Печать

Шалашова Е.О.

 

 

 

Психологические основы мотивации персонала

Методические рекомендации

 

 

Введение

 

            Спецкурс «Психологические основы мотивации персонала» является одним из ключевых компонентов  профессиональной подготовки психолога.

 

       В управлении персоналом организации мотивация персонала является центральном звеном, потому что она служит решающим причинным фактором результативности деятельности человека. От того насколько мотивированы сотрудники, зависит их ориентация на цели организации, желание их достигать, обеспечивать необходимый результат. А это в свою очередь является  основой для эффективной работы организации в целом.

 

       В связи с всевозрастающим пониманием необходимости учета психологических особенностей человека для эффективной работы организаций - основу современного управления составляет изучение не только управленческих, но и психологических аспектов трудовой мотивации персонала.

 

       Дипломированный  специалист должен в результате усвоения дисциплины «Психологические основы мотивации персонала»:

 

-         иметь представления  о понятиях  мотивация, мотив, потребность, стимул;

 

-         знать основные теоретические модели мотивации их применение в практической деятельности;

 

-         уметь грамотно анализировать систему мотивации конкретной организации;

 

-         уметь самостоятельно спланировать и провести диагностическую работу по изучению эффективности системы мотивации.

 

Самой общей целью курса является изучение психологических основ трудовой мотивации, освоение практических навыков по диагностике системы мотивации персонала организации.

 

       В настоящих методических рекомендациях приводятся вопросы для подготовки к  семинарским  занятиям и практические задания по спецкурсу психологические основы мотивации персонала, списки литературы, которой могут пользоваться студенты.

 

 

 

Тема: Теоретические модели мотивации

 

Вопросы для подготовки:

 

  1. Содержательные модели:
    1. иерархия потребностей А.Маслоу;
    2. теория потребностей Альдерфера;
    3. теория мотивационных потребностей МакКлеланда;
    4. двухфакторная теория Ф.Герцберга.
  2. Процессуальные модели:
    1. теория ожиданий Врума;
    2. теория справедливости Адамса;
    3. комплексная модель Портера-Лоулера.

 

 

Литература для подготовки:

 

  1. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М, 1998. – 496с.
  2. Каверин, С.Б. Мотивация труда. –М, 1998. –224с.
  3. Кочеткова, А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М.: ЗЕРЦАЛО, 1999. – 384 с.
  4. Маслоу, А.Г.  Мотивация и личность. – СПб, 1999. – 478с.
  5. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 1998. –  279 с.

 

 

Практические задания

 

 

 

Задание 1. (выполняется в минигруппах по 4 человека). 

 

Проанализируйте теории мотивации (3 на выбор) с точки зрения сильных и слабых сторон.

 

Результаты представьте в любом возможном виде. Основные критерии оценки результата:

 

  1. доступность (простота понимания)
  2. наглядность
    1. структурность

Задание 2.

 

Сидоров – молодой и ценный сотрудник, работал в отделе сбыта, но вдруг «придумал» целое новое направление, которое показалось начальству весьма перспективным. Прикинули так и этак, оказалось, Сидоров - вообще способный, через год получает диплом MBA, снимает квартиру, не женат...

 

Может учредить для него пост заместителя коммерческого директора, который должен придумывать и реализовывать способы продвижения новых товаров на рынок? А может не спешить, молодой еще, да слишком шустрый…, народ в отделе начнет завидовать…, а если перебежит к кому-нибудь вместе с направлениемКак мотивировать Сидорова?   Заполните следующую таблицу.

 

 

 

 

 

Тема: Виды мотивации. Индивидуальная мотивация.

 

            Вопросы для подготовки:

 

  1. Различные классификации видов мотивации.
  2. Внутренняя и внешняя мотивация.
  3. Ориентация на результат, ориентация на процесс деятельности.
  4. Мотивация избегания, мотивация достижения.
  5. Работа как внутренняя игра
  • понятие внутренней игры;
  • новое определение работы;
  • фокус внимания;
  • фокус на практике.

