Glossary Site Map Contacts
Main Page Partners «Одиссея Разума»: творчество без границ

Search

Print
There are no translations available.

Матвеева Л.Г.

«Одиссея Разума»: творчество без границ

 

«Одиссея Разума» - международная программа развития творческого мышления, навыков командного взаимодействия, взаимопонимания, умения ставить и достигать цели. Опирается на принципы личностно - ориентированной педагогики и психологии творчества.

«Одиссея Разума» создана более 30 лет назад в Америке. Автор программы, профессор технического университета Нью-Джерси Сэм Миклус, исходил при создании Одиссеи из следующих идей:

  • у каждого ребенка существует стремление к творчеству;
  • с течением времени это стремление угасает, если его не развивать;
  • у каждого человека существует стремление думать как все, и только некоторые способны отстаивать собственную точку зрения;
  • детское творчество, как правило, останавливается на этапе генерации идей, поскольку их практическое воплощение не востребовано обществом.

Эти принципы он попытался коренным образом изменить, воплощая в жизнь свою программу, основная цель которой – сохранить и развить у детей умение мыслить нестандартно, ориентироваться на собственное мнение, уметь обосновывать свою точку зрения и решать, казалось бы, неразрешимые задачи.

Ассоциации «Одиссеи Разума» сегодня есть почти в каждом штате Америки, в Японии, Китае, Гонконге, Африке, Канаде, Мексике, Австралии, Германии, Венгрии, Словакии, Чехии, Польше, Литве, Эстонии, Турции, Казахстане, Узбекистане, Молдове, Украине, Белоруссии, Греции…

Российская ассоциация «Одиссеи Разума», созданная по инициативе Южно-Уральского государственного университета, существует 19 лет, она является старейшей и самой крупной в Европе. Российская лицензированная ассоциация объединяет в своих рядах более 800 детей и взрослых Челябинска, Челябинской области, Екатеринбурга, Ноябрьска. В прошлом году к ней присоединились Санкт-Петербург и Великие Луки, в этом году Смоленск.

Возраст участников программы – от 5 лет и до студенчества. Закончив выступать, бывшие «омеры» часто остаются в программе в качестве тренеров, судей, помощников, организаторов.

Сфера применения программы – техническое и гуманитарное творчество. При этом задачи, решаемые детьми, являются комплексными: «технари» овладевают гуманитарными и сценическими навыками, «гуманитарии» учатся изобретать и воплощать в жизнь простейшие технические изобретения. Каждый участник проходит во время работы над задачей этапы поиска информации, изобретения нестандартного способа решения, согласования решений всех членов команды в единое целое, «перевод» своего творческого замысла на язык, понятный зрителям и судьям, сценического воплощения и презентации собственного замысла.

Основной критерий участия в программе – желание ребенка заниматься интеллектуальной, творческой деятельностью, делать больше, чем требуют от него школа и общество. Основной лозунг программы со дня ее основания: «Ребенок всегда прав. Если он взялся за решение предложенной задачи, дошел до конца и показал свое решение – он Победитель. Он победил себя, свою лень, конформизм, он – Творческая личность!»

Ежегодно детям предлагается для решения 6 долгосрочных проблем, которые они решают при помощи тренера в течение нескольких месяцев.

  • ·Проблема 1 –  изобретение и изготовление транспортных средств.
  • ·Проблема 2 – самая непредсказуемая, изобретательская, последние годы связана с экологией. Изобретение самых невероятных приборов и механизмов.
  • ·Проблема 3 – интерпретация классических произведений искусства, создание собственных.
  • ·Проблема 4 – изготовление «невесомых» конструкций из бальзового дерева и клея, выдерживающих нагрузки, в несколько тысяч раз превышающие их собственный вес.
    • Проблема 5 – сочинение сказок, юмористических историй, рекламных клипов и т.п.
    • Проблема 6 – тренировочная, для самых маленьких (до 8 лет), позволяющая понять, что такое «Одиссея Разума».

