические исследования» / Под общ. ред. сов. РАЕ Я.А. Максимова – Красноярск: Научно- инновационный центр, 2009.
Подростковый возраст является важным этапом в развитии системы отношений личности. По мнению Э. Шпрангера главным новообразованием этого возраста является открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Л.С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста – это развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст связан с переходом от освоения операционально-технической стороны деятельности к изменениям в мотивационно-потребностной сфере. Подросток задается вопросом «Что я такое?» Л.И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе... и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь» [1, с. 23]. Л.Ф. Обухова, обобщая вышеперечисленные концепции, отмечает, что в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни [4]. А. П. Новгородцева также констатирует, что подростковый возраст знаменуется глубокими внутренними изменениями в отношении к себе и к внешнему миру, подчеркивая содержательную сторону отношений[3]. Анализ современных публикаций показал, что интерес к проблеме развития самосознания и системы отношений подростка не угасает уже длительное время. Проводится большое количество исследований, посвященных содержанию отношения подростка к себе, к значимым взрослым, к различным феноменам окружающей подростка действительности. При этом наблюдается пробел в изучении оценочных отношений подростка, в данной области исследователи, как правило, ограничиваются изучением самооценки. Отсутствуют исследования оценочной функции подростка, ее роли в процессе социо-культурного становления личности подростка, его психического здоровья и развития. Глобальные отношения личности являются важными компонентами системы оценочных явлений. В теории оценочной функции психики (Н.А Батурин, И.В. Выбойщик, Е.В. Гудкова) глобальными отношениями называется особая группа оценочных явлений, представленных в виде свойств личности, отражающих пристрастную позицию по отношению к внутренней и внешней реальности. Глобальное отношение к себе – внутренне ориентированное оценочное образование с основой в потребности в самоуважении, в сохранении и повышении ценности своего «Я». Глобальное отношение к миру – это оценочное образование, ориентированное во вне, и формирующееся на основе потребности в безопасности и в базовом доверии к миру. В период с 2000 по 2009 год нами были проведены исследования особенностей глобальных отношений в подростковом, юношеском возрасте и ранней зрелости. Исследовались основные показатели глобальных отношений, различия глобальных отношений у испытуемых, относившихся к разным возрастным и социальным группам, связь глобальных отношений с другими компонентами личности. В исследовании приняли участие 440 юношей и девушек, 60 мужчин и женщин в возрасте ранней зрелости, 95 мальчиков и девочек подросткового возраста (подростковая выборка состоит из 4 подгрупп: 1) подростки, занимающиеся в обычной школе, 2) подростки – учащиеся гимназии, специализирующейся на профессиональных занятиях музыкой и хореографией (занимающиеся творческим видами деятельности), 3) подростки, состоящие в неформальной националистической группировке («скинхеды»), 4) подростки, совершившие противоправные действия и содержащиеся в следственном изоляторе. В докладе представлены выводы, характеризующие особенности глобальных отношений подростков в сравнении с испытуемыми более старшего возраста, а также специфику глобальных отношений различных групп подростков. Основные методики: «Глобальный дифференциал – Я» и «Глобальный дифференциал - Мир» предназначена для изучения аффективного и когнитивного компонентов отношения к себе и к миру Е.В. Гудковой и Н.А. Батурина [2]. Каждый из дифференциалов состоит из 7 пар конотативных характеристик, предназначенных для измерения аффективно-оценочного компонента, и 7 пар денотативных характеристик, предназначенных для измерения когнитивно-оценочного компонента. С помощью данной методики можно вычислить:
Сравнительный анализ показал, что юноши и испытуемые в возрасте ранней зрелости не имеют значимых различий по показателям глобальных отношений. Вероятно, это связано с тем, что, переходя с юношеского этапа на этап ранней зрелости, молодые люди ориентированы не столько на прояснение своих отношений к себе и к миру, сколько на освоение основных способов поведения во взрослой жизни. Между подростками и юношами выявлены значимые различия в показателях глобальных отношений. Подростки более позитивно, чем юноши, относятся к себе и к окружающему миру. Это позитивное отношение сохраняется за счет эмоционального компонента. Когнитивный компонент глобального отношения к миру в выборке подростков имеет большую вариативность, при этом преобладают противоречивые и негативные суждения об окружающем мире. Можно предположить, что на эмоциональном уровне подростки оценивают себя и окружающий мир сквозь призму базовых потребностей в положительном отношении к себе и доверии к миру, еще не различая идеальный и реальный образы «Я» и «Мир». При этом когнитивный компонент глобального отношения претерпевает значительные изменения, что, вероятно связано с появлением новых механизмов оценивания посредством сличения идеального (эталонного) образов «Я» и «Мира» с представлениями о реальном «Я» и «Мире». Был проведен сравнительный анализ глобальных отношений подростков относящихся к трем социальным группам. В первую группу были включены подростки, обучающиеся в обычной средней школе, воспитывающиеся в относительно благополучных семьях, у которых не было зафиксировано проявлений девиантного поведения – будем называть их группой обычных подростков. Во вторую группу вошли подростки, профессионально занимающиеся музыкой и хореографией и обучающиеся в специализированной гимназии, они также живут с родителями – далее они называются одаренными подростками. Третья группа – девиантные подростки – объединяет тех, кто состоит в неформальной националистической группировке и активно участвует в ее деятельности (при этом проживают с родителями и учатся в обычной школе), и тех, кто совершил противоправные действия и находится под следствием или отбывает наказание в следственном изоляторе. Выявлено, что одаренные подростки отличаются от обычных по показателям глобального отношения к себе (общий показатель и показатель когнитивного компонента). Одаренные подростки относятся к себе более позитивно, поскольку считают себя более умными, сильными и т.д. Вероятно, различия в когнитивном компоненте глобального отношения к себе связаны с тем, что одаренные подростки, активно реализуя свои таланты, получают позитивную оценку со стороны значимого социального окружения, что подкрепляет их позитивное мнение о себе. При этом статистически значимых различий по показателям глобального отношения к миру меду обычными и одаренными подростками не выявлено. Диагностика глобальных отношений подростков, входящих в группировку скинхедов, и заключенных подростков показала, сходные особенности. Общий показатель глобального отношения к себе в данной группе довольно высок, но при этом наблюдается конфликт между эмоциональным и когнитивным компонентами глобального отношения к себе. Эмоциональный компонент имеет, преимущественно, высокие позитивные значения показателей, в то время как показатель когнитивного компонента имеет преимущественно отрицательные значения. Группе девиантных подростков часто встречаются показатели, свидетельствующие об амбивалентном глобальном отношении к себе. Иными словами подростки, включенные в данную группу, сохраняют симпатию и принятие по отношению к себе на эмоциональном уровне, но переживают конфликт в глобальном отношении к себе на когнитивном уровне. Очевидно, не последнюю роль здесь играет жизненный опыт подростков и негативное отношение к ним со стороны окружающих (осуждение, изоляция, отсутствие поддержки). Среди девиантных подростков преобладают показатели, свидетельствующие о негативном глобальном отношении к миру, что на поведенческом уровне может выражаться в озлобленности, замкнутости, недоверии и в значительной степени затрудняет их социальную адаптацию и реабилитацию. Полученные данные согласуются с идеей о существовании различных типов подросткового развития, подкрепляемых социальным окружением (Кондратьев М.Ю., 2005). Таким образом, изучение оценочных отношений, в частности глобальных отношений подростков к себе и к миру, открывает новые стороны их психического развития и нуждается в более пристальном внимании.
Литература 1. Божович Л.и, Проблемы формирования личности – М.-Воронеж: НПО-МОДЭК, 1995 2. Гудкова Е. В. Глобальное отношение к себе и миру: природа и структура / Е.В. Гудкова //Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: сб. науч. тр. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - Т. 4. - С. 95-104. 3. Новгородцева А. П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 2. – С. 39-54 4. Обухова Л.Ф. Детская психология теории факты, проблемы – М.: Тривола, 1995 |