Glossary Site Map Contacts
Main Page Library Социальная психология Адаптивные свойства личности: проблемы изучения

Search

Print
There are no translations available.

Мельникова Н.Н.

 

Адаптивные свойства личности: проблемы изучения

 

Опубликовано: Социальная психология сегодня: наука и практика. Материалы Межвузовской научно-практической конференции 15 июня 2006 года / под ред. Б.Д.Парыгина. – СПб.: СПбГУП, 2006. – С. 94-97.

 

 

Под адаптивностью обычно понимают наличие некоторых индивидуальных характеристик, позволяющих личности наиболее быстро и адекватно разрешать проблемные ситуации, нормализуя своё взаимодействие со средой. Традиционно адаптивные качества трактуются в контексте черт личности или же в контексте эффективного поведения и навыков. Здесь рассматриваются личностные диспозиции, установки, черты характера, а также навыки взаимодействия со средой и стратегии поведения.

Одна из центральных проблем исследования адаптивного потенциала личности – мозаичность получаемых данных и трудность согласования результатов, описанных разными авторами. Огромные массивы эмпирических данных, накопленные к настоящему времени не позволяют прийти к какому-то однозначному заключению относительно состава качеств, которые можно трактовать как адаптивные.

В поиске причин такого разнообразия мы выходим на два положения:

-         во-первых, об относительности адаптивных качеств,

-         во-вторых, о существовании разных (возможно даже индивидуальных) стилей адаптации.

Положение об относительности адаптивных качеств было введено ещё Ч. Дарвином: приспособления, полезные в одних условиях, становятся бесполезными или даже вредными в других. В контексте социально-психологической адаптации относительность адаптивных качеств проявляется наиболее ярко и может определяться особенностями адаптивных процессов, протекающих в разных условиях, а так же отражать специфику взаимодействия с социальной средой на разных уровнях (микро-, мезо- и макро-). Например, не вызывает сомнений, что приспособление к новой профессиональной деятельности и построение взаимодействия в семье или же в учебной группе требует различных адаптивных способностей.

Чтобы достичь определённости, необходимо выявить условия, в которых то или иное качество или модель поведения будут наиболее адекватными и эффективными, или же относить к адаптивным лишь обобщённые, интегральные характеристики, которые могли бы быть более или менее универсальными.

Анализ и систематизация выделенных разными исследователями адаптивных качеств приводит к мысли о реальности существования наиболее общих особенностей, обеспечивающих оптимальный процесс адаптации. Среди таких качеств наиболее часто называют толерантность, социабильность, открытость новому опыту, способность к эмпатии, гибкость мышления и поведения. По всей вероятности, именно эти черты представляют собой некоторые базовые единицы, ценные для любых типов социальной адаптации. Однако нельзя утверждать, что этот список претендует на полноту и законченность. Ядерные адаптивные свойства, вокруг которых объединяются другие качества, также можно получить и в результате факторного анализа. Однако конечный результат любого подобного исследования во многом зависит от того набора исходных характеристик, которые изначально были заложены для анализа.

Уникальность и индивидуализированность способов и стилей адаптации также не раз упоминались исследователями. Качественное разнообразие способов адаптации во многих случаях делает нецелесообразным выявление конкретных элементов, имеющих адаптивное значение. Попытка решить эту проблему реализовалась в замене субстратного подхода (делающего акцент на качественном составе адаптивности) структурным (рассматривающим организацию элементов в системе).

Основным аргументом был следующий: факторы субъектного плана адаптации изучаются преимущественно «аналитически» – в их автономном влиянии, а не как определённая целостная структура. Но различные факторы адаптации действуют не независимо друг от друга, давая некоторый суммарный эффект, а образуют определённую структуру со сложной взаимосвязью. Одни из них могут усиливать или, наоборот, ослаблять влияние других. Поэтому было выдвинуто предположение, что именно целостность, интегрированность и скомпенсированность личностных свойств могут служить основой адаптивности.

И действительно было обнаружено, что структура личностных качеств у высокоадаптированных испытуемых более интегрирована, чем у испытуемых с плохой адаптацией. Существуют данные, что у последних наблюдается более неравномерная структура личности: ряд пиков, указывающих на декомпенсацию личностных свойств, при этом их личностный профиль менее гармоничен и внутренне противоречив.

Надо отметить, что оба подхода к исследованию адаптивных свойств личности: поиск обобщённых, «ядерных» характеристик и анализ структуры личности с точки зрения её организации явились достаточно ценным вкладом в развитие данного направления исследований. Однако и эти подходы не привели проблему к удовлетворительному разрешению.

Возвращаясь к анализу причин, обусловивших многообразие и неопределённость эмпирических данных, нельзя обойти вниманием и методологический вопрос: в частности, вопрос о том, как были получены эти данные.

