Печать

Мельникова Н.Н.

 

Возможности гештальт-подхода

для профилактики формирования наркозависимости

 

Опубликовано: Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: сборник научных трудов под ред. Н. А. Батурина. – Челябинск: ЮУрГУ, 2004. – Т.4 – С. 177–181.

 

 

Методы гештальт-терапии широко применяются для лечения и реабилитации зависимых пациентов [8]. Однако использование этих методов в целях первичной профилактики наркотизации имеет свои особенности и требует отдельного рассмотрения и обоснования. Действительно, методы психологической работы с людьми, уже вовлечёнными в употребление ПАВ и с людьми, ещё не употреблявшими наркотические вещества, должны существенно различаться. Если в первом случае в центр внимания попадает уже сформировавшаяся зависимость, в контексте которой просматриваются характерные нарушения личностной саморегуляции и нарушения контактов с окружением, то во втором случае мы имеем дело с неспецифическими предпосылками, с некоторыми личностными дисфункциями, которые, однако, напрямую ещё не связаны с химической зависимостью.

В рамках психологического подхода к профилактике наркозависимости, мы склонны рассматривать употребление наркотиков, как способ иллюзорного решения личностных проблем. Согласно этому подходу, начальная причина наркотизации – это дисгармоничная ситуация личность – среда, когда личность не справляется с противоречиями жизни [4]. В этой ситуации зависимость выступает как некоторая компенсирующая форма поведения, заключающая в себе существенные психологические функции, дефицит которых личность испытывает в реальной жизни. Поэтому в центре внимания первичной профилактики оказывается общее функционирование личности и её возможности эффективно взаимодействовать с окружающей средой.

Каковы здесь возможности гештальт-подхода? Не обращаясь к частным методам и терапевтическим техникам, рассмотрим в этом контексте основные принципы и позиции гештальта. Нас будут интересовать трактовки механизма формирования зависимости и подходы к работе с личностными предпосылками развития этого процесса.

Гештальт-теория рассматривает человека как целостную и саморегулирующуюся систему. Жизнедеятельность открытой неравновесной системы – это непрерывный поток активностей, благодаря которым она поддерживает себя в относительно устойчивом состоянии. Основатель теории систем Л.фон Берталанфи называл такое состояние «проточным равновесием» [1]. Любую систему можно описать через диапазон доступных ей функций [2]. Для человека такие функции проявляются в целесообразных действиях, направленных либо на обеспечение внутренней стабильности, либо предназначенных для выполнения некоторой задачи в среде и осуществления с ней продуктивного обмена. Примерами жизненно необходимых функций могут быть регуляция эмоциональной сферы, самоорганизация деятельности, установление и поддержание взаимоотношений, и многие другие. Функциональное разнообразие, гибкость и лабильность функций считаются признаками высокоорганизованной системы [7].

Однако в функционировании системы могут существовать ограничения, определяемые особенностями её организации и условиями развития. Ф. Перлз называл такие дефициты функционирования «дырами в личности» [6]. Имея такие «дыры», человек оказывается беспомощным в жизненных ситуациях, предъявляющих запрос к определённым функциональным проявлениям. Например, он может не суметь справиться со своими эмоциями, отстоять свою позицию в группе или выбрать дело по душе.

Система, обладающая многочисленными функциональными дефицитами наименее устойчива: для неё существует слишком широкий спектр ситуаций, которые выводят её из равновесия; у неё же отсутствуют средства это равновесие восстановить. Преследуя жизненно важную цель обеспечения своей целостности и устойчивости, система принимает любой суррогат, предлагаемый средой, способный закрыть «брешь» в её функционировании. Например, наркотики могут временно ослаблять тревожные состояния, оказывать возбуждающее действие, облегчая общение, сглаживать переживания внутреннего конфликта или выполнять функции социального протеста.

Неустойчивая система, часто теряющая равновесие, склонна к формированию зависимостей. При этом, в качестве объекта зависимости может выступать не только наркотик, но и другой человек, духовная система, информация и т.д. В гештальт-терапии зависимость часто рассматривают как интроект – некоторое инородное образование, «проглоченное» и не ассимилированное человеком. Постепенно этот «чужеродный элемент» занимает значимое место в психической организации, выполняя важные для системы функции (внешние или внутренние). Человек учится обходиться с жизненными трудностями с помощью своеобразного «психологического протеза». Он становится зависимым от этого объекта, поскольку без него уже не способен поддерживать свою целостность.

