Print
There are no translations available.

Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)


Основным элементом любых оценочных технологий, обязательным условием надежности и достоверности получаемых результатов, является деятельность по формированию компетентностей и критериев для оценки. В результате работы по формированию компетентностей и их содержания (критериев оценки) создается модель с описанием умений, навыков и способностей, необходимых эффективному руководителю. И уже на основании этой модели в дальнейшем разрабатывается программа проведения оценочных процедур.

Сегодня большая часть стоимости организации связана с человеческим ресурсом. Для формирования такого ресурса современному руководителю необходимо:

 

  • работать с каждой личностью в организации (подразделении);
  •  


    Поэтому эффективный руководитель должен быть способен к достижению определённого результата на нескольких уровнях: уровень личности, уровень группы, уровень деятельности и уровень взаимодействия.

    Для выполнения этой комплексной задачи руководитель должен обладать набором компетентностей, которые в общем виде можно описать следующим образом:

    ГРУППА. На уровне группы - организационная компетентность (организационное лидерство), базирующееся на готовности и способности руководителя создавать необходимые условия для эффективной работы - как коллектива, так и отдельных работников (в том числе понимаемые как результат реализации управленческих функций: постановка задач, контроль и т.д.).

    ЛИЧНОСТЬ. На уровне личности - эмоциональная компетентность (эмоциональное лидерство). Здесь - способность руководителя создать и сплотить коллектив, организовать конструктивное взаимодействие членов команды, его авторитетность, определяющая в конечном итоге степень влияния данного руководителя на своих подчиненных, способность повести за собой и выступить в роли наставника.

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. На уровне деятельности - интеллектуальная компетентность (интеллектуальное лидерство). Это – определённые требования к общему уровню интеллектуального развития руководителя, определяющие его интеллектуальный потенциал и соответствующий набор связанных с характеристиками мышления и работой с информацией способностей для решения сложных или нестандартных профессиональных и управленческих задач.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. На уровне взаимодействия - коммуникативная компетентность (коммуникативное лидерство), понимаемое как способность устанавливать конструктивные деловые отношения с людьми, формировать и поддерживать контакты во внутренней и внешней для организации (подразделения) среде.

    В результате мы получаем для оценки кандидатов в группу резерва руководителей следующий набор компетентностей:

    1. Организационная компетентность (организационное лидерство).

    2. Эмоциональная компетентность (эмоциональное лидерство).

    3. Интеллектуальная компетентность (интеллектуальное лидерство).

    4. Коммуникативная компетентность (коммуникативное лидерство).


    Для каждого типа компетентностей в отдельности определяются минимально достаточные для целей оценки наборы компетенций (критериев), сформулированные, как правило, в терминах наблюдаемого поведения и раскрывающие основную сущность данной компетентности.


    Пример формирования компетенций для
    оценки руководителей и кандидатов в группу резерва руководителей


    Компетентности Компетенции
    Организационная компетентность
    • руководство группой
    • способность к планированию
    • способность принимать решения
    • предусмотрительность
    • способность к делегированию
    Эмоциональная компетентность
    • авторитетность
    • способность организовать взаимодействие в группе
    • эффективность взаимодействия с людьми
    • способность к командной работе
    • способность контролировать эмоции
    Интеллектуальная компетентность
    • аналитические способности
    • способность к проблематизации
    • способность работать с большим объемом информации
    • способность систематизировать информацию
    Коммуникативная компетентность
    • умение слушать
    • способность формулировать мысли
    • способность убеждать других
    • логичность и последовательность изложения материала
    • способность к аргументации

    Преимущества предлагаемой для оценки модели компетентностей:


    1. Компетентности и компетенции отражают сущность управленческой деятельности и служат основанием для оценки управленческого потенциала участников оценки.

    2. Бальные значения по каждой из компетентностей и компетенций позволяют сравнить степень выраженности потенциала участников и принять взвешенные решения.

    3. Определение степени выраженности каждой компетентности и компетенции позволяет спланировать не только программы обучения и развития, но и определить предпочитаемое направление деятельности и карьеры для каждого участника оценки.

    • из отдельных личностей создавать группу, живущую по согласованным законам;
    • планировать, организовывать и контролировать весь процесс деятельности подчинённых - как отдельных работников, так и коллектива в целом;
    • решать сложные управленческие задачи, формировать знания у подчиненных ему сотрудников, сохранять эти знания и преумножать их;
    • эффективно взаимодействовать на разных уровнях управленческой иерархии.