Печать

Шалашова Е. О.

 

 

Социальные представления молодежи о политической власти

 

      Данное исследование посвящено анализу социальных представлений о политической власти, при этом основной акцент делается на изучении представлений молодежи.  В работе описывается структура социальных представлений о политической власти, особенности социальных представлений о власти в молодежной среде, проводится сравнительный анализ социальных представлений, особенностей атрибуции, семантических моделей реальной и желаемой власти, в зависимости от политической активности студентов. 

      Политическая власть в современном обществе представляет собой сложное общественное образование. Она охватывает  все его основные сферы. Проблема власти является актуальной для всех наук, имеющих дело с изучением человеческого общества (политология, социология, социальная и политическая психология).

      В социальной психологии феномен власти имеет множество аспектов. Власть рассматривается и как потребность, в той или иной мере присущая всем людям, и как определенная деятельность, имеющая мотив, результат, затрагивающая способности человека, и как определенный тип взаимодействия между людьми.

      В политической психологии особое внимание уделяется изучению процесса восприятия и познания власти и ее субъектов. Ведь именно на основе сложившихся у человека представлений о политической действительности он строит свое поведение, которое реализуется в поддержке той или иной политической группы, отдельного политика и системы в целом.

      Большинство работ в социальной  и политической психологии посвящено изучению индивидуально-психологических характеристик людей, влияющих на становление образа власти. В современной социальной психологии недостаточно  исследований, акцентирующих свое внимание на изучении структуры самого социального представления о власти и процессе атрибуции при восприятии  политической действительности.

      В настоящей работе ставится важная проблема взаимоотношения молодежи и политической власти России. На сегодняшний день по данным многих социологических исследований молодое поколение в большинстве своем занимает пассивную позицию по отношению к политической действительности, исходя из этого, предвыборные кампании ориентируются  в основном только на средний и пенсионный возраст, а молодежь остается за чертой политики. Получается, что будущее России, в котором жить сегодняшней молодежи, определяется людьми «старой» политической ориентации, чьи жизненные принципы во многом чужды новому поколению. Что же  лежит в основе такого поведения, какие представления о власти  детерминируют такую позицию молодежи к политической действительности?   

Основной целью исследования стало изучение особенностей социальных представлений о политической власти и ее уровнях в молодежной среде, хотя проводился  анализ социальных представлений о власти и  других возрастных групп населения.

В качестве главных задач исследования выступили следующие:

  1. Анализ структуры социальных представлений о политической власти и о главных субъектах разных ее уровней.
  2. Сравнительный анализ представлений о разных уровнях политической  власти в молодежной среде.
  3. Сравнительный анализ семантических моделей желаемой и реальной политической власти в зависимости от политической активности студентов.
  4. Выявление особенностей социальных представлений о власти и процесса атрибуции при объяснении событий политической действительности в зависимости от политической активности молодежи.

Основными методами исследования стали анкета с незавершенными предложениями на тему власти, фокус-группа и краткий вариант семантического дифференциала. В качестве метода обработки и анализа полученных данных  была использована процедура контент-анализа. Использованные методы позволяют получать разностороннюю, развернутую информацию и существенно расширяют возможности качественного анализа данных.

Исследование состояло  из трех основных этапов.

      Первый этап работы был посвящен изучению структуры социальных представлений о политической власти  и о главных субъектах различных ее уровней (мэр, губернатор, президент). Данный этап был необходим для дальнейшей постановки проблемы исследования. В качестве респондентов выступили представители разных возрастных групп населения Челябинской области, всего 106 человек из них 27% - студенты ВУЗов в возрасте 18-25 лет, 15% - респонденты в возрасте 35-45 лет, 30% - в возрасте 45-55 лет, 28% - респонденты в возрасте более 55 лет.  Основным методом сбора информации стала специально разработанная анкета.

      Второй этап работы был посвящен сравнительному анализу представлений о политической власти и изучению особенностей процесса атрибуции при объяснении событий политической действительности в зависимости от политической активности студентов (участие/неучастие в выборах). Основным методом  получения информации была фокус-группа, в качестве участников выступили политически активные и политически пассивные студенты (основным критерием активности / пассивности было участие / не участие в выборах).  В  фокус - группах приняло участие 120 студентов.

Третий этап заключался в проведении сравнительного анализа семантических моделей реальной и желаемой  политической власти в зависимости от политической активности молодежи. В качестве  метода  сбора информации был использован краткий вариант семантического дифференциала.