Одна из задач, которая решается в рамках гештальт-терапии, – обнаружить функциональны дефициты личности и помочь человеку восстановить утраченные функции, научиться обходиться без «костылей», научиться опираться на себя [5]. В связи с этим, гештальт-подход ставит в центр внимания поиск и освоение личностных ресурсов, часто сокрытых в отторгнутых частях «Я» под масками проекций. «Возвращение» и ассимиляция проекций – один из наиболее ярких моментов в гештальт сессиях.

Освоение личностных ресурсов невозможно без принятия ответственности за свои действия. В гештальте слово «я» используется как противоядие против «оно». «Каждый раз, когда вы, выражая свой опыт, говорите о себе в первом лице, выражая себя, вы помогаете развитию своей личности» (Перлз, 1966). Определяя, как цель, восстановление самоподдержки, гештальт достигает этого за счёт активизации самовыражения, самопринятия, контактирования со своими внутренними потребностями и стремлениями.

Более узкая трактовка механизма формирования наркозависимости связана с концепцией накопления и разрядки психического напряжения. Одним из центральных понятий в гештальт-теории является понятие «незаконченного действия» (или иначе – «незавершённого гештальта»). В качестве таких незавершённых действий могут выступать невыраженные чувства, невысказанные другому человеку слова, остановленный двигательный импульс, сдержанные слёзы или крик. Гештальт-теория указывает, что человек функционирует здоровым способом тогда, когда вступает в контакт с окружением для удовлетворения своих потребностей, для развития и роста. Нарушения же контакта (в гештальт-теории – «прерывания контакта») оставляют потребности неудовлетворёнными, что приводит к накоплению психического напряжения, способом разрядки которого может служить девиантное поведение (в том числе – наркотизм).

Заблокированные потребности могут быть связаны со сферой межличностных отношений или с профессиональной деятельностью, могут затрагивать самооценку личности или чувство собственной компетентности, но результат их воздействия на психическое состояние человека всегда один: накопление психического напряжения, которое стремится к разрядке. В норме (и в большинстве случаев) такая разрядка происходит в действии, направленном на удовлетворение потребности. Однако в некоторых ситуациях действие может быть остановлено. Наиболее «богатым» в этом смысле является детский опыт, когда насущные потребности ребёнка стремятся разрешиться ещё несоциализированным образом, и деструктивные действия, естественно, останавливаются окружающими взрослыми.

Запрет, наложенный когда-то на «неугодное» действие, парализует спонтанную активность человека. Неумение найти приемлемый способ удовлетворения, и даже вытеснение нежелательной потребности из сферы осознания приводит человека к тупиковой ситуации. Тогда наркотик может восприниматься как единственный выход, который позволяет прибегнуть к иллюзорному (и в большинстве случаев бессознательному) удовлетворению, давая временное облегчение и «сброс» напряжения. В то же время, бессознательность и иллюзорность процесса оберегают человека от встречи с его истинной потребностью, которая, тем не менее, продолжает существовать. Постепенно напряжение накапливается снова и вновь требует разрядки.

Гештальт-подход уделяет особое внимание завершению незаконченных ситуаций, отреагированию невыраженных чувств, связывающих энергию свободного функционирования. Такое завершение происходит через восстановление контакта с исходной потребностью и, затем, поиск способов удовлетворения в реальном и конструктивном контакте с окружением. Получив возможность находить удовлетворение в реальном мире, человек избавляется от необходимости искать его в вымышленном мире грёз, предлагаемом наркотиком.

Характерно, что основные позиции гештальта базируются на понятии «контакт». Основная задача гештальт-терапии – восстановить потерянную способность контактировать с реальным миром, что достигается через осознавание и проживание ситуации здесь–и–сейчас.