Традиционный подход к изучению адаптивных свойств личности заключается в том, что экспериментально сравниваются группы адаптированных и дезадаптированных индивидов. Значимые отличия первой группы от второй и принимаются за адаптивные свойства. При всей несомненной ценности полученных эмпирических данных, мы считаем такой подход не очень удачным по следующим причинам.

Во-первых, конечный результат подобного исследования во многом зависит от выбора исходных свойств. Неопределённость поля выбора переменных, которые будут подвергаться анализу, принципиальная неограниченность характеристик, случайность выбора и подверженность его субъективным представлениям автора не позволяют прийти к какому-либо удовлетворительному заключению о составе качеств, которые могут трактоваться как адаптивные.

Во-вторых, технология, основанная на сравнении особенностей, характеризующих крайние точки процесса (здесь адаптированность и дезадаптированность), не учитывает то, что некоторые адаптивные качества могут активироваться именно в процессе адаптации и находиться в латентном состоянии у хорошо адаптированных индивидов. Поэтому, многие черты адаптированных индивидов, выделенные в результате такой эмпирической процедуры, вполне могут являться следствием их приспособленности, а не причиной.

Названные возражения могут «свести на нет» все усилия, направленные на поиск адаптивных свойств чисто эмпирическим путём. Для решения поставленной задачи необходимо:

-         во-первых, теоретическое ограничение поля исходных параметров;

-         во-вторых, учёт процессуальной стороны явления адаптации.

Ограничение поля исходных параметров может быть достигнуто посредством опоры на теоретическую классификацию форм адаптивного поведения. В этом случае в качестве единиц анализа адаптивного потенциала личности предлагается рассматривать наиболее общие стратегии поведения, которые использует человек в процессе адаптации. Акцент именно на стратегиях, связанных с конечной целью поведенческого акта, и абстрагирование от конкретных способов (тактик) поведения и частных характеристик взаимодействующих субъектов позволяет сократить потенциальное поле выбора исследуемых переменных. Создание теоретической классификации стратегий адаптивного поведения, построенной на основаниях, существенных для организации взаимодействия личности и социальной среды, позволит очертить круг переменных для анализа. Выявление относительной эффективности различных стратегий для адаптации даёт возможность выйти на измерение адаптивного потенциала конкретной личности, который будет определяться возможностью использовать наиболее продуктивные стратегии поведения.

Согласно процессуальной модели, общая адаптивность определяется наличием качеств, необходимых для успешного прохождения различных этапов процесса социально-психологической адаптации. Состав качеств личности, которые могут трактоваться как адаптивные, при этом, чётко определяется теми задачами, которые приходится решать личности на различных этапах процесса. Детально проанализировав эти задачи, мы определяем структуру общей адаптивности. Построив на этой основе индивидуальный профиль, мы сможем предсказать наиболее вероятные типы нарушений адаптации для конкретного человека. При этом следует отметить, что общая адаптивность всегда потенциальна и составляет своеобразный ресурс личности. Отдельные адаптивные качества актуализируются по мере необходимости в конкретные моменты процесса адаптации.

 

 

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаТипология Assessment Center ( Центр Оценки )

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаОписание методов технологии Assessment Center

Описание элементов Assessment CenterОписание элементов Assessment Center ( Центр Оценки )

Описание методов технологии Assessment CenterОписание методов технологии Assessment Center

Описание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment CenterОписание шкалы, используемой для оценки в технологии Assessment Center

Обоснование выбора компетентностей и компетенций  для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

Организационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment CenterОрганизационный план – график проведения оценочных процедур технологии Assessment Center

Описание элементов процесса обучения технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center( Центр Оценки )

Assessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателейAssessment Center: описание элементов программы подготовки наблюдателей

Assessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связиAssessment Center: описание элементов технологии развивающей обратной связи

Assessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатовAssessment Center: деловая игра как эффективный метод отбора кандидатов

Традиционный Assessment CenterAssessment Center: основные традиции и подходы к комплексной оценке персонала 

Стратегический Assessment CenterСтратегический Assessment Centre ( Центр Оценки)

Командообразующий Assessment CenterAssessment Center как технология создания команд

Развивающий Assessment CenterAssessment Center как технология развития сотрудников

Индивидуальный Assessment CenterИндивидуальный (персональный) Assessment Center

Обучение технологии Assessment CenterОписание элементов процесса обучения технологии Assessment Center

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаИтоговое заключение по результатам Assessment Centre

ассессмент центр, assessment centre, центр оценки персонала, комплексная оценка персоналаAssessment Center: компетентности и компетенции, критерии оценки и индикаторы критериев

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
�஢���� ∖ � PR Rambler's Top100