В ходе проведения данного исследования были получены следующие результаты:

  1. Анализ текстового материала, полученного с помощью открытых вопросов анкеты, позволяет выделить следующие когнитивные составляющие феномена политической власти в представлениях респондентов: управление (26%), сила (18%), возможность изменить жизнь к лучшему (10%), орган государства (6%), закон (6%). В определениях политической власти также отмечается присутствие негативных компонентов: «власть – это беззаконие, коррупция (18%) и средство обогащения (10%).

      В целом, в представлениях респондентов в большей степени отражен функциональный аспект власти. Среди основных перечисленных функций особенно часто называются функции управления и силы - как способности защищать своих избирателей. В этом можно обнаружить проявление широко распространенного в нашем менталитете патерналистского отношения к государству (власти) – оно воспринимается как отец – покровитель и защитник.

  1. Сравнение представлений респондентов о различных  субъектах власти (мэр, губернатор, президент) позволяет говорить о том, что по мере роста масштабности уровней власти (от мэра к президенту) отмечается тенденция к повышению значимости моральных (честный, законопослушный, порядочный и т.п.) и политических качеств (демократический), а также увеличение количества требований, предъявляемых к субъектам власти. Так, например, губернатор и президент одновременно должны соответствовать многим параметрам, включая личностные, деловые, нравственные, политические, демографические характеристики, чего не наблюдается при описании фигуры мэра. Этот факт особенно следует учитывать в период избирательной кампании на данные должности, при разработке имиджа кандидата.
  2. Образная составляющая социальных представлений о политической власти  достаточно  разная,  в зависимости  от политической активности молодежи.  Образ политической власти у студентов, не участвующих в выборах представлен составляющими более негативного характера. Тогда как образ власти у политически активных студентов в большей степени включает ассоциации позитивного и эмоционально нейтрального характера.
  3. Образы типичных представителей политической власти у участвующих и не участвующих в выборах студентов отличаются. Для политически активных студентов значимыми качествами являются уверенность и деловитость, а для политически пассивных – общительность и простота. Заслуживает внимания то, что образ человека власти у политически пассивных студентов расходится с реальными политиками  России, тогда как у политически активных он очень близок к современным политическим деятелям.  Это обстоятельство может быть одной из причин политической пассивности студентов.
  4. Анализ приписываемых студентами причин стремления людей к политической власти позволяет говорить о том, что  в обеих группах студентов отмечается наличие неодобряемых мотивов стремления к власти – «из-за денег, депутатской неприкосновенности, для командования людьми».  При этом следует отметить, что политически пассивные студенты используют строгие, формальные атрибуции негативного плана. В группе политически активных студентов  присутствуют и одобряемые причины («чтобы помогать стране»). Интересен тот факт, что в данной  группе студенты, указывая негативные причины стремления к власти, одновременно сохраняют надежду на то, что политики идут во власть из благих намерений. Также заслуживает внимание и то, что политически активные студенты оправдывают нежелательные мотивы стремления политиков к власти, объясняя для себя это тем, что так будет абсолютно с каждым, этого не избежать, т. к. сама власть «захватывает» человека, т. е. это, по их мнению, вполне естественно и реально (атрибуции на уровне допущения). Таким образом, можно сделать вывод о том, что у политически активной молодежи присутствует более оптимистичный взгляд на политическую власть России, она (молодежь) сохраняет надежду на благие действия политиков. Можно предположить, что это выступает в качестве одной из причин активной политической позиции (участие в выборах).

В результате анализа процесса атрибуции при объяснении причин собственного политического поведения молодежью, можно сделать вывод о том, что в основе политически активного поведения лежит личностная атрибуция («Я сам – причина участия в выборах»), а в основе политически пассивного поведения – обстоятельственная («Сама власть и политическая ситуация – причина моего не участия в выборах»).

  1. При сравнении семантических моделей реальной и желаемой власти можно отметить, что в представлениях студентов, не участвующих в выборах, наблюдается тенденция большей удаленности  образа реальной политической власти  от желаемого образа, при этом максимальные расхождения отмечаются в оценке наиболее значимых для студентов параметров (активность, сила, истинность).

      Результаты данного исследования дают возможность понять представления современной молодежи о политической власти. Также полученные данные  могут быть использованы в ходе стратегического планирования избирательных кампаний, при создании положительного имиджа кандидата.