Glossary Site Map Contacts
Main Page Library Социальная психология Основные тенденции развития понятия «адаптация»

Search

Print
There are no translations available.

Мельникова Н. Н.

 

Основные тенденции развития понятия «адаптация»

 

 

Опубликовано: 51 научная конференция: материалы конференции преподавателей факультета психологии. Под ред. Н. А. Батурина – Челябинск: ЮУрГУ, 1999. – С.4–6.

 

Понятие «адаптация» прошло противоречивый путь развития, следуя за тенденциями науки и отражая актуальные проблемы, волнующие человечество в различные исторические периоды. В настоящее время существует более сорока различных дефиниций понятия «адаптация», которые достаточно разнообразны и даже противоречивы. По-видимому, такое многообразие понятий связано с использованием их в разных областях исследования (социальная, биологическая, психофизиологическая адаптация), со спецификой задач исследований, а так же с различием подходов, принятых в отдельных научных школах.

Однако, несмотря на большое разнообразие, общими во всех определениях остаются следующие моменты:

  1. процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов;
  2. это взаимодействие разворачивается в особых условиях – условиях дисбаланса, несогласованности между системами;
  3. основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой может варьировать в достаточно широких пределах;
  4. достижение цели предполагает определённые изменения во взаимодействующих объектах.

Динамика развития понятия прослеживается через анализ изменения вариативных компонентов, уточняющих и конкретизирующих выделенные стабильные элементы. Такими вариативными элементами являются характеристики самих взаимодействующих объектов, например типы среды, с которой взаимодействует индивид; степень рассогласования между индивидом и средой; характер изменений, происходящих в процессе адаптации. Отмечается всё большее разделение понятий приспособления (adjustment) и собственно адаптации (adaptation); движение от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности и среды; от конечной цели – гомеостатического равновесия, отсутствия конфликтов, – к конечной цели – самоактуализации и самореализации личности в гармонии с реальным социумом.

Такая эволюция понятия связана как со смещением акцента с биологической и физиологической адаптации на психическую и социальную, так и со сдвигом интереса исследователей от сферы психических отклонений к рассмотрению здоровой личности.

Человек, являясь одновременно существом и биологическим, и социальным, включается в процессы взаимодействия и с биологической, и с социальной средой. Различие между биологической и социальной адаптацией человека во многом определяется характеристиками тех систем, которые непосредственно вступают во взаимодействие. На уровне биологической адаптации взаимодействуют биологическая среда и человек, как биологический организм; процесс социальной адаптации разворачивается при взаимодействии систем социальной природы. Такими системами являются: с одной стороны, социальная среда на микро-, мезо-, макроуровнях, с другой стороны – личность, как социально-опосредованное образование. Специфика социальной адаптации определяется особенностями социальной среды, особенности человека как личности и особенностями их взаимодействия.

Существенными особенностями, качественно отличающими социальную адаптацию от биологической являются следующие.

  1. Социальная адаптация происходит преимущественно по типу адаптации к постоянно изменяющейся среде, что определяет смещение акцента с состояния адаптированности на свойство адаптивности личности.
  2. Процесс социальной адаптации не имеет чётких границ и разворачивается на протяжении всей линии онтогенетического развития человека.
  3. Для социальной адаптации характерны чрезвычайная индивидуализированность и уникальность способов адаптации.
  4. Существенной особенностью социальной адаптации является высокая степень реализации активной преобразовательной функции, как личности, так и среды.
  5. Процесс социальной адаптации в большей мере представляет собой взаимодействие равноправных сторон, чем приспособление личности к среде.
  6. Основной целью социальной адаптации является не приспособление, а самореализация личности.
  7. Социальная адаптация допускает гораздо большие возможности контроля и целенаправленной организации процесса со стороны личности.

В настоящее время наиболее актуальной становится проблема развития личности и общества на основе их конструктивного взаимодействия. При этом предполагается, что высшей ступенью процесса адаптации является не взаимное приспособление двух систем друг к другу, а построение новой системы более высокого уровня организации, дающей некоторый положительный эффект по сравнению с изолированным функционированием индивида и противостоящей ему среды. При оптимальном построении системы взаимодействия человек реализуется в продуктивной деятельности, которая, одновременно приветствуется со стороны социальной среды.

 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100