 

 

Литература для подготовки:

 

  1. Блинов, А. Мотивация персонала корпоративных структур. // Маркетинг, №1, 2001г.
  2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2000. – 512 с.
  3. Карпов, А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарики, 2000. – 582с.
  4. Маслоу, А.Г.  Мотивация и личность. – СПб, 1999. – 478с.
  5. Шалашова, Е.О.,  Психологические основы мотивации персонала:  Учебное пособие. Под ред. И.М. Марковской– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 46 с.
  6. Розанова, В. А. Психология управления. – М. – 1997. - 288с.
  7. Санталайнен, Т.,  Управление по результатам. – М., 1994. –234с.
  8. Тарасов, В. Персонал – технология, отбор и подготовка менеджеров. – Л., 1989. – 126с.
  9. Голви, Т. Работа как внутренняя игра. – М.: Албпина Бизнес Букс, 2005. – 252 с.

 

 

Практические задания

 

 

 

Задание 1.

 

Ниже приведены мотиваторы реальных сотрудников. Решите, какая корпоративная культура является для них оптимальной. Как бы вы мотивировали конкретного человека, какие возможности и опасности вы связываете с управлением таким человеком?

 

  1. Амбиции, важно окружение и обстановка в коллективе, ориентируется на результат, значимость вознаграждения.
  2. Возможности самореализации, гибкий подход к выполнению работы, стабильность отношений, деньги.
  3. Карьерный рост, статус, коллектив.
  4. Стабильность, зарплата, коллектив, удобный график.

Задание 2.

 

Предложите схему автономизации мотива для выхода из следующей ситуации: сотрудник давно работает в компании, претендует на карьерный рост, но такой возможности руководство предоставить пока не может..

 

Задание 3.

 

Подумайте, какую информацию, полезную для создания индивидуальной системы мотивации сотрудника, можно получить из предложенных ниже вопросов – ситуаций.

 

  1. 1.      Опишите идеальную команду и назовите ваше место в ней.
  2. 2.      Вы случайно узнаете, что ваш коллега (не руководитель и не подчиненный) систематически совершает нечестные поступки по отношению к компании, в которой вы работаете. Каковы ваши действия?
  3. 3.      Вы знаете, что ваш коллега плохо говорит о вас за глаза и это мешает вашей карьере. Как вы поступите?
  4. 4.      Вы пообещали клиенту срочно ответить на его запрос. В этот момент ваш руководитель попросил вас представить ему какую-то аналитическую справку. Сделать и то, и другое вовремя вы не сможете. Каковы ваши действия?

Задание 4.

 

У одного из сотрудников доминирует мотивация достижения, однако в сферах, связанных с оценкой его руководством, проявляется избегание. Каковы будут действия по мотивации сотрудника и коррекции его поведения в дальнейшем?

 

Задание 5.

 

На основании нижеприведенного рассказа определите тип референции и референтную группу сотрудника.

 

Я работал в компании Х в качестве руководителя отдела продаж. Я считаю, что был успешен, поскольку отдел несколько лет подряд перевыполнял план. Мне удалось набрать и обучить новых людей, и каждый из них в большинстве случаев достигал поставленных целей или даже превосходил их.

 

Однако это было интересно лишь в самом начале, когда имелись реальные возможности влиять на структуру и результаты работы. Потом сменился генеральный директор, и началась рутина.

 

Сначала я пытался убедить руководство, обосновать свою схему работы тем, что у нас имелось множество положительных отзывов клиентов, а достигнутые нами результаты превосходили аналогичные показатели предыдущих лет. Но поскольку я не сумел сделать это за целый год, то решил найти место работы, где смогу проявить себя и действительно влиять на принятие решений по формированию оргструктуры, набору и мотивации торговых представителей.

 

Задание 6.

 

Проведите SWOT – анализ и предложите оптимальные действия в ситуации, когда: руководитель – ориентирован на результат, подчиненный – ориентирован на процесс; руководитель – ориентирован на процесс, подчиненный – ориентирован на результат.

 

Задание 7.

 

Сотруднику отдела клиентского сервиса предстоит провести первые переговоры о поставках с новым дистрибьютором. Поставьте эту задачу так, чтобы добиться максимальной эффективности сотрудника: а) перед человеком возможностей; б) перед человеком процедур.

 

Задание 8.

 

Проанализируйте психологические характеристики сотрудников и опишите управленческие мотивационные воздействия на данных людей. Сформулируйте основные мотиваторы и демотиваторы.

 

 

 

 

 

Тема:  Факторы, влияющие на мотивацию персонала. Управление и мотивация.

 

     

 

Вопросы для подготовки:

 

  1. Коучинг – как стиль управления и консультирования.
  2. Лидерство, менеджмент и коучинг.
  3. Возможности коучинга на рабочем месте.
  4. Делегирование и мотивация.