Сознавание (awareness – переводится как «замечание, слежение, осведомлённость» – производное от «to be aware of…» – «быть в курсе происходящего») считается в гештальте основным терапевтическим фактором. Сознавание – это состояние активного контакта с реальностью здесь–и–сейчас, «… это сам момент понимания, живой акт переживания» опыта [9, с. 77]. Это как раз то, чего лишён наркоман: употребление психоактивных веществ во многих случаях бывает именно бегством от реальности, травмирующий опыт контакта с которой был когда-то непереносим. Восстановление способности находится в контакте с актуальной ситуацией, выдерживать и развивать этот контакт – возвращает человеку возможность жить в настоящем, получая от этого удовлетворение.

Тренировка сознавания постепенно учит человека улавливать не только своё общее состояние или ход мыслей, но и держать в фокусе внимания целостное поле организм – среда, включая телесные и эмоциональные реакции на ситуацию. Это способствует восстановлению здоровой саморегуляции организма, когда он способен выделить в качестве фигуры на общем фоне наиболее актуальную в данный момент потребность (физиологическую, социальную или др.), выбрать адекватный способ её удовлетворения, проявить необходимую активность и ассимилировать полученный опыт: т.е. на языке гештальт-теории «пройти полный цикл контакта».

Постепенная тренировка корректного прохождения цикла контакта в процессе гештальт-терапии (не важно, на каком содержании) способствует повышению общей функциональной адекватности. Т.е. повышает вероятность того, что в новой жизненной ситуации, умея правильно выстраивать контакт, человек адекватно справится с жизненно важной задачей уже и без посторонней помощи. В этом ценность гештальт-подхода не только для терапии конкретных проблем, но и для личностного роста в целом.

 

Использование гештальт-подхода в рамках первичной профилактики наркозависимости имеет и ряд формальных преимуществ, поскольку позволяет учитывать такие требования к профилактическим мероприятиям, как неспецифичность и ориентация на работу со здоровыми людьми. Гештальт-работа может проводиться как индивидуально, так и в группах. При этом, успешными могут быть и тематические группы, построенные вокруг работы с конкретной проблематикой (например, самоотношение, тревога, агрессия), и группы, предполагающие неспецифическое содержание, направленные на общее самопознание, саморегуляцию и освоение личностных ресурсов. При этом, второй вариант более привлекателен для участников в силу своей социальной желательности и возможности сохранить идентичность «здорового» человека. Ф.Перлз любил повторять, что «гештальт – это терапия для здоровых». В целом, гештальт-методы направлены на освоение способов конструктивного обращения со своей психикой, которые могут быть полезны в любых жизненных ситуациях.

По словам основателя гештальт-терапии Ф. Перлза, гештальт призван «…помочь нам обрести самопознание, удовлетворение и способность опираться на себя (self-support)» [5, с. 11]. Согласитесь, это несовместимо с наркозависимостью…

 

Литература

  1. Берталанфи Л. Общая теория систем – критический обзор / Исследования по общей теории систем /Сборник переводов под ред. В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. – М.: Прогресс, 1969. – С. 23–82.
  2. Диалектика познания сложных систем / Под ред. В.С. Тюхтина. – М.: Мысль, 1988. – 316 с.
  3. Левин К. Теория поля в социальных науках. – С-Пб.: Сенсор, 2000. – 368 с.
  4. Мельникова Н.Н., Чумакова Е.В. Личностные нарушения, как предпосылка развития наркотизации /Современные подходы к первичной профилактике наркотизации в студенческой среде: Сборник научно-практических работ – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – С. 77–81.
  5. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. – М.: «Либрис», 1996. – 240 с.
  6. Перлз Ф. Гештальт-семинары. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998. – 330 с.
  7. Сетров М.И. Основные принципы и аспекты организации систем / Проблемы методологии и современная наука. – Кишинёв: Штиинца,1988. – С.86–98.
  8. Сименс Х. Применение принципов, концепций и методов гештальт-терапии при лечении зависимых пациентов // Гештальт–2002. Сборник материалов Московского Гештальт Института. Тематический выпуск по проблемам зависимостей. Под ред. Д.Н. Хломова. – М.: МГИ, 2002. – С. 14–28.
  9. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 304 с.


[1] Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (код проекта 02-06-00368 а/Т)