Печать

Забелина Е.В.

 

Внешние проявления беспомощности у подростков

 

Феномен беспомощности, открытый американскими психологами в 70-х годах ХХ века и ставший предметом исследования в нашей стране в последнее время, в первоначальной теории был описан как психологическое состояние, являющееся результатом неконтролируемых событий и проявляющееся специфическими дефицитами: мотивационным (торможение попыток активного вмешательства в ситуацию), эмоциональным (подавленное состояние из-за бесплодности собственных действий), когнитивным (трудность научения тому, что в аналогичной ситуации действие может оказаться эффективным). В многочисленных исследованиях, участниками которых были как животные, так и люди, данный феномен зафиксирован на уровне поведения как реакция на серию неудач (в преодолении трудностей, решении задач и т.п.), проявляющаяся в виде отказа от активных попыток изменить ситуацию к лучшему, пассивное принятие происходящего.

Последующее развитие теории (в частности, открытие и описание атрибутивного стиля мышления людей с признаками беспомощности), привело к пониманию беспомощности как относительно устойчивого образования, предопределяющего склонность человека поступать определенным образом в трудных жизненных ситуациях, например, «опускать руки» или «сдаваться без боя».

Беспомощность в последнем понимании начинает формироваться уже в детстве под влиянием наблюдения подобных стратегий поведения со стороны родителей и значимых взрослых, а также в результате различных нарушений в системе воспитания. Критическим для закрепления позиции беспомощности является подростковый возраст – период перехода от детства к взрослости, формирования самосознания. Именно на этом возрастном этапе, когда уровень самооценки и притязаний достаточно неустойчив, а эмоциональный фон колеблется от эйфории до депрессии, велика вероятность усугубления позиции приобретенной ранее беспомощности. Этот факт делает проблему профилактики и коррекции подростковой беспомощности наиболее острой.

Для того чтобы начать коррекцию, необходимо определить тех школьников, кто в ней нуждается, то есть выделить (диагностировать) подростков с признаками беспомощности. Благодаря имеющимся наработкам в этой области, уже существует ряд психодиагностических методик, позволяющих осуществить данную задачу (например, опросник атрибутивного стиля, методика изучения тревожности, депрессии, самооценки, уровня притязаний и т.д.). Однако на сегодняшний день остается отрытым вопрос диагностики беспомощности в первом приближении по внешним проявлениям (поведению), которая была бы доступна и для неспециалистов в области психодиагностики (учителей-предметников, родителей и др.).

Данная задача – описание внешних проявлений признаков беспомощности у подростков – была поставлена в нашем исследовании. На первом этапе испытуемые (учащиеся 7-8 классов) были протестированы с помощью психодиагностических методик с целью выявления беспомощности у них. На втором этапе было проведено несколько серий наблюдений за повседневными проявлениями наиболее ярких[1] носителей беспомощности. Наблюдение было не включенным и носило выборочный характер. В рамках программы наблюдения были выделены такие параметры, как внешний вид, особенности речи, взаимоотношения со сверстниками, особенности поведения во время учебных занятий, особенности принятия решений, поведение в конфликте, участие в делах класса (общественная жизнь), внешкольная занятость. Согласно результатам исследования, у подростков с признаками беспомощности, как правило, безразличное, «отсутствующее» выражения лица; скованные, неэнергичные движения; медленная и тихая речь, высказывания часто неопределенны, скупы; в целом они немногословны. «Беспомощные» подростки закрыты, замкнуты в себе, имеют малый круг общения в классе, пассивны в завязывании новых контактов, в ситуации вступления в диалог с новыми людьми пользуются «крайними» стратегиями (агрессия или равнодушие). Эти школьники, как правило, не проявляют инициативу на уроках; при выборе трудности задания предпочитают легкие; при возникновении препятствий в решении задачи становятся пассивными, быстро отказываются от дальнейших попыток решения; к отметкам и замечаниям учителя относятся равнодушно. Подростки с признаками беспомощности испытывают трудности с самостоятельным принятием решений, склонны принимать чужое авторитетное мнение в качестве правильного ответа; они практически не принимают участие в общественной жизни класса и школы; не имеют сильных увлечений или хобби (если чем-то занимаются, то без особого интереса и только по инициативе родителей). Эти подростки стараются избегать конфликтов или вступают в конфликт с теми, кто изначально слабее (например, с младшими школьниками); в конфликтной ситуации используют, как правило, неконструктивные стратегии поведения (избегание или конфронтацию). В целом, можно говорить о том, что «беспомощные» подростки проявляют меньшую активность, как в учебе, так и во взаимодействии с окружающими, чем их «небеспомощные» сверстники.

Данные исследования могут быть полезны как для диагностики и разработки коррекционных программ по преодолению беспомощности, так и в целом в рамках развивающей и воспитательной работы с подростками. 

 

_______________________________________

[1] Обращаем внимание на то, что представленные результаты характеризуют только наиболее сильную степень беспомощности, которая встречается у незначительного числа учащихся. Большинство подростков с признаками беспомощности ведут себя вполне адекватно, хотя несомненно описанные тенденции поведения у них присутствуют