Для решения долгосрочной проблемы участникам необходимо использовать знания из различных областей (в том числе из различных предметов школьной программы). Например, чтобы сделать конструкцию из бальзового дерева, выдерживающую максимальную нагрузку, необходимо знать основы математики, физики, сопротивления материалов, уметь работать с деревом, а также создать театрализованное представление, в котором процесс нагружения конструкции будет обыгран, сопроводить его музыкой, танцами т.п. Проблемы, связанные с интерпретацией классических произведений литературы, архитектуры, музыки требуют от детей знания этих произведений, истории их создания, умения, используя законы творчества, создавать подобные произведения, при необходимости сопровождая их техническими и сценическими эффектами.

Оригинальные детские идеи в дальнейшем используются взрослыми для создания нового в технике, градостроительстве, литературе, искусстве и т.д. на Мировых Финалах в США регулярно присутствуют представители заинтересованных в новых идеях фирм (IBM, NASA и т.п.).

Судьи Российских соревнований (профессора, доценты, аспиранты челябинских вузов) неоднократно отмечали высокий уровень новизны, творчества, простоты и функциональности идей команд-участников, а особенно победителей.

Так как рабочим языком программы является английский, важное значение приобретает овладение языком, особенно во время выездов на международные соревнования.

Ежегодно Российская ассоциация проводит областные соревнования (которые по статусу приравнены к российским), выезжает на Европейские фестивали, имеет возможность принимать участие в Мировых финалах.

Первый и десятый Европейские фестивали проходили в 1991 г. и 2002 г. в Челябинске. Россия явилась родоначальником фестивального движения в Европе. Десятый Европейский фестиваль был признан Европейским комитетом лучшим фестивалем. Директор Российской ассоциации является вице-президентом Европейского комитета «Одиссеи Разума». Российские команды ежегодно завоевывают высшие рейтинги Европейских фестивалей.

Достижение Европейских фестивалей – интернациональные команды. За 2-3 дня совместной работы, практически без участия взрослых, в том числе и переводчиков, дети создают представление на тему, которая становится известной только в день приезда. И тема эта из года в год связана с изучением культурных традиций разных стран и народов.

Выезжая на Мировой Финал, команды Челябинской области неизменно привозят оттуда высшие награды. На счету Российской ассоциации серебряный и золотой кубки Мирового финала (Дом детского творчества «Остров», Миасс, Станция юных техников, Копейск), приз Ранатры Фуско за высшие достижения в сфере творчества (имя гимназии №-76, Челябинск, занесено на доску почета в Музее мировой истории в Вашингтоне). В 2005 году в Колорадо команда Лаборатории Чародеев (ДТДиМ, г.Копейск) получила одновременно 2 награды: бронзовый кубок и приз за выдающееся творчество. Такого сочетания призов удалось добиться только 5ти командам из 846!!!

В 2002 г. на Европейском фестивале в Челябинске и Мировом Финале в Колорадо впервые в истории выступала международная Интернет-сборная «Одиссеи Разума», в состав которой после конкурсного отбора вошли два челябинских школьника. Команда завоевала на Мировом Финале 14 место из 50 команд.

Новое направление одиссейского движения – международные обучающие лагеря, собирающие представителей как минимум 4 стран, позволяющие получить информацию о современных методах развития способностей детей. Одними из инициаторов и активными участниками этих лагерей являются представители Российской ассоциации.

Летом 2001 г. на озере Чебаркуль состоялся первый Российский лагерь «Одиссеи Разума», в котором приняли участие более 60 детей и взрослых Челябинской области. Летом 2004 г. в лагере приняло участие более 120 детей и взрослых. В планах Европейского комитета – международные исследовательские проекты, связанные с историей, ролью личности в истории, поиском информации о тех, кто еще в начале прошлого века работал с детьми, пропагандируя идеи творчества и развития.

Психологические исследования показывают, что «омеры» отличаются от своих сверстников гибкостью поведения, умением находить выход из сложных ситуаций, уверенностью в себе, умением находить общий язык с людьми различного возраста. Они  общительны, оригинальны в мышлении, умеют реализовывать свои идеи, добиваться их воплощения.

Клятва «Одиссеи Разума», разделяемая всеми участниками программы, несмотря на их возраст и национальность звучит так: «Одиссея Разума»- это то, что меня окружает и чем наполнено мое сердце. Вместе со своей командой я найду решение любой проблемы сейчас и всегда. «Одиссея Разума» - это мы!»

 

 

 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100