 

 

Литература для подготовки:

 

  1. Дауни, М. Эффективный коучинг, М.: «Добрая Книга», 2005, с.137-152
  1. Кориенко, В. Стиль управления как мотивирующий фактор // Управление персоналом, №5, 1999.
  2. Лютенс, Ф. Организационное поведение. – М, 1999. – 692 с.
  3. Розанова, В. А. Психология управления. – М. – 1997. - 288с.

4.       Патрушев, В.Д., Н.А. Калмакан Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты. – М.: Наука, 1993. – 111с.

  1. Уткин, Э.А. Мотивационный менеджмент. – М.: ЭКМОС, 1999. 1.101-107.

 

 

Практические задания

 

 

 

Задание 1.

 

Спрогнозируйте, какие препятствия к делегированию могут возникнуть в приведенной ниже ситуации. Что  нужно сделать, чтобы снизить риски?

 

Один из самых успешных сотрудников бухгалтерии в ближайшее время получает продвижение и становится старшим бухгалтером с двумя сотрудниками в подчинении.  

 

Задание 2.

 

Сформулируйте проблему и предложите возможные варианты ее решения.

 

До руководства дошли слухи (имеющие под собой основание) о том, что один из перспективных сотрудников собирается уходить из организации. При  этом он обладает ценным опытом, информацией и т.п. Предполагаемая причина -  сотрудник считает себя неоцененным по заслугам. Его уход может повлечь за собой уход еще нескольких работников. 

 

Задание3.

 

Предложите одно или несколько решений, которые бы позволили снизить риски, связанные с клиентами, дали сотруднику возможность проявить самостоятельность.

 

В отдел продаж приходит новый сотрудник. Руководитель понимает, что сотрудник недостаточно опытен и при самостоятельном общении с клиентом не сможет добиться максимального успеха. С другой стороны, надо же когда-то начинать: если сотрудник не начнет действовать самостоятельно, то не приобретет необходимых навыков и уверенности в себе.  

 

Задание 4.

 

            Проанализируйте поведение руководителей в ситуациях-кейсах. Ответьте на поставленные вопросы.

 

Ситуация 1. «Успех Боба Маккьюри».

 

  1. Охарактеризуйте стиль руководства Боба.
  2. Является ли данный стиль успешным? Обоснуйте свою позицию.
  3. Каковы основные механизмы мотивации использует Боб в отношении своих подчиненных?

Ситуация 2. «Вице-президент  Тед Келли».

 

  1. Охарактеризуйте стиль руководства Теда Келли. Является ли данный стиль эффективным с точки зрения мотивации персонала?
  2. В чем сильные и слабые стороны такого стиля руководства?

 

 

Ситуация 3. «Требовательный Рыков».

 

  1. Как можно назвать стиль управления Рыкова? В чем сильные и слабые стороны этого стиля?
  2. По каким пунктам критика со стороны подчиненных Рыкова оправданна?
  3. Какие выводы необходимо сделать руководству компании, что оно должно потребовать от Рыкова?

 

 

 

 

Тема: Психологические основы стимулирования персонала.

 

            Вопросы для подготовки:

 

  1. Система поощрений и наказаний.
  2. Наказания и демотиваторы.
  3. Нематериальное стимулирование, основные принципы.
  4. Основные принципы формирования заработной платы.

 

 

Литература для подготовки:

 

  1. Андреева, Т. Почему уходят лучшие: проблема демотивации персонала. // "Управление персоналом" N4 2004 год
  2. Варданян, И. Предложение по совершенствованию системы нематериального стимулирования. //"Управление персоналом" N4 2005
  3. Захаров, Н. "Загадка русской души", или Особенности мотивации труда российского персонала. // «Управление персоналом», №1-2, 2005
  4. Сомов, Л.Эффективная система оплаты труда - еще один шаг к успеху вашей компании.// "Управление персоналом", N14, 2004
  5. Шубенкова, Е.В. Современные программы признания заслуг персонала в обеспечении высокого качества. // "Управление персоналом"N4 2004

 

 

Практические задания

 

Задание 1.

 

По итогам работы за год компания выделила для стимулирования бригады наладчиков  50 тысяч рублей. В бригаде 5 человек, бригадир распределил средства поровну (каждому по 10 тысяч), чем вызвал большое недовольство работников и конфликтную ситуацию в бригаде.

 

Как бы вы разделили эту сумму, и какие еще методы стимулирования применили бы, учитывая состав бригады?

 

 

 

Состав бригады:

 

  1. 1.      Петр, самый молодой работник, 20 лет. Не женат, увлекается спортом, современной музыкой. Профессию выбрал случайно в отношении карьеры не определился. Порученные работы старается выполнять хорошо, но безынициативен, оценка работы средняя. 
  2. 2.      Андрей, молодой рабочий, 25 лет. Работает по призванию (рабочая династия). Семья, маленький ребенок. Очень сильны мотивы сделать карьеру, достичь целей. Инициативен, полностью отдает себя работе, оценка труда высокая. Имеет большое желание учиться, повышать квалификацию. Его цель- стать вице-президентом компании, а в ближайшей перспективе – бригадиром. 
  3. 3.      Анатолий, рабочий 40 лет. Семья, двое детей – студентов. Работает стабильно хорошо, оценка работы высокая.  К моральным стимулам равнодушен, также как и к карьере. Преимущество  отдает материальному стимулированию, так как оплачивает учебу детей и лечение жены, страдающей хроническим заболеванием. Свободное время проводит на даче, увлекается садоводством. 
  4. 4.      Иван, бригадир, 43 года. Тщеславен, своей карьерой не доволен, должность бригадира считает не соответствующей своим способностям. Активно участвует в общественной жизни компании, член партии ЛДПР. Это отнимает много времени, поэтому результаты работы средние. Разведен, особых материальных затруднений не испытывает. С  большим желанием повышает квалификацию, участвует в работе выездных учеб. 
  5. 5.      Алексей, пожилой работник, 58 лет, 2 года до пенсии. Большой профессиональный опыт, знания, навыки, снижающаяся физическая активность. Незаменим при консультировании в сложных ситуациях, наставник самого молодого работника. Женат, четверо внуков. Увлекается мемуарами, историей, ждет выхода на пенсию.

Задание 2.

 

Предложите варианты решения следующих ситуаций демотивации.

 

  1. 1.      Сотрудница компании, довольно давно работающая и заслуженно переместившаяся из секретариата в отдел логистики, на данный момент давно переросла и эту позицию, ее руководитель не очень склонен к делегированию. Пока возможностей перемещения сотрудницы нет.
  2. 2.      Монтажники одной мебельной компании неудовлетворенны уровнем зарплаты. Они сообщают руководителю отдела, что будут искать другую работу. Компания не заинтересована в их уходе, т.к. обучение новых займет много времени. Тогда руководитель идет к генеральному директору. Директор заявляет, что не может снизить нормы прибыли за счет увеличения зарплаты монтажникам.

 

 

Задание 3.

 

Заполните следующую таблицу, с точки зрения того, что должно  учитываться в системе поощрений и наказаний в разных типах организационных культур.

 

 

 

 

 

Тема: Методы изучения мотивации

 

 

 

Вопросы для подготовки:

 

  1. Способы получения информации о мотивации персонала.
  2. Основные требования к проведению интервью в области изучения трудовой мотивации. Классификация вопросов.
  3. Психодиагностические методики в изучении мотивации.

 

 

Литература для подготовки:

 

1.       Анастази, А. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688с.

2.       Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

  1. Малышев, К.Б. Психология управления. – М.: Per Se,   2000. – 140 с.
  2. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.А.Столина – СПб.      , 2000. – 440с.
  3. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 1998. – 624с.

5.       Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова – СПб.: Питер, 2001. –  448 с.

 

 

Практические задания

 

Задание 1.

 

Ниже приведены конкретные фразы сотрудников. К каждой фразе напишите все возможные вопросы, с помощью которых можно получить максимальную информацию.

  1. 1.            Никому и никогда нельзя доверять.
  2. 2.            Я не могу сейчас это сделать.
  3. 3.            В работе для меня важен результат, все остальное – не важно.
  4. 4.            Я должен соответствовать ожиданиям людей, с которыми общаюсь.
  5. 5.            Мне кажется, что большинство людей  мной не довольны.

Задание 2.

 

Используя разные методы изучения индивидуальной мотивации (минимум 3) опишите мотивационную сферу двух сотрудников какой либо организации, отразив следующие ключевые моменты

  1. Доминирующие и незначимые мотивы.
  2. Факторы (условия), способствующие повышению мотивации (мотиваторы).
  3. Факторы (условия), снижающие мотивацию (демотиваторы).
  4. Рекомендации руководителю, относительно управленческих воздействий.

Задание 3.

 

Группа делится на 4 подгруппы, каждая из которых готовит собеседование на основе одного из мотивационных портретов. Ваша задача подготовить и провести собеседование, с целью более глубинного изучения и детального понимания мотивационной сферы человека. Основная задача выяснить насколько описанные в мотивационном портрете особенности присутствуют у человека.

 

После этого  представители каждой подгруппы проводят собеседование с представителем другой подгруппы.

 

В результате работы в каждой подгруппе должен быть проведен анализ по следующим направлениям: 1) насколько у реального человека, с которым собеседовали присутствуют описанные в мотивационном портрете особенности; 2) эффективность задаваемых вопросов (насколько вопросы позволяли понимать мотивационную сферу человека); 3) поведение интервьюера (сильные и слабые стороны).

 

Задание 4. (задание выполняется в минигруппах)

 

На основании информации об  особенностях организации и анализа первичных результатов диагностического интервью с сотрудниками сформулируйте основные выводы и рекомендации для руководителя в области мотивации персонала.

 

 

 

 

 

Структура  творческой работы:

 

            Творческая работа по курсу «психологические основы мотивации персонала»  представляет собой анализ системы мотивации конкретной организации по следующей схеме:

 

            Диагностическая часть (описательная):

 

  1. Возраст организации, тип деятельности, количество персонала.
  2. Организационная структура.
  3. Организационная культура (с точки зрения руководства и персонала), стиль руководства.
  4. Представления руководства  и персонала об эффективности существующей системы мотивации.
  5. Персонал: ценностные ориентации, удовлетворенность трудом, структура потребностей и т.п..

      Аналитическая часть (интерпретационная):

 

  1. Эффективность существующей системы мотивации (ее адекватность типу деятельности, орг.культуре, особенностям персонала, насколько она влияет и определяет поведение сотрудников).
  2. Материальная и нематериальная мотивация (какие теоретические модели лежат в основе; система поощрений и наказаний и ее эффективность).
  3. Рекомендации по корректированию системы мотивации.

      Приложение

 

Методы и методики, используемые для сбора информации (описание).

 

 

 

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

  1. Мотивация как функция кадровой политики ее место в системе управления персоналом. Мотивация в управлении, эволюция понятия.
  2. Определения мотивации. Основные понятия в структуре мотивации: мотив, потребность, стимул, мотивация.
  3. Содержательные теории мотивации.
  4. Процессуальные теории мотивации.
  5. Мотивация как процесс, ключевые психологические закономерности.
  6. Виды мотивации. Различные критерии для классификации видов мотивации: обусловленность процесса мотивации; направленность человека в работе; способ мотивирования.
  7. Внутренняя и внешняя мотивация. Психологические закономерности внутренней мотивации. Работа как «внутренняя игра».
  8. Общий мотивирующий потенциал работы.
    1. Коучинг как стиль мотивирования. Возможности коучинга внутри организации. Основные навыки и личностные особенности эффективного внутреннего коуча.

10.  Индивидуальная   карта мотиваторов. Коррекция индивидуальной системы мотивации. Типовые поведенческие сценарии и мотивация.

 

11.  Методы стимулирования персонала. Основные требования к организации стимулирования: комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность. Классификации стимулов.

 

12.  Комплексно-методический  и адаптационно-организационный подходы к стимулированию.

 

13.  Основные психологические принципы эффективности поощрений и наказаний. Материальное и нематериальное стимулирование.

 

14.  Организационная культура и мотивация персонала. Типология организационных культур.

 

15.  Источники получения информации об особенностях трудовой мотивации    персонала: процесс и результат деятельности; данные психологических исследований. Методы оценки мотивирующих факторов.

 

16.  Требования к разработке и проведению диагностического интервью с персоналом организации в области трудовой мотивации.

 

17.  Технология формулирования вопросов, направленных на получение максимально полной и конкретной информации. Работа с мета-модельными нарушениями.

 

 

 

 

 

Тематический список литературы.

 

 

 

Тема 1. Мотивация как функция кадровой политики. Основные понятия.

 

  1. Блинов, А.О. Мотивация персонала корпоративных структур.//Маркетинг, №1, 2001, С. 88–101.
  2. Каверин, С.Б. Мотивация труда. –М, 1998. –224с.
  3. Самоукина, Н. Мотивация персонала как проблема. //"Управление персоналом", №7, 2004
  4. Тарасов, В. Персонал – технология, отбор и подготовка менеджеров. – Л., 1989. – 126с.
  5. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: Т.1./ Под ред. Б.М. Величевского. – М.: Педагогика, 1986. – 406 с.
  6. Уткин, Э.А. Мотивационный менеджмент. – М.: ЭКМОС, 1999. –  256 с.
  7. Шкатулла, В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: НОРМА –ИНФРА – М,  1998. – 527 с.

2.       Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

 

 

Тема 2. Основные теоретические модели мотивации

 

  1. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М, 1998. – 496с.
  2. Каверин, С.Б. Мотивация труда. –М, 1998. –224с.
  3. Кочеткова, А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М.: ЗЕРЦАЛО, 1999. – 384 с.
  4. Маслоу, А.Г.  Мотивация и личность. – СПб, 1999. – 478с.
  5. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 1998. –  279 с.

 

 

Тема 3. Виды мотивации.

 

  1. Блинов, А. Мотивация персонала корпоративных структур. // Маркетинг, №1, 2001г.
  2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2000. – 512 с.
  3. Карпов, А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарики, 2000. – 582с.
  4. Маслоу, А.Г.  Мотивация и личность. – СПб, 1999. – 478с.
  5. Розанова, В. А. Психология управления. – М. – 1997. - 288с.
  6. Санталайнен, Т., Управление по результатам. – М., 1994. –234с.
  7. Тарасов, В. Персонал – технология, отбор и подготовка менеджеров. – Л., 1989. – 126с.
  8. Голви, У. Т. Работа как внутренняя игра. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 252 с.

 

 

Тема 4. Управление мотивацией.

 

  1. Дауни, М. Эффективный коучинг. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2005. – 288с.
  2. Кочеткова, А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М.: ЗЕРЦАЛО, 1999. – 384 с.
  3. Розанова, В. А. Психология управления. – М. – 1997. - 288с.
  4. Уткин, Э.А. Мотивационный менеджмент. – М.: ЭКМОС, 1999. –  256 с.

 

 

Тема 5. Мотивация и стимулирование. Система поощрений и наказаний.

 

  1. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М, 1998. – 496с.
  2. Варданян, И. Предложение по совершенствованию системы нематериального стимулирования. //"Управление персоналом" N4 2005
  3. Захаров, Н. "Загадка русской души", или Особенности мотивации труда российского персонала. // «Управление персоналом», №1-2, 2005
  4. Ручка, А.А. Н.А. Сакада Стимулирование и мотивация труда на промышленном предприятии. – Киев.:  Наук. думка, 1998. – 221с.
  5. Сомов, Л. Эффективная система оплаты труда - еще один шаг к успеху вашей компании.// "Управление персоналом", N14, 2004
  1. Станкин, М.Н. Психологические аспекты стимуляции // Управление персоналом. №2, 1999, С. 46 – 51

7.  Станкин, М. Н. Алгоритмы стимуляции наказанием.// Управление персоналом. - N 8, 1996

 

  1. Уткин, Э. А. А.И. Кочеткова Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – М.: АКАЛИС, 1996. – 206 с.
  2. Шубенкова, Е.В. Современные программы признания заслуг персонала в обеспечении высокого качества. // "Управление персоналом", N4, 2004

 

 

Тема 6. Организационные и личностные факторы, влияющие на  мотивацию персонала.

 

  1. Замфир, К. Удовлетворенность трудом. – М.: Политиздат, 1983. – 142с.

2.    Кориенко, В. Стиль управления как мотивирующий фактор // Управление персоналом, №5, 1999.

 

3.    Лютенс, Ф. Организационное поведение. – М, 1999. – 692 с.

 

4.       Патрушев, В.Д. Н.А. Калмакан Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты. – М.: Наука, 1993. – 111с.

 

5.    Розанова, В. А. Психология управления. – М. – 1997. - 288с.

 

 

 

Тема 7. Методы изучения трудовой мотивации.

 

1.       Анастази, А. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688с.

 

2.       Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

  • Малышев, К.Б. Психология управления. – М.: Per Se,   2000. – 140 с.
  • Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.А.Столина – СПб.: Питер, 2000. – 440с.
  • Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 1998. – 624с.
  •  

    5.       Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова – СПб.: Питер, 2001. –  448 с.