Печать

Нагуло, Е. Н.

Шалашова, Е. О.

 

Современные технологии

формирования и подготовки кадрового состава организации

 

В основе модели формирования и подготовки кадрового состава, представленной в настоящей статье, лежит технология, основанная  на привлечении студентов и молодых специалистов к проблемам и вопросам, связанным с развитием компании. Данная технология реализуется  через организацию на предприятии групповой проектной деятельности. В проектные группы могут включаться сотрудники предприятия, чей карьерный рост планируется в ближайшее время, молодые специалисты, студенты  старших курсов соответствующих факультетов, желающих трудоустроиться в данную организацию. Участники проектных групп работают под руководством «резервистов» (специалисты среднего звена, входящие в группу резерва руководителей компании).

Технология  отличается комплексным подходом и позволяет решить целый ряд задач, направленных на реализацию таких функций кадровой политики как: отбор и подбор персонала, оценка профессионального и личностного потенциала, обучение персонала (формирование знаний, умений, навыков, необходимых как для работы в компании, так и для управленческой деятельности).

В настоящей статье описываются этапы, результаты, возможности использования данной технологии с целью формирования и подготовки кадрового состава организации. Апробация происходила на ряде промышленных предприятий и банков г. Челябинска.

Эффективность технологии определяется временным ресурсом. Длительность проекта составляет от 6 до 12 месяцев. Для достижения поставленной цели использование технологии  предполагает реализацию  определенных этапов.

1 этап. Формирование проектных групп.      

Настоящий этап заключается в определении участников проектной деятельности через проведение оценочных процедур. По результатам оценочных мероприятий утверждается состав руководителей проектных групп (членов группы резерва), а также список молодых специалистов, студентов, которые будут принимать участие в работе проектных групп.

Итогом этапа является формирование проектных групп, состав которых включает одного руководителя и  от 2 до 5 студентов или молодых специалистов. После определения формального состава групп проводится процедура командообразования, с целью знакомства, сплочения, выстраивания организационно-личностных взаимоотношений между участниками внутри проектных групп.

2 этап. Формирование тем проектов.

На данном этапе проводится совещание с руководством предприятия, где  обсуждаются актуальные  для развития компании вопросы и задачи, которые в дальнейшем становятся темами проектов.

3 этап. Реализация проектов.

Данный этап является основным и самым длительным. В ходе этого этапа студенты знакомятся с деятельностью предприятия, общаются с действующим руководством компании, ставят  и выполняют задачи, необходимые для реализации своего проекта. Работа проектных групп нацелена на внедрение полученных результатов в практику деятельности организации (подразделения), а не на подготовку докладов или рекомендаций. Результаты  работы в проекте конкретны и измеримы.

С  периодичностью 1-2 раз в месяц проводятся отчетные «сессии», для обсуждения промежуточных результатов и особенностей реализации проектов (по специальной методике под руководством консультантов), а также для планирования шагов и задач на следующий «межсессионный» период.

Помимо отчетных сессий для участников проектных групп проводится дополнительное обучение, необходимое для более эффективного достижения целей проектов. В  качестве тем обучающих семинаров, тренингов, лекций могут выступать такие, как: «Искусство презентации», «Основы экономики и маркетинга», «Технологии аргументации и убеждения» и т.п.

Важным моментом реализации этапа является психологическое сопровождение участников проектных групп (по принципам коучинга), направленное на  работу с личными состояниями, переживаниями успеха и неудач,  формированием адаптивности и эффективности при взаимодействии с другими людьми и т.д..

4 этап. Итоговый.

Проведение заключительной (отчетной) «сессии», на которой участники проекта в присутствии руководителей  организации представляют полученные  результаты.

По итогам защиты проектов происходит обсуждение эффективности деятельности конкретных участников, определяется самый лучший проект.

Результаты реализации технологии описаны в разрезе трех составляющих (организация, «резервисты», студенты и молодые специалисты):

Результаты для предприятия:

  • решение реальных проблем организации (подразделения);
  • формирование базы данных потенциальных сотрудников компании из числа студентов и молодых специалистов, участвующих в данном проекте;
  • формирование группы кандидатов для выдвижения на вышестоящую должность, способных решать как производственные, так и управленческие задачи;
  • оценка качества работы «резервистов» по следующим параметрам: реальная готовность к новой роли  (руководитель группы, наставник) и к новым задачам; степень развитости лидерских качеств, организаторских способностей,  уровень  ответственности (за себя и за свою группу), и т.д.; способность достигать реальных результатов даже при неблагоприятных условиях или в ситуации неопределенности.
  • реализация кадровых решений, связанных с принятием новых сотрудников на имеющиеся в организации вакансии (из числа студентов и молодых специалистов), повышением уже работающих сотрудников на вышестоящие должности (из числа «резервистов»).

Результаты для «резервистов»:

  • приобретение серьезного навыка управления группой людей и освоение  новой для себя роли организатора и наставника;   
  • знакомство со спецификой работы различных подразделений, достижение конкретных результатов и внедрение их в практику деятельности организации (подразделения);

Результаты для студентов и молодых специалистов:

  • получение опыта реальной практической деятельности в рамках предприятия;
  • приобретение знаний, умений, навыков в следующих областях:

- эффективная работа в трудовых коллективах;

- решение профессиональных задач, как в группе, так и индивидуально;

- ведение переговоров с руководителями разных уровней;

- презентация и продвижение результатов своей работы и т.д.

  • трудоустройство в данную компанию.

  Таким образом, применение данной технологии в практике работы с персоналом позволяет решить целый комплекс вопросов, связанных с формированием и подготовкой кадрового состава организации, как на уровне специалистов, так и на уровне руководителей среднего звена. Помимо этого возможности данной технологии затрагивают решение большого спектра задач в рамках системы работы с персоналом, а также разработки и внедрения организационных